Как я запускал первую в России подписку на кофе от разных обжарщиков

Привет! Меня зовут Андрей, и в этой статье я хочу поделиться опытом запуска своего первого бизнес-проекта - подписки на свежеобжаренный кофе CoffisCoffis. Рассказываю об идее, разработке, трудностях и планах на будущее.

Как я запускал первую в России подписку на кофе от разных обжарщиков

Почему именно кофе?

Мой интерес к кофе начался в марте прошлого года, после поездки в Прагу и прогулкам по местным кофейням. Я сразу выделил 2 типа кофеен: первый, в котором кофе был просто “кофе”, про который ничего не скажешь, и второй, в котором варили очень яркий, непривычный, но вкусный эспрессо. Так я узнал, что такое свежеобжаренный specialty кофе.

Само понятие specialty - это целый стандарт, который зафиксирован SCA (Ассоциация по specialty кофе) и состоит из некоторого числа требований к зеленому и обжаренному кофе и его вкусовым характеристикам.

После знакомства с высококачественным кофе вернуться к магазинному я уже не смог. Купил полупрофессиональную кофемашину и кофемолку, стал покупать зерна от российских обжарщиков, и понеслась.

Домашний эспрессо-бар. Слева направо - кофемашина, весы с точностью до 0.1 грамма, жерновая кофемолка.
Домашний эспрессо-бар. Слева направо - кофемашина, весы с точностью до 0.1 грамма, жерновая кофемолка.

Свежая обжарка - что это такое и зачем она нужна?

Кофе обжаривается в больших “печках” - ростерах. Обжарка играет огромную роль в формировании вкуса кофе, во время обжарки в зерне происходят тысячи химических реакций и качественно обжарить кофе и делать это стабильно действительно очень сложно.

Как я запускал первую в России подписку на кофе от разных обжарщиков

Пик вкуса кофе - от 5 дней до 1,5 месяцев после обжарки. После этого он стремительно начинает терять аромат, а вкус становится все более “плоским”.

Разница между зернами свежей обжарки и полугодовым кофе с полки супермаркета чувствуется отлично.Что уж говорить про молотый кофе, где площадь поверхности (а значит соприкосновения с кислородом) в тысячи раз больше.

Молотый кофе для эспрессо (самый чувствительный к помолу способ приготовления) “живет” не более 5 минут, для турки - еще меньше. Срок хранения можно увеличивать, если запаковывать кофе в инертной атмосфере, например, в азоте.

Идея и аналоги

В очередной раз выбирая новый кофе, я задумался, что было бы круто, если разный кофе приезжал бы каждый месяц, да к тому же подбирался бы на основе твоих вкусовых предпочтений. Стал гуглить - в России такого сервиса нет.

Есть подписки на кофе от одного обжарщика, но тут есть минусы: во-первых, как правило, у обжарщиков не более 20-25 сортов в каталоге, для твоего способа приготовления - 10, тех, которые тебе понравятся - 4, во-вторых, ты ограничен одним производителем и чтобы ассортимент поменялся остается только ждать, пока какой-нибудь сорт закончится и введется новый.

На зарубежных рынках я нашел много сервисов по подписке на кофе от разных обжарщиков - Mistobox, Beanbros, Driftaway Coffee, Kaffebox. На российском же - ни одного.

Понятно, что в офисах потребуют кофе значительно больше и идея была в первую очередь - подписка для офисов, куда кофе обычно берут из ближайшей Пятерочки. Отсюда и название - Coffis. Но тут грянул карантин, и почти все офисы по-закрывались.

Подписка от Beanbros - очень понравилась упаковка и презентация.
Подписка от Beanbros - очень понравилась упаковка и презентация.

Выхода было два - ждать открытия офисов или делать подписку для домашних любителей кофе.
Выбрал второй вариант, так и появился Coffis - ежемесячная подписка на кофе от разных обжарщиков, где кофе подбирается на основе твоих предпочтений.

Как работать и как зарабатывать

Принципиальным моментом был выбор схемы работы с обжарщиками: либо они отправляют N количество кофе нам на склад, и мы отправляем его покупателям, или договариваемся так, чтобы кофе отправлялся напрямую из цеха покупателям, а мы оплачивали его по оптовой цене.

В первом варианте самый большой минус - надо иметь большой запас скоропортящегося продукта. Также необходимо помещение, где все это будет хранится, коробки для отправлений и постоянная слежка за ассортиментом в наличии. Не говорю уже про риск просрочки - тогда этот кофе придется либо пить самому, либо просто выбрасывать. Из плюсов - свобода в выборе транспортной компании, возможность класть разные “плюшки” в заказы.

