Почему бюджеты на HR больше не работают: время инвестировать в развитие HR-бренда

Почему бюджеты на HR больше не работают: время инвестировать в развитие HR-бренда

Сперва вы заплатили порядка 100 тысяч рублей на подбор персонала. Потратили как минимум 10-15 часов в неделю на интервью с каждым потенциальным кандидатом. Возможно, даже сумели закрыть все вакансии. Но проходит время, и сотрудник увольняется, запуская тем самым воронку найма по новой. Знакомо? Хотите прервать этот затратный круг?

Мир изменился, и теперь кандидат выбирает компанию так же, как покупатель выбирает продукт. А значит, HR-бренд становится новым внутренним маркетингом для бизнеса. На рынке те компании и предприниматели, которые умеют показать ценность и завоевать доверие к HR-бренду с помощью контента, значительно выделяются.

Привлекательность компании в качестве работодателя стала частью маркетинга в мире, где на рынке идет конкуренция за таланты. Особенно в таких сферах, как IT, маркетинг и финтех. К тому же, кандидаты больше не выбирают работодателя только по размеру заработной платы. Важно все: корпоративная культура, ценности компании, возможности для роста и атмосфера внутри команды.

Факт: 84% соискателей выбирают работодателя по его репутации ― данные Glassdoor.

Почему HR-бренд в приоритете?

HR-бренд — это не только инструмент для привлечения сотрудников, но и конкурентное преимущество, которое повышает стоимость компании в глазах клиентов и инвесторов. Компании, известные своим отношением к сотрудникам, чаще оказываются в топе рейтингов, таких как «Лучшие работодатели», что положительно влияет на их репутацию на рынке в целом.

Например, Google, Atlassian и «Тинькофф» активно развивают HR-бренд с помощью статей, кейсов сотрудников и общей медиаактивности. В результате они практически не нуждаются в рекламе вакансий: кандидаты сами стремятся попасть к ним.

Почему бюджеты на HR больше не работают: время инвестировать в развитие HR-бренда

Сейчас самое время научиться подходить к кадровому вопросу с точки зрения маркетинга, чтобы закрывать разные HR-задачи.

  • Потребность в долгосрочных результатах. Рекрутинг через агентства и платные объявления решает проблему закрытия вакансий в краткосрочной перспективе, но не формирует устойчивый поток кандидатов. Когда же у компании сформирован HR-бренд, кандидаты мониторят даже закрытые вакансии, в ожидании старта найма.
  • Привлечение качественных кандидатов. Потенциальные сотрудники, особенно высококвалифицированные специалисты, тщательно изучают работодателя: читают отзывы, просматривают публикации в корпоративных блогах и оценивают ценности компании по ее публичному проявлению.
  • Удержание текущих сотрудников. Сильный HR-бренд повышает вовлеченность и лояльность персонала. Компании с четко сформулированными ценностями и привлекательным образом работодателя реже сталкиваются с проблемами текучести кадров.

Но детальнее я предлагаю остановится на другой задаче, закрыть которую можно за счет создания стратегии контент-продвижения внутренних процессов компании ― снижение стоимости найма.

Цена вопроса: сколько стоит закрыть вакансию?

Закрытие вакансии — это всегда затраты, которые зависят от выбранного подхода.

Рассмотрим 3 основные стратегии: самостоятельное размещение объявлений, создание внутреннего HR-отдела и обращение в рекрутинговые агентства. Каждая из них имеет свои особенности и стоимость.

Самостоятельное размещение объявлений

На первый взгляд этот способ кажется самым бюджетным, но скрытые затраты могут сделать его не таким выгодным.

