Как найти тему для образовательного материала
Один из барьеров, мешающих специалисту в чем бы то ни было делиться своим опытом, — нежелание пересказывать в стотысячный раз то, что уже сказано другими. А как же без основ? Не поймут же!
Все бывает еще хуже. Специалисту кажется (порой — небезосновательно), что другими по его теме сказано не совсем то и не совсем так. От необходимости объяснять таблицу умножения сводит зубы, от чтения чужих объяснений вытекают глаза.
И самому неохота рассказывать, и ссылку не на кого поставить.
Концепция того, что знания сразу должны быть правильными и системными, несостоятельна. То есть вполне нормально, чтобы человек сначала узнал про то, что земля плоская и стоит на трех китах, а потом заменил этот кусок своих знаний более современным представлением о строении планет. Важна не столько чистота знаний, сколько сам фокус на той или иной теме.
Ученые любят этим развлекаться. Придумают себе какой-нибудь газ теплород и давай использовать его в вычислениях. А что, так можно было?
Смело оставляйте за кадром то, про что сказано сотни раз, даже если вы не согласны.
* * *
Вторая ловушка при попытке изобразить что-то образовательное — это включение режима «расскажи всё, что знаешь». Не дай бог еще захочется систематизировать, и все, пиши-пропало.
«Расскажи всё» обычно тянет на годовой курс для ВУЗа. Скорее всