Чтение на выходные: «Токсичные коллеги. Как работать с невыносимыми людьми» Тессы Уэст

Чтение на выходные: «Токсичные коллеги. Как работать с невыносимыми людьми» Тессы Уэст

Тесса Уэст — профессор психологии Нью-Йоркского университета, эксперт по межличностному взаимодействию, известный спикер TED. Публикует свои работы в престижных профильных журналах и пишет колонки для The Wall Street Journal. Автор книг о человеческих взаимоотношениях в офисе и не только. В русскоязычном варианте читателям доступна пока только одна из двух её книг. Собственно, о ней и поговорим.

При написании этого материала автозамена то и норовила исправить слово «токсичные» на «тактичные». В реальной жизни подобный фокус тоже пригодился бы. И хотя избавиться от докучающих коллег или босса-тирана по мановению волшебной палочки не получится, управу на так называемых «токсиков», или ещё проще — «токсов», найти можно. И помогут в этом советы из книги.

Обратим внимание на структуру изложенного на страницах. Во-первых, автор предусмотрела опросники: «А вдруг токсичный сотрудник — это я» и «Хороший ли я союзник». Несмотря на то, что найти тесты можно в конце книги, обратиться к ним стоит и до прочтения всех глав: чтобы отследить личные изменения по итогам чтения. Возможно, вы пересмотрите свои взгляды или привычки и станете идеальным коллегой. Второй момент: в начале автор вкратце приводит типологию токсичных коллег, а затем в отдельных главах раскрывает каждый тип, объясняя, как можно обезопасить себя от их негативного влияния. Спойлер: не всегда выходом из ситуации будет увольнение.

Типов токсичных сотрудников автор выделяет семь:

  • Карьерист — воспринимает коллег как соперников и готов идти по головам, чтобы добраться до самой высокой должности и прилагающихся к ней благ;
  • Волк в овечьей шкуре — крадущий идеи и присваивающий себе чужие заслуги, может притворяться другом и заискивать перед боссом или клиентом, пока реальные работяги остаются в тени;
  • Бульдозер — лидеры, которые «прут», способные оказывать влияние не только на коллег из своего звена, но и на руководство;
  • Халявщик — приспособленец, с амбициями или без, вполне безобиден, но раздражает своим бездельем и умело перекладывает свои задачи на других;
  • Микроменеджер — вышестоящий коллега, который вечно отвлекает емейлами и поручениями, не давая достаточного времени ответить на письма и выполнить эти самые поручения;
  • Нерадивый босс — руководитель, который только добавляет неопределенности в рабочих процессах и пренебрегает делами, а потом в компенсирующем формате становится удушающе проактивным;
  • Газлайтер — мастер по сложной лжи, манипулирующий своей жертвой, например, подчиненным, внушая ему ощущение особенности или, напротив, что кого-то вот-вот уволят, и этот кто-то, ну, вы поняли.

Сразу скажем, что автор не настаивает на строгом делении людей на семь таких групп. Волк в овечьей шкуре одновременно может быть карьеристом, и не каждый лжец — газлайтер: оттенков офисного серого, как мы знаем, больше пятидесяти. Плюс не всегда поведение коллег, которое может не понравиться окружению, будет токсичным. Например, в некоторых компаниях одобряется «бульдозерская» инициативность, потому что она приводит к общим результатам и стимулирует проявление лидерских качеств сотрудников. И, допустим, не каждый «нерадивый» босс в действительности является таковым: руководитель может быть чрезмерно загружен стратегическими задачами и только из-за этого упускать важные для сотрудников приоритеты. В любом случае, информация из книги поможет составить профиль коллеги, который вызывает у вас подозрения. А вслед за этим и получить руководство к действию по улучшению своего положения.

Тесса Уэст дополнила каждую главу блоками про поведение, которого стоит остерегаться, и краткими выводами, напоминающими конспект. Заметите, что кто-то из коллег душнит, тиранит или бездельничает — сможете заглянуть на нужную страницу и пробежаться по ключевым моментам. При описании рабочих ситуаций автор иногда ссылается на научные статьи — если захочется погрузиться в тему поглубже, можно изучить дополнительные источники.

Главная ценность книги: в её практичности. Рекомендации автора получится применить в жизни, если появится такая жесткая необходимость. Где-то предложения представлены в виде конкретного совета: попросить босса выделить полчаса на созвон, а не час, потому что, как правило, руководители располагают именно такими временными слотами, и обращаться к нему с небольшими и несрочными просьбами, подталкивая к выполнению обязанностей постепенно. В других случаях, автор объясняет лайфхаки на примерах, раскрывая секреты практической психологии.

Например, известно, что тираны и газлайтеры боятся разоблачения. Именно поэтому они стараются изолировать своих жертв от контактов с другими людьми, сохраняя в отношениях с ними близость. Вот какой интересный случай описывает Тесса Уэст: «Газлайтинг — дело интимное, творимое подальше от чужих глаз и ушей. Самый умный газлайтер, которого я знала, — Гэри — старательно избегал какого-либо документального подтверждения своих отвратительных проделок. Назначая встречу, он никогда заранее не говорил, чему она будет посвящена. Лгал исключительно с глазу на глаз. Крах Гэри наступил, когда его подчиненная Джазна, подозревая, что ей врут, принялась аккуратно записывать все, что он говорил ей во время совещаний один на один. А потом пересылала Гэри свои записи. С припиской: «Спасибо за сегодняшнюю встречу. Просто хотела познакомить тебя с заметками о том, что мы сегодня обсуждали». Почувствовав, что земля под ним горит, Гэри перевелся на другую работу. Записи — очень опасная вещь для газлайтеров».

На одном из известных сервисов книга имеет невысокий рейтинг. Учитывая, что она написана профессионалом и информация в ней полезная, это немного странно. Возможно, отрицательные оценки оставляли читатели, которые сами оказались токсичными и не были готовы это признать, а, может, дело традиционно в тяп-ляп переводе. Прочитать данную работу в оригинале, возможно, даже будет полезнее.

Так или иначе, в пользу сегодняшнего чтения мы нашли аргументы. Следи за собой, будь осторожен. Будьте бдительны и по возможности не становитесь токсичными.

Вы занимаетесь бизнесом?

Регистрация товарного знака укрепляет узнаваемость бренда, повышает доверие потребителей, защищает от штрафов и отличает продукцию от конкурентов, не давая им пользоваться вашим именем.

77
2 комментария

"На одном из известных сервисов книга имеет невысокий рейтинг. Учитывая, что она написана профессионалом и информация в ней полезная, это немного странно" - вот ничего странного)))
как может помочь нам здесь то, что к нам никак не относится?! чуждая психология! базово иное понимание! и дело не в токсичности, конечно)

Это деление людей на [ваш список] согласно [ваш критерий] задолбало (зачеркнуто) – плохая практика. Просто поверьте человеку, которого любят дети, ежи и даже коллеги (что не исключает признания моей неидеальности, наличия здоровой критики и – временами – желания меня слегка придушить).