Основные расходы:

  • Размещение вакансий на платформах: HH.ru (стоимость от 1733 рублей на ноябрь, итоговая зависит от выбранного тарифного плана, региона, категории вакансии и многих других критериев), SuperJob, Avito, Rabota.ru и т.д.
  • Время сотрудников: сотрудник, на которого будут возложены обязательства (делопроизводитель, кадровик, менеджер) тратит примерно 10–15 часов в неделю на отбор резюме, проведение собеседований и согласование кандидатов. При средней почасовой ставке 500 рублей (например, для менеджера среднего звена) это дополнительные 5000–7500 рублей за процесс.
Почему бюджеты на HR больше не работают: время инвестировать в развитие HR-бренда

Формирование внутреннего HR-отдела

Создание собственного отдела подбора персонала подходит крупным компаниям с большим количеством вакансий или высокой текучестью кадров.

Основные расходы:

  • Зарплата HR-менеджера: в зависимости от региона и фирмы на HH.ru размещены вакансии с зарплатой от 50 000 до 100 000 рублей в месяц.
  • Инструменты для работы: доступ к профессиональным платформам и базам данных, обучение и тренинги для повышения квалификации (около 30 000 рублей на одного сотрудника в год).

Дополнительные затраты: обеспечение инфраструктуры для HR-команды (рабочие места, оборудование, ПО).

Обращение в рекрутинговые агентства

Рекрутинговые агентства предлагают полный спектр услуг, но это самый дорогой способ закрыть вакансию.

Основные расходы: комиссия агентства ― обычно составляет от 10% до 30% годового дохода кандидата. Например, при зарплате сотрудника 1 200 000 рублей в год (100 000 рублей в месяц) стоимость услуг составит 120 000–360 000 рублей.

Самый главный минус нелинейного (сезонного, срочного) рекрутинга в том, что как только сотрудник увольняется, цикл закрытия вакансии приходится повторять.

Так было и у нас в агентстве ― приходилось провести по воронке найма 100 человек на должность автора, и только одного человека брали стажером.

При этом, менеджер по развитию, которого взял на себя рекрутинг, месяц сидел на собеседованиях и его работа обошлась мне в 50 тысяч рублей (не считая зарплаты по основным обязанностям). А из стажеров в профессиональную среду у нас выходит 50-70%. Считайте сами..

Почему бюджеты на HR больше не работают: время инвестировать в развитие HR-бренда

По данным LinkedIn компания, у которой создан сильный HR-бренд, тратит на 43% меньше финансовых средств на закрытие вакансий. Именно сильный HR-бренд снижает стоимость найма, так как формирует органический приток кандидатов за счет интереса аудитории к публикациям компании. Люди читают контент и ассоциируют себя с ценностями компании. Вот почему развитие HR-бренда с помощью статейного продвижения может стать ключом к долгосрочной экономии на подборе персонала.

Контент-маркетинг в действии: от статей до реальных вакансий

Что такое статейное продвижение в контексте HR? Если с внешним маркетингом, нацеленным на привлечение клиентов, все понятно, то о чем можно писать в рамках внутреннего маркетинга. А главное ― где? Привожу подробный план действий.

Начните писать: регулярные статьи, блоги, кейсы

Ключ к успеху — в систематичности. Не стоит ограничиваться разовыми публикациями; нужно вести работу на постоянной основе.

  • Статьи, блоги, соцсети. Делитесь опытом компании, достижениями, корпоративной культурой. Например, расскажите о том, как ваши сотрудники проходят обучение, реализуют проекты или выстраивают work-life balance. Делайте это регулярно. Канал в Telegram, кстати, весьма неплохой инструмент для повышения узнаваемости бренда.
  • Кейсы. Разбирайте реальные примеры работы вашей команды, подчеркивая ее профессионализм. Например, кейс о внедрении новой технологии, который решает задачу клиента, может привлечь талантливых специалистов, ищущих вызовы.
  • Истории успеха сотрудников. Такие материалы показывают путь сотрудников в компании, их рост и профессиональное развитие. Это вдохновляет кандидатов, желающих работать в организации с понятной карьерной траекторией.

Используйте UGC-платформы: VC.ru, Habr, Pikabu

Эти площадки идеально подходят для повышения узнаваемости HR-бренда.

