Профориентация через VR-технологии

Профориентация через VR-технологии

Внутри VR-платформы «Перспектива» пользователи с помощью очков виртуальной реальности и контроллеров погружаются в миры новых для себя профессий и пробуют свои навыки в действии.

Дети с первой секунды воспринимают «Перспективу» как игру, а не как скучную образовательную платформу.

— рассказывает наш Product-менеджер Владимир

Геймификация обучения делает сложные теоретические задачи интересными и запоминающимися. Внедрение механики интерактивного вовлечения заняло в разработке продукта самое большое время и, по сути, определило успешность.

«Перспектива» – это платформа для профнавигации, которая позволяет ученикам попробовать себя в неизвестных для них профессиях и определить будущий карьерный трек. Мы с командой полностью продумали механику управления, всевозможные сценарии по 11 профессиям и создали интерфейс, который интуитивно понятен пользователю.

От теории к практике

Перед нами стояла задача создать проект для решения следующих проблем:

  • недостаток информации о профессиях среди школьников и студентов
  • отсутствие качественного VR-контента, несмотря на то, что оборудование есть уже во многих учреждениях
  • дефицит профессионалов из-за непопулярности важных рабочих профессий
  • сложности в организации профориентационных мероприятий на предприятиях

Как и многие, этот проект начинался с небольшой идеи — создать VR-тренажер. Работали над продуктом, начиная с модуля «Токарь», с общей идеей оцифровать процесс обучения по токарному делу.

Вскоре был создан еще один тренажер, лаунчер для их запуска и система сохранения результатов на сервере. Первыми модулями стали: пожарный, токарь, оператор БПЛА, логист и крановщик. Они заложили основу нашего проекта, который впоследствии переформировался в полноценную виртуальную платформу.

Находили решения в процессе работы

Линейный сценарий

Модуль кондитера охватывал множество действий, вследствие чего оказался самым длинным и сложным. Изначально он больше напоминал симулятор, что вызывало путаницу у пользователей. Они не понимали, что именно нужно делать и часто отвлекались на лишние предметы.

Мы решили ввести линейный сценарий, который разрешал взаимодействие только с необходимыми предметами для выполнения задания. Это направило внимание детей на конкретные действия и повысило процент успешного завершения сценария.

Комфортное рабочее пространство

Также мы создали рабочее пространство, где ошибки не приводят к негативным эмоциям у пользователей. Минимизировали деструктивное восприятие обучения.

Предмет, который в виртуальной реальности уронил ученик, мгновенно возвращается на место. Такая механика способствует более уверенному прохождению сценария и улучшает пользовательский опыт.

Геймификация процесса обучения

Несмотря на простые действия — взять, положить или передвинуть — каждый модуль предлагает уникальный геймплей. Благодаря универсальности студенты легче воспринимают информацию о различных профессиях и более увлеченно проходят сценарий.

Структура прохождения профориентации

Внутри платформы существует 11 практических модулей по различным профессиям: оператор беспилотных дронов, фельдшер, токарь, пожарный, специалист по 3D-печати, машинист комбайна, логист, крановщик, сварщик, кондитер, дизайнер одежды.

Мы постарались создать максимально комфортную обучающую среду, задействуя множество органов чувств:

  1. Визуальные подсказки — предметы подсвечиваются, а также выделяются места, куда их нужно перенести.
  2. Аудиоинструкции — мы подробно объясняем каждое действие, что помогает пользователю усваивать информацию даже на подсознательном уровне.
  3. Текстовые инструкции — если необходимо, ученик может прочитать текстовое описание задания и теоретическую справку.
  4. Иллюстрации — для каждого этапа создаются стилизованные картинки, которые делают процесс более наглядным и привлекательным.

Мы обеспечили множество точек взаимодействия с пользователем и благодаря этому удерживаем его внимание на протяжении всего сценария.

Самые востребованные модули профессий

Крановщик

Крановщик — Видео | ВКонтакте

К счастью или сожалению, никто не пустит на башенный кран школьника, поэтому VR-профнавигация в этой профессии наиболее актуальна. Здесь можно потренировать внимательность и реакцию, чтобы доставить груз.

Сварщик

Сварщик — Видео | ВКонтакте

Тренажер позволяет пройти небольшой курс по сварочным работам. Пользователи изучают правила по технике безопасности, подготовку оборудования и симуляцию сварки шва детали.

