Как измерить продуктовое мышление, или сколько шариков ты видишь?

Когда мы развиваем какой-то навык, его величину необходимо время от времени измерять. Иначе прогресса не будет. Как можно измерить развитость продуктового мышления? IT-компании, очевидно, заинтересованные в отборе кандидатов с хорошим продуктовым мышлением, применяют для этого “олимпиадные” задачки, на первый взгляд не имеющие отношения ни к работе, ни к мышлению.

Об одной из таких задач сегодня и поговорим. Это ставшая уже притчей во языцех задача на оценку какой-нибудь неизвестной (и бесполезной!) величины. Сколько шариков для пинг-понга поместится в самолет? Сколько воды выбрасывает Амазонка в Атлантический океан? Сколько настройщиков пианино в Москве?

Как измерить продуктовое мышление, или сколько шариков ты видишь?

Найдем источники информации

Считается, что эта задача проверяет навык оценивать примерный размер рынка. Размер рынка критически важен при запуске любого продукта и оценивать его безусловно нужно уметь. Но давайте проверим, насколько точно модель с шариками и настройщиками соответствует исходной задаче про размер рынка. Для этого решим задачу с настройщиками “по-настоящему” - так, будто настройщики - целевая аудитория конкретного продукта. Пусть продуктом будет какой-нибудь нанокамертон, инкрустированный рубинами. Оценим размер рынка этого продукта - посчитаем настройщиков.

Гугл здесь вряд ли поможет, но нужная информация есть, например, у Росстата, а, значит, через полчаса она будет и у нас. Если нам достаточно приближенной оценки (ее всегда достаточно!), то можно получить ответ, и не копаясь в официальной статистике. Можно просто задать в profi.ru запрос “настройщики пианино” и получить оценку искомой величины. Итак, чтобы решить задачу, нужно просто определить подходящие источники информации. В нашем списке есть источник, в котором можно получить приближенную оценку (но быстро и бесплатно) и есть источник, в котором можно получить точную (но дольше и, возможно, за деньги). Можно выбрать ответ на свой вкус и бюджет.

Получается, чтобы оценить рынок, достаточно просто уметь работать с источниками информации. Однако на собеседовании нам предлагают решить задачу в уме, как в каменном веке. Зачем? Зачем решать задачу про настройщиков в уме, если для оценки рынка этот навык все равно не понадобится? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем сделать то, о чем нас так настойчиво просят, - отключим интернет.

Если источники пересохли?

Даже без интернета нам известно, что в Москве 12 - 15 млн жителей, что дает примерно 4 млн семей. Теперь напряжем память и прикинем, у скольки наших знакомых дома есть пианино. У меня получилось примерно одно пианино на 20 семей, что дает 200 тысяч пианино в Москве. Пианино нужно настраивать раз в 1-2 года. Настройка одного пианино занимает ~2 часа. Значит, в день настройщик может обслужить 2-4 пианино, в год 500-1000, в два года 1000-2000. Следовательно, для обслуживания всех 200 000 пианино Москвы нужно 100-400 настройщиков. Проверяем ответ: profi.ru показывает 170 настройщиков, предлагающих свои услуги.

Итак мы долгим и трудным путем получили достаточно хорошую (совпадающую по порядку с истинной), но все же менее точную оценку. Зачем мы потратили время? Возможно, помимо самой оценки мы получили еще что-то, что стоит наших усилий? Помимо оценки числа настройщиков мы нашли, от чего зависит эта величина. Число настройщиков зависит от количества пианино и периодичности настройки. Количества пианино зависит от числа жителей и распространенности пианино в городе. Фактически мы построили то, что в продакт-менеджменте называется пирамидой метрик. На самом верху пирамиды находится ключевая величина, напрямую влияющая на продукт. На втором уровне находятся величины, влияющие на ключевую, но не на сам продукт. На третьем - величины, влияющие только на величины второго уровня.

Как измерить продуктовое мышление, или сколько шариков ты видишь?

Чем пирамида метрик лучше единственной ключевой метрики? Рассмотрим на нашем примере. Количество настройщиков определяет спрос на камертоны, то есть напрямую влияет на количество производимого нами товара. Предположим, мы регулярно измеряем только ключевую величину - количество настройщиков. Однажды мы замечаем, что настройщиков стало больше на 20%. Нам придется спешно произвести дополнительные 20% камертонов. У нас не было прогноза для нашей ключевой метрики. Поэтому мы не могли подготовиться к ее росту. Если же мы регулярно измеряем все величины из нашей пирамиды, то за полгода-год до роста числа настройщиков мы заметим, что начало медленно расти число пианино. Мы знаем, что скоро эти дополнительные пианино потребуют настройки, спрос на настройку вырастет, что повлечет за собой увеличение числа настройщиков. Разница в том, что во втором случае мы знаем это заранее и успеем подготовиться.