  • VC.ru. Публикуйте истории о развитии бизнеса и жизни команды. Например, как корпоративные ценности компании помогли решить нестандартные задачи.
  • Habr. Отличная платформа для технических специалистов. Здесь можно делиться инженерными кейсами, сложными разработками и внедрением инноваций. Это привлечет разработчиков и инженеров, которые ценят профессиональную экспертизу.
  • Pikabu. Платформа для более неформального контента. Расскажите истории из жизни офиса, о смешных или трогательных моментах, которые подчеркнут человеческую сторону вашей компании.

Важно: адаптируйте тональность публикаций под аудиторию каждой платформы. На VC.ru аудитория ценит пруфы и экспертизу, на Habr ― техническую глубину, а на Pikabu — простоту и искренность.

Будьте честны: кандидаты любят прозрачность

Сегодня кандидатам недостаточно просто описания вакансии. Они хотят видеть реальную картину жизни в компании.

  • Покажите будни команды. Используйте фото и видео из офиса, публикуйте отзывы сотрудников, рассказывайте о реальных успехах и сложностях.
  • Признавайте проблемы. Никто не ожидает идеальной компании, а открытость в решении проблем вызывает доверие. Например, упомяните, как вы справлялись с кризисами или внедряли сложные изменения.
  • Демонстрируйте ценности. Расскажите, что важно для вашей компании — инновации, поддержка сотрудников, забота об обществе. Если эти ценности будут совпадать с личными убеждениями кандидатов, они с большей вероятностью откликнутся.

Что это дает бизнесу?

Размещение вакансий на досках объявлений или оплата услуг агентств дает краткосрочный результат. Контент-маркетинг же создает актив, который будет работать на вас годами:

  • масштабируемость ― одна статья, опубликованная на UGC-площадке, может привлечь сотни кандидатов, а ее влияние продолжится и через год.
  • долгосрочная ценность ― контент укрепляет ваш HR-бренд, повышая узнаваемость и доверие. Это позволяет снизить зависимость от платных каналов привлечения сотрудников.

К тому же, контент-маркетинг ― это сильное конкурентное преимущество. Представьте: потенциальный талантливый соискатель не обязательно прямо сейчас находится в поиске вакансии. Но он регулярно читает одну или несколько площадок, на которых вы регулярно публикуетесь. И с удовольствием читает ваши статьи, проникаясь вашими ценностями и рабочей атмосферой. С какой долей вероятности этот человек захочет устроится именно к вам, когда решит сменить место деятельности?

В современных реалиях атмосфера, возможности развития и ценности компании становятся не менее ценными, чем финансовые перспективы.

Контент-маркетинг позволяет вашему HR-бренду «говорить» с потенциальными сотрудниками. Это не просто статьи — это ваша корпоративная история, рассказы о людях и ценностях.

При всем вышесказанном я не противопоставляю контент-продвижению традиционным рекрутинговым воронкам или рекламе. А лишь хочу заметить, что оно усиливает в стократ давно отработанные практики. Однажды вложившись, вы получите инструмент, который будет работать на вас годами. Подсказать, с чего начать?

4444
52 комментария

Мне кажется, такой подход только крупным компаниям подходит

3
Ответить

Наверное, соглашусь от части.
Вот реально, для кого работает контент-маркетинг, тот и hr-бренд через контент выстроит на изи.

1
Ответить

В основном наверно да, мелкие не смогут так

1
Ответить

HR бренд никому нафиг не уперся. Платите нормально и будут у вас норм спецы работать.

3
Ответить

а потом сосед на 2 копейки больше заплатит. так и будете соревноваться?)

Ответить

Было бы не плохо прокачать HR бренд, только не понятно, это уже не маркетологи должны делать, но еще не HR.

3
Ответить

На сцену выходит новая дисциплина — HR-маркетинг. Исходя из названия, это вотчина маркетологов. Да идействовать нужно по всем законам макретинга. ЦА, потребности, УТП ,отстройка, сегментирование, позиционирование

Ответить