Было ясно, что нужно было выбирать второй вариант. Из-за отсутствия расходов на логистику цены в сервисе мы можем держать такие же, как и обжарщика, так что переплат для пользователей нет. Из минусов - выбор служб доставки ограничен теми, с которыми сотрудничает обжарщик, также нет возможности класть разные ништяки в коробку.

После штурма появилась окончательная идея, как это все будет функционировать:

  1. На сайте проходишь небольшой опрос о вкусе, количестве кофе и сортов в одной доставке (1 или 2 разных сорта от одного обжарщика в месяц).
  2. Система сразу подбирает сорта на основе опроса, здесь же оформляется подписка.
  3. После оплаты заказ передается обжарщику, который после отправки высылает трек-номер для отслеживания.
  4. Спустя месяц после крайней оплаты цикл повторяется с пункта 2, только оплата происходит автоматически и кофе подбирается не только на основе опроса, но и на основе оценок предыдущих сортов.

Разработка

Признаюсь, очень хотелось использовать специальные сервисы для создания подписок, но достойных сервисов в России я не нашел, а зарубежные, вроде Subbly или Chargebee, работают со шлюзами Stripe или Braintree, которые в России недоступны.

Так что для разработки backend’а был выбран Python и фреймворк Falcon, для сайта - обычный HTML, а для админ панели - VueJS. Основные составляющие сервиса:

  • Статичный сайт с основной информацией и каталогом
  • Личный кабинет подписчика, где можно приостановить/отменить подписку, изменить количество кофе или вкусовые предпочтения
  • Админ панель для добавления сортов и обжарщиков, управления заказами
  • Скрипт, который с помощью cron каждый день запускается и производит оплату для тех, у кого прошел месяц с момента предыдущего платежа

Первые трудности - ОКВЭД

Юрлицо (ИП) уже было, но коды деятельности у него были совсем не подходящие под мой проект. Налететь на штрафы не хотелось, так что пришлось добавлять в ИП новые ОКВЭД.

Способа три - лично, в налоговую, в которой прописано юрлицо; в интернете - на сайте ФНС; отправив заявление по почте.
Вариант сделать все онлайн сразу отвалился - нужна квалифицированная электронная подпись, которая стоит 3000 рублей плюс программа, без которой подпись работать не будет. Ехать в отделение ФНС лично не хотелось, так как оно находится в 200 км от Москвы. Остается только вариант отправлять заявление по почте, но нужно заверять его у нотариуса. Пару неправильно заполненных заявлений и несколько тысяч рублей - заявление отправлено. На удивление, ФНС поменяла коды через 2 дня, как только заявление пришло.

Но тут я осознал - документы с подтверждением должны прийти по почте, но куда? По месту регистрации, которое как раз находится рядом с отделением ФНС, в 200 км от Москвы. Спасло от поездки меня только одно - на мою электронную почту выслали копии документов.

Система приема платежей

Первый же момент, который я узнал при выборе системы платежей - нужна онлайн-касса для пробивания чеков и соблюдения 54-ФЗ. Решение, которое я нашел - аренда облачной кассы. Пугала только стоимость: 10000 за фискальный накопитель, 2000 рублей за настройку и ежемесячный платеж за аренду 2000 рублей.

Единственная система платежей, которая работает без кассы - Робокасса. По сервису Робочеки они сами пробивают чеки на своей кассе, для всех клиентов Робокассы этот сервис бесплатен.
Так совпало, что эта система приема платежей поддерживает рекуррентные платежи, что также важно. Отправлять подписчикам каждый месяц письма с просьбой оплатить заказ - то еще занятие как для меня, так и для пользователя.

После сбора всех нужных документов и отладки, сервис, наконец, был готов принимать платежи. Пару тестовых подписок от знакомых и можно было запускаться.

Экономика

Так как было решено держать цены в сервисе такими же, как и РРЦ (рекомендованная розничная цена), маржинальность зависела от обжарщика.
Договорился с обжарщиками, чтобы приклеивали наклейки с логотипом Coffis и вкладывали листовки. Материалы печатал у себя, получилось примерно 8 рублей за комплект (наклейка 6x6 см и листовка A5).

На доставку расходов нет - на сайте стоят калькуляторы для разных служб доставки, пользователь сразу оплачивает стоимость доставки вместе с кофе.

В основном берут 2 пачки в месяц, средняя стоимость которой - 500 рублей. Целевая аудитория - почти все любители кофе. В основном - те, кто уже знаком со свежей обжаркой и specialty кофе. Сейчас работаю над тем, чтобы привлекать в сервис больше пользователей, которые до этого покупали обычный кофе в супермаркете. Довольно сложно завлечь кофейных гиков - они сами знают, что хотят и не охотно доверяют выбор кофе посторонним.

Какая ситуация сейчас?