Мы хотели изменить представление о профессии сварщика. В нашем сценарии ученики могут надеть виртуальную экипировку, включая шлем и краги, и увидеть яркие искры от сварочного аппарата. Это создает магическое зрелище, которое захватывает внимание детей. Мы также включили теоретическую часть, где можно узнать о последовательности действий и необходимом оборудовании.

Машинист комбайна

Комбайнер — Видео | ВКонтакте

Тренажер проводит пользователя по всем этапам подготовки комбайна к работе и симулирует сбор урожая.

Токарь

Токарь — Видео | ВКонтакте

Модуль позволяет каждому детально рассмотреть токарно-винтовой станок и попрактиковаться в изготовлении деталей без опасности для здоровья и оборудования.

В модуле токаря мы не просто взаимодействуем со станком, а выпиливаем деталь, которую в конце можно увидеть и оценить. Наша цель заключалась в том, чтобы в конце обучения ученик не просто получил пять звездочек за выполнение задания, а увидел реальный результат своего труда. Результат работы получается фотореалистичным, что приносит удовлетворение от завершенного проекта.

Специалист по 3D-печати

Специалист по 3D печати — Видео | ВКонтакте

В процессе работы над сценарием мы плотно сотрудничали с компанией PrintyVerse, которая погрузила нас в производственный процесс и помогла с тестированием сценария.

Для создания качественных моделей требуется значительная подготовка: от настройки температуры печатающего стола до очистки готовой модели. В сценарии пользователи взаимодействуют не только с моделью, но и с принтером, что делает процесс более увлекательным и познавательным. Теперь учащиеся могут представить как происходит 3D-печать и даже создать свою деталь.

Дизайнер одежды

Дизайнер одежды — Видео | ВКонтакте

Тренажер дает пользователю возможность создать свою единицу одежды - от выбора ткани и выкройки до дизайна и примерки.

Обучающийся самостоятельно подбирает нитку, протягивает её через ушко иглы, открывает корпус машинки и вставляет нужные детали. Это помогает ему понять не только процесс ручного изготовления одежды, но и устройство самой машинки.

Ученик чувствует себя творцом и может идентифицировать себя с результатом своей работы.

Фельдшер

Фельдшер — Видео | ВКонтакте

В процессе разработки модуля «Фельдшер» мы сосредоточились на геймификации, чтобы сложные задания выглядели интересными для студентов.

При создании сценария для фельдшера мы перебрали множество вариантов сеттинга и пришел к наиболее распространенному случаю, когда требуется скорая помощь. Сотрудничали с врачом-анестезиологом, чтобы глубже понять процесс оказания первой помощи и классификацию травм. В итоге создали полный и удобный обучающий сценарий.

Модуль «Фельдшер» помогает детям запомнить последовательность действий и дает понимание обстоятельств, при которых могут произойти чрезвычайные ситуации.

Преимущества платформы для профнавигации

  • Интерактивность — обучение с помощью визуальных практик всегда были эффективными
  • Wow-эффект — эмоции помогают усваивать материал
  • Практика — усвоение материала происходит на практике в стенах учебного заведения
  • Доступность — тренажеры позволяют проходить всё обучение на одном устройстве в любое время

Технические детали. Вызовы для разработчиков в процессе работы

Большинство трудностей «Перспективы» были связаны с ростом проекта и изменением требований.

Валерий, техлид компании, рассказал о технических сложностях

Трудность №1 – разделение кода и ассетов между проектами.

Скоро стало ясно, что дублирование кода и ресурсов в каждом новом проекте – плохая идея: сложно вносить изменения и править баги. Решением стало выделение общей базы в отдельный репозиторий и добавление ее в каждый Unity проект через Package Manager.

Теперь, после добавления новой функции, достаточно нажать кнопку Update в редакторе, чтобы новый функционал стал доступен в проекте.

№2 – большое количество версий под разные устройства и окружение.

Проблема различных устройств на сегодняшний день практически решена благодаря стандарту OpenXR, который в разной степени поддерживают крупнейшие производители очков и игровые движки. Ранее приходилось создавать несколько веток разработки под разное оборудование, так как плагины разных производителей могли вызывать конфликты.

С другой проблемой всё немного сложнее. Например, Перспектива в данный момент поддерживает запуск из двух различных лаунчеров с разным бэкендом, а также запуск без лаунчера, но с проверкой пользователя.

Для решения таких ситуаций помогает выделение общего функционала (запуск с параметрами, проверка пользователя, отправка результата) под общий интерфейс и помещение различных реализаций в папки с разными файлами Assembly Definitions в связке со Scripting Define Symbols. Таким образом, мы можем включать и отключать части кода, изменяя одну переменную в редакторе.

