«Жирная» экономика: ешь много, лечись дорого, умри больным.

TL;DR: Эта статья — попытка на верхнем уровне проследить связь между ожирением и экономикой, а в конце — банальные выводы для себя с точки зрения личных действий. Почему и зачем? В целом ожирение и борьба с ним — это один из сильных трендов в мире, наравне со старением населения. А уж если они объединяются, то это вдвойне важно. При этом, как ни странно, обезличенной «экономике» (в виде, скажем, валового продукта), несмотря на все разговоры об экономическом ущербе, в моменте выгодно, чтобы мы были жирными и больше покупали таблеточек. А мне лично, да и вам — нет.

Да как так то? А вот так.

(с) ТНТ. Колян тоже не понимает: «Да как так-то?»
(с) ТНТ. Колян тоже не понимает: «Да как так-то?»

Почему мы толстеем?

Согласно атласу Всемирной организации ожирения (да, есть и такая!) к 2035 году 51% населения Земли будут страдать (или наслаждаться?) от лишнего веса (то есть их ИМТ будет >25кг/м2).

Ожирение — одна из болезней западной цивилизации, как бы это ни странно звучало. К ним же относятся диабет, ССЗ, высокое давление. Они ведут к 40% уходов из жизни. Появление этих болезней связано с «западной диетой»: много переработанных продуктов, мяса, жиров, сахара и слишком мало фруктов, овощей и продуктов из цельного зерна.

Все началось с США. В Америке средняя калорийность еды у взрослых в 1970 году составляла 2398 ккал/день, а в 2000-е уже 2895 ккал/день, а доля людей с лишним весом (ИМТ > 25) выросла c 41% в 1975 до 68% в 2016 году. Совпадение? Не думаю!

Как только «западная диета» проникает в другую страну — пиши пропало. Например, процесс рыночной интеграции между Мексикой и США начался только в 1980-х годах. Показатель заболеваемости ожирением в стране начал расти вместе с распространением ранее неизвестных продуктов, например «полезных» сладких напитков. Сейчас Хулио и Кончиты едят намного больше ультрапереработанной еды, чем раньше. А страна аграрная, ели бы свои энчиладо и не толстели.

В России от середины 90-х к настоящему моменту также растет количество людей с лишним весом: среди мужчин распространенность возросла с 10,8% в 1993 г. до 27,9% в 2017 г., среди женщин - с 26,4 до 31,8% соответственно. Вполне закономерно — первый МакДак у нас открылся в 1990 году. В 2022 году в России работает > 4000 точек фасфуда только 6 основных брендов. Не считая no-name шаурмячных, спрос на которые вырос за 2023 год в 2-3 раза. А каждая дополнительная точка продажи фастфуда на 1 км коридора пути «дом-работа» ведет к тому, что мы меньше грызем яблоки и морковку (т. е. потребляем меньше овощей) и быстрее толстеем.

Да и без фастфуда с пищевыми привычками у нас не очень. Овощей, фруктов и круп мы едим мало, фасоль с горохом игнорируем (а они, кстати, входя в рацион всех долгожителей). При этом активно точим сосиски, эклеры и соленые огурчики. А еще — сахар, по 31 кг в год, в 4 раза выше нормы.

Результат налицо. Точнее на теле: ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, диабет. Ну и снижение продолжительности и качества жизни.

«Жирная» экономика

Начну с того, что во многих книгах о питании, которые я за последнее время прочитал, идет прямое обвинение производителей продуктов в том, что именно они — причина эпидемии ожирения.

Попробуем на цифрах сравнить хрен с редькой.

(с) ТНТ. Экономисты Карибидис и Харламов сравнивают хрен с редькой
(с) ТНТ. Экономисты Карибидис и Харламов сравнивают хрен с редькой

В 2022 году отрицательное влияние ожирения на мировой ВВП составляло ~ 2,5 трлн. долл. США.