Сервис запустили недавно, полной статистики об эффективности рекламы нет. Рекламу даем нативную в Инстаграме, пишем кофейным блогерам, просим обжарщиков делать посты в своих аккаунтах о сотрудничестве с нами. В плане написать нескольким владельцам разных кофейных телеграм каналов.

Очень активно обжарщики оставляют заявки на подключение к сервису. Приятно сотрудничать с теми, в чьих кофейнях ты когда-то сидел с друзьями и чей кофе пил на отдыхе.

Сейчас в сервисе более 140 сортов от 10 обжарщиков со всей России - из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и других городов.

Может быть, вы сидели в их кофейнях или заказывали их зерна:)
Может быть, вы сидели в их кофейнях или заказывали их зерна:)

Планы на будущее

Планов много. Из главного - изготовить свою красивую картонную коробку, добавить помимо зерен и молотого кофе в каталог дрип-пакеты и капсулы (то есть свежеобжаренный кофе для кофемашин Неспрессо) , сделать более мощную систему подбора сортов с машинным обучением и телеграм-бота для оформления и управления подпиской.

Вопрос к читателям: а где вы заказываете кофе и каким способом его завариваете?

Надеюсь, статья вам понравилась! Пишите ваши мнения, пожелания и замечания - буду рад услышать. Кстати, кто хочет попробовать - в честь Дня кофе до конца октября на первый заказ действует скидка 30% на сайте Coffis.rucoffis.ru.

2121
51 комментарий

Вы с такой кофемашиной сами вкуса не получите дома... Полупрофессиональной это сложно назвать:) Она бар 5 выдает максимум. + бак мизерный - температура воды будет сильно плавать, не получите стабильности никакой. 
А в целом идея хорошая. Тоже любим хорошее кофе. Очень мало мест, где могут нормально его приготовить. 

2
Ответить

Спасибо! Буду ждать подписки:)
В Москве, например, много хороших кофеен. Советую сайт https://coffeemap.ru, строгий отбор кофеен, сам пользуюсь:) Для Петербурга есть http://goodcoffeemap.ru/

А по поводу кофемашины - все наоборот. Сначала приобрел Rancilio Silvia из Германии, но на одном бойлере сложно готовить молочные напитки. Обменял у участника одного кофейного телеграм-чата на доработанный Nuova Simonelli Oscar (как раз тот, что на фото). Там все круто - 2л бак для воды, настроенная на 9 бар вибропомпа, 2л медный бойлер с теплообменником, 58мм группа, докупил к нему высокоточную корзину от IMS. Поставить туда ротопомпу - и будет Nuova Simonelli Appia, которая пользуется огромной популярностью у кофеен.

5
Ответить

Отличия по вкусу между профессиональной и домашней рожковыми кофемашина и максимум 10-15%. Все прекрасно чувствуется. Беру хороший кофе, у меня простая 685 делонги, мало где способны приготовить кофе лучше чем получается у меня.

Ответить

— Нужен фильтр по цене.
— Цена за порцию эспрессо.
— Скидка в 30% слишком большая, посмотрел на цены, чувствуется что уже "скидка" включена в стоимость.
— Сайт пустоват, единственный человек на сайте это чувак высыпающий кофе, нет атмосферы, что за кофе стоят люди, собиратели, обжарщики, клиенты и т.д.
— Нужно добавить вместо тяп-ляп упаковки – картинки в едином стиле с кофе и его вкусовые нотки, если чернослив, можно сделать фото рассыпаный на деревянной доске кофе + рядом лежит чернослив, тогда потечет слюна.
— Добавить фото помещений обжарщиков, может они в грязном подвале обжаривают свой кофе.
— Ну и когда будет время, деньги и поток клиентов – сделать свою упаковку и договорится с обжарщиками, хотя не уверен что это обязательно.

2
Ответить

Спасибо за пожелания:)
Фильтр по цене сделаем, по цене за порцию эспрессо не очень понял, на странице сорта сделать отдельную строку со стоимостью эспрессо из данного кофе?
По поводу цен на сам кофе - они у нас такие же, как и у обжарщика, можете сами проверить) А делать стоимость ниже РРЦ мы не можем.
Сайт доработаем! Согласен, что стоит изобразить путь от зерна до чашки и людей, которые за этим стоят (кстати, их действительно очень много). С картинками тоже хорошая идея, но нужно либо делать их самим (что затратно), либо найти хороший источник с большим кол-вом продуктов, снятом в одном стиле.
Да, с упаковкой тоже соглашусь, хочется сделать свою и добавить туда, например, красивый стикерпак или несколько квадратиков шоколада.

1
Ответить

Тогда надо попробовать попить свежеобжаренный. ;)

2
Ответить

Мы же кофе пьем только из-за кофеина. Если долго не пить это просто горький вкус, как полынь или хина, даже чайную ложку сплюнуть хочется. Я поэтому кофе просто на таблетированный кофеин заменил.

Ответить