Развиваем продуктовое мышление

Итак мы увидели, что пирамида метрик улавливает тренды гораздо точнее, чем одна ключевая метрика, которая, как правило, недостаточно чувствительна и неспособна предсказывать изменения. Таким образом, задача “про настройщиков” проверяет не то, как мы считаем в уме, а то, как мы умеем оценивать порядок величин и искать зависимости между ними. А это два базовых навыка продуктового мышления. В игре-тренажере продуктового мышления ГильдияQuiz мы развиваем эти навыки при помощи двух конкурсов - “Верю-не верю” и “Хронология”.

В “Верю-не верю” команде нужно понять, истинно или ложно какое-нибудь забавное утверждение. Самое трудное при этом - не угодить в ловушки собственного сознания, которое норовит увести нас в область выдумывания фантастических, плохо обоснованных и очень ярких гипотез вместо того, чтобы задаться вопросом “какого из двух вариантов точно не могло быть?”. Именно так и оценивают порядок величины - когда мы не можем точно сказать, чему она равна, но можем сказать, чему она точно не равна. Яблоко на вашей ладони точно весит меньше килограмма и больше 10 грамм.

Например, верите ли вы, что в 1967 году на срезе докторской колбасы можно было увидеть число 50, выложенное жиром, - в ознаменование юбилея Октябрьской революции? Здесь возникает соблазн начать вспоминать все, что мы знаем про советский быт, и фантазировать на тему “могли в то время додуматься до подобного безумия?”, но верный ответ всего лишь в том, что на срезе докторской колбасы не может быть жира - жир бывает на срезе любительской.

В конкурсе “Хронология” команде показывается несколько известных картин. Игрокам нужно расположить их в хронологическом порядке изображенных на них событий: сначала Ленин нес бревно на субботнике, а уже потом случился поцелуй Брежнева и Хоннекера. Поскольку ни один нормальный человек не может помнить всех этих дат, единственный способ восстановить хронологию - найти причинно-следственные зависимости между событиями.

Например, вряд ли мы держим в памяти даты крещения Руси и битвы на Куликовом поле, но, сильно не напрягаясь, можем вспомнить, что на Куликовом поле дрались в том числе и за христианскую веру, а, значит, христианство к тому времени уже наверняка приняли. С двумя картинами задача выглядит простой, а вот с восемью уже возникает целое множество отношений “раньше/позже” между парами картин: 2-я, 5-я и 7-я картина перед 4-ой, 8-я после 7-ой и 6-ой, и т.д. Чтобы получить упорядоченную последовательность картин, нужно превратить это разрозненное множество парных связей в систему зависимостей.

Как измерить продуктовое мышление, или сколько шариков ты видишь?

Точно такая же задача упорядочивания возникает при проектировании пирамиды метрик, потому что пирамида метрик - это тоже система зависимостей (только иерархическая): каждая величина должна зависеть только от величин на нижних уровнях пирамиды, а влиять только на величины верхних уровней. Таким образом, у каждой величины в пирамиде должно быть свое место, и это место определяется фактически всеми остальными величинами.

Заключение

В этой статье я попробовал познакомить вас с двумя конкурсами нашей игры-тренажера ГильдияQuiz. В программу каждой игры входит пять разных конкурсов, а всего конкурсов у нас не меньше пятнадцати. Игры проходят онлайн каждый четверг. Для участия нужно купить билет на нашем сайте. Если у вас остались или появились вопросы об игре, вы можете задать их в чате нашего телеграм-канала. На канале мы публикуем статьи про продуктовое мышление, а также промокоды, дающие скидку на игру.

11
3 комментария

Интересный подход

1
Ответить

А выхлоп то какой из этих платных игр? 

Ответить

Выхлоп для игроков? Игроки решают кейсы и изучают приемы, позволяющие делать это более организованно и быстро.
В общем, нарабатывают практику.
Причем на разнообразных кейсах, не только на тех, которые в своей работе встречаются. Рабочие кейсы, как правило, все из какой-то одной узкой области. Конечно, если ты не консультантом работаешь.

Ответить