С другой стороны, только 25 крупнейших компаний производителей питания за 2022 год получили доход в размере 1,8 трлн долларов, то есть примерно равный ВВП России в 2021 году. Некисло! В прямом смысле сладкий и жирный кусочек! Прибавим сюда:

  • сельское хозяйство (объем рынка 1,5 трлн долларов)
  • фарму (объем рынка лекарств от ожирения будет расти на 26% (!) в год и превысит 50 млрд долларов США к 2030 году)
  • производителей БАДов и авторов чудо-диет (например, рынок продуктов со словом «палео» в названии ~ 10 млрд. долларов)
  • глобальная wellness-экономика по итогам 2022 года = 5,6 млрд долларов, из которых почти 1,1 млрд — это healthy eating, nutrition & weight loss
  • а еще есть дистрибуция: сети супермаркетов и фаст-фудов, логистические компании и т.д.
  • и даже стартапы, связанные с решением проблемы ожирения (они, кстати, получают значительные инвестиции в сотни миллионов зеленых).

Общая экономическая цепочка, помогающая нам сначала схомячить все, что произвели, потолстеть, затем лечиться от ожирения и его последствий, превышает отрицательный эффект от ожирения, думаю, сильно больше чем в 2 раза.

Сахар, жир и Оземпик - один раз и ты привык.

Что еще важно: это цепочка не просто постянного потребления, а растущего постоянного потребления. Как минимиум из-за увеличения населения Земли. Но самое страшное — из-за привыкания.

Причем привыкаем и переедаем мы исключительно ультрапереработанные продукты: чипсики, мороженку, пончики и прочий fast & junk food. Это и понятно, сложновато получить зависимость от авокадо, гречки с курогрудью или фасоли :) А исследования препаратов для похудения типа Оземпика дают дополнительные доказательства того, что переедание и злоупотребление психоактивными веществами могут иметь общие процессы в мозге.

Упражнения и диета? Оземпик!
Упражнения и диета? Оземпик!

Раз уж мы заговорили про Оземник, не лишним будет посмотреть и на деньги. По состоянию на июнь 2024 года рыночная капитализация Novo Nordisk (разработчик Оземпик) составляла 643,86 миллиарда долларов. В 2023 году объем продаж компании составил 28,4 млрд долларов, при этом на долю Ozempic пришлось 40% этого показателя, т.е. примерно 12 млрд [20]. Продажи Wegovy — еще 4,5 млрд [21] Продажи всего пакета препаратов для снижения веса, включая Wegovy, за первые три месяца 2024 года взлетели на 41%, до $1,6 млрд. При этом здесь тоже есть эффект «привыкания»: более 70% тех, кто уже принимает препарат, планируют продолжать это делать от 6 месяцев до 2 лет (согласно Consumer Trends Special Report report by Dan Frommer and Coefficient Capital).

Больше ешь, дольше лечись, умри старым и больным.

И в итоге мы имеем, что с точки зрения экномики механизм простой: больше едим (или покупаем и выкидываем) — ВВП растет. Больше лечимся — ВВП растет. Хотя, конечно, растет и нагрузка на бюджеты стран в части здравоохранения. Но и бюджетные деньги в итоге идут в экономику и увеличивают потребление, а это снова рост ВВП. При этом, без разницы что мы потребляем.

Для авторитетности сошлюсь на нобелевского лауреата по экономике Роберта Солоу. Вот его цитата про ВВП:

«… большинство людей думают, что ВВП предназначен для измерения экономического благосостояния. Однако он не для этого. Он задуман как мера экономической активности. А не как индикатор, указывающий, направлена ли эта экономическая активность на правильные цели…»

Роберт

Так что условно-абстрактной «экономике» выгодно, чтобы мы больше ели и больше лечились. А конкретному человеку (мне, в частности) — нет. Конфликт интересов, понимаешь.

Вывод: меньше точить печеньки, налегать на брокколи; меньше залипать у компа и телека, больше шевелить булками. И инвестировать в акции фармы и производителей продуктов питания, вместо покупки всякой пищевой шняги в супермаркете (не ИИР, естественно).

Тогда и проживем дольше, лучше и богаче.

ТГ-канал «Хорошо за 40». Там я публикую более короткие посты, о том как жить хорошо после 40 лет.

11
реклама
разместить
4 комментария

Комментарий недоступен

1

Реально какой-то треш :( Чего не сделаешь ради рейтингов. Сейчас, конечно, даже государство хочет пропагандировать ЗОЖ и превенцию, чтобы население жило подольше. Посмотрим, что получится. Надеюсь, не по REN-TV :)

1