Виртуальная реальность в обучении: за или против?

В нашем быстро меняющемся цифровом мире технологии занимают большую часть жизни. Неизбежно влияют они и на сферу образования. Технология виртуальной реальности в последние годы всё активнее встраивается в образовательную систему. Наравне с мнением, что виртуальная реальность значительно обогащает процесс обучения, звучат опасения относительно ее влияния на здоровье пользователей, высокой стоимости внедрения и подмены «живого» учебного процесса искусственной цифровой средой.

Исходя из опыта внедрения образовательных VR-решений в учебных заведениях и предприятиях Казахстана, хочу отметить, что виртуальная или иммерсивная реальность решает одну из основных проблем обучения – оторванность теории от практики. Теоретические знания можно почерпнуть из учебников и лекций, но применение их на практике – организационно-сложный процесс. VR – это инструмент, который помогает усвоить теоретический материал на практике как учащимся учебных заведений, так и сотрудникам предприятий при вводе в должность или повышении квалификации. Внедрение виртуальной реальности помогает учреждениям образования и производства в переходе на «цифровые рельсы», позволяет охватить обучением пользователей разных возрастов и с различными навыками владения технологиями.

Сотрудники казахстанских предприятий уже совершают такой цифровой переход. Специально для них мы разработали разные виды тренажеров виртуальной реальности: по предрейсовому осмотру транспорта, правилам поведения при чрезвычайной ситуации в угольной шахте и проведению планового оперативного переключения на электроподстанции. После ввода VR-тренажеров поддерживаем обратную связь и оказываем техническую поддержку клиентам, расширяем контент, исходя из запросов, возникающих в процессе эксплуатации тренажеров на предприятиях. За время разработки VR-тренажеров получаем только положительные отзывы. Успешное внедрение виртуального обучения на промышленных объектах, подтолкнуло нас к разработке тренажеров для технических и профессиональных учебных заведений, так появилось решение по сборке трактора «МТЗ Беларус 82» и программное обеспечение с AR-технологией «Автосцепное устроиство и его неисправности». В настоящее время более 150 студентов технических вузов активно используют виртуальные тренажеры для приобретения навыков сборки двигателей.

Современное поколение требует нового подхода в обучении, цель которого – добиться максимального понимания, усвоения и закрепления информации, формирования новых навыков у учащихся. Достигнуть этих задач позволяет внедрение цифровых инструментов, таких как виртуальная реальность.

Исследования показывают, что VR улучшает усвоение материала на 75% благодаря высокой визуализации. По данным опроса, опубликованного в Business Wire, более чем 1000 школьных учителей США (83%), считают, что VR может улучшить обучение. Другое исследование, проведенное в Китае, изучало влияние VR на академическую успешность, эффективность усвоения материала и долговременную память студентов. Испытуемые были разделены на четыре группы по 10 человек в каждой. Первые две группы изучали материал с помощью VR-технологий, вторые – с помощью традиционных методов. По итогам тестирования, проведенного сразу после обучения, группа «VR-студентов» показала оценки на 27% выше, чем группа, изучавшая материал традиционным способом. Результаты повторных тестов снова подтвердили эффективность виртуальной реальности, которая как оказалось способствует не только усвоению материала, но и сохранению знаний. Показатели «VR-студентов» превышали показатели контрольной группы на 32%.

При этом опрос самих испытуемых показал, что 80% из них VR-методики очень понравились, 20% – скорее понравились, чем нет, 95% сообщили, что по сравнению с классическим VR-обучение более «погружающее» и интерактивное, 85% отметили, что виртуальная реальность способствует долговременному сохранению знаний, 70% заметили, что стали лучше понимать материал, 50% обратили внимание на увеличение концентрации внимания, 45% увидели повышение академической успеваемости.

Подтверждают выводы данных исследований и мнение американского педагога Эдгара Дейла, который в ходе многолетнего опыта преподавания выяснил, что прослушивание лекций и чтение являются наименее эффективными способами усвоения материала, в то время как имитация реальной деятельности позволяют максимально полно усвоить информацию.

Апробация образовательных VR-решений в казахстанских учебных заведениях показала готовность учителей и учащихся к их использованию на постоянной основе. Положительную роль сыграло стремление педагогов к овладению новыми технологиями для повышения профессиональных навыков и качества преподавания. При запуске тестового режима виртуального обучения педагоги испытывали растерянность перед использованием оборудования. Но часы практики позволили им освоить новый инструмент.

Мы запустили обучающий виртуальный комплекс Digital lab для школ, колледжей и Вузов. Digital Lab представляет собой комплекс виртуальных лабораторных работ по физике, химии, биологии. Цифровая лаборатория поддерживает технологии дополненной и виртуальной реальностей, и может работать на разных видах устройств без доступа к интернету: очках виртуальной реальности, мобильных устройствах, панелях, компьютерах. Платформа удобна для занятий в классах и дома, развивает навыки самостоятельного и критического мышления. Digital Lab позволяет учащимся проводить опыты в безопасных условиях и необходимое для усвоения материала количество раз, без затрат дополнительных ресурсов и материалов. Лаборатория может быть внедрена как в городских, так и в отдаленных сельских школах, что дает детям равный доступ к образованию.

Устройства виртуальной реальности становятся доступнее по стоимости, а технические характеристики лучше. Как отмечают специалисты, воздействие на организм человека у VR-очков такое же как у мобильного телефона, ноутбука или телевизора. Компании-производители прилагают усилия для устранения «побочных» эффектов, таких как головокружение, тошнота, возникавших ранее при использовании VR-шлемов.

Технология виртуальной реальности не стоит на месте, развивается и совершенствуется, обещая стать неотъемлемой частью общего и профессионального образования. VR не заменит сам преподавательский процесс, а станет эффективным инструментом для улучшения обучения. Виртуальная реальность способна подготовить учащихся школ и Вузов к вызовам 21-го века, снабдив их навыками и знаниями, необходимыми для навигации в быстро меняющемся мире. Важно продолжать исследования в этой области, чтобы лучше понять, как использовать технологию виртуальной реальности для улучшения образования и повышения эффективности обучающих программ.

Начать дискуссию