№3 – рутинизация разработки.

В какой-то момент большая часть необходимого функционала была реализована, и новые тренажеры стали требовать больше рутинной, чем креативной работы. В настоящее время мы оптимизируем взаимодействие разработчика с инструментом, добавляя функции вроде поиска по объектам и автоматического переименования файлов. Скрипты для редактора в Unity помогают существенно сократить время на рутинные задачи и сберечь нервы разработчиков.

№4 – появление новых разработчиков.

Онбординг новых сотрудников — всегда непростая задача. Погружать их в достаточно большой проект еще сложнее. Ключевым решением стало наличие актуальной документации, но важно было не перегружать ее информацией, чтобы не запутать новых сотрудников. Стоит описать основные модули проекта и наиболее сложные/узкие места, а остальное время уделить читабельности кода.

Отзывы студентов, которые уже изучили профессии через «Перспективу»

Проходить тренажёры было интересно и просто. Мне кажется, что это поможет лучше представить работу конкретных специалистов.

Данил, учащийся колледжа

Очень понравилось, при том, что это мой первый опыт в VR очках - больше бы таких тренажеров!

Вика, учащаяся 9 класса школы

Интересно было побывать в роли крановщика. Очень реалистично - даже испугался высоты.

Кирилл, учащийся 8 класса школы

Отзыв одного из ЦОППов, которые уже внедрили платформу в использование.

В.Г.Лысенко, директор ГПОУ «Сибирский политехнический техникум» 
В.Г.Лысенко, директор ГПОУ «Сибирский политехнический техникум» 

Использование в образовательных учреждениях

Платформу уже используют на профориентационных мероприятиях Центры опережающей профессиональной подготовки в Воронеже, Севастополе, Нижнем Новгороде, Белгороде, Московской области, Липецке и Санкт-Петербурге. Также «Перспектива» активно используется в центрах занятости, колледжах, школах.

Мы с командой активно собираем обратную связь от учреждений и разрабатываем новые модули на основе их рекомендаций. Например, так мы выпустили модули по профессиям, которые, на первый взгляд, не так популярны — дизайнер одежды и комбайнер.

Победа нашего приложения заключается в том, что ученики с первой секунды воспринимают перспективу как игру, а не как скучную образовательную платформу. Оно выполняет свои функции для разных слоев целевой аудитории: для взрослых это реальная обучающая платформа с большим количеством контента, а для детей — увлекательная игра. Дети проявляют искренний интерес и вовлеченность, а аркадный элемент позволяет им видеть свои результаты и соревноваться друг с другом.

Еще одной сильной стороной приложения является разнообразие профессий, которые оно охватывает — от фельдшера до машиниста комбайна. Все эти профессии имеют свои уникальные действия, но они подогнаны под общий шаблон поведения. Это создает универсальность в обучении, позволяя освоить практически все в одинаковом формате.

Мы разработали не просто несколько тренажеров, а полноценную систему профнавигации. Часто приложение воспринимается как аттракцион, особенно когда на большом дисплее видно трансляцию играющего человека. Во время профориентации обычно один человек работает с тренажером, а остальные просто наблюдают. В нашем случае, пока один проходит обучение, весь класс может смотреть и поддерживать его, что создает атмосферу сплоченности и вовлеченности.

Важно отметить, что для многих участников это первый опыт работы с VR. Поэтому мы уделяем много внимания созданию комфортной среды. Для людей, впервые надевающих гарнитуру, особенно важно удобство и понимание процесса.

«Перспектива» позволяет пользователям не просто почувствовать тренировочный процесс, а осознать его, как часть реальной жизни. Ученик может пронести обучение через призму реальной жизни и жизненных обстоятельств, что кратно увеличивает эффективность обучения. Перспектива эффективна не только благодаря большому количеству инновационного контента, но и умению находить баланс между теоретической частью и увлекательным геймплеем.

Если вы дочитали до конца, то предлагаю вам визуально ознакомиться с платформой и посмотреть тизер продукта. При возникновении вопросов буду рад обсудить их в комментариях!

1010
3 комментария

Хорошая идея для детей, чтобы учиться и развлекаться одновременно.

3
Ответить

Жаль у меня в детстве не было таких

3
Ответить

Я видела детей в VR - это восторг. Приятное с полезным - круто)

1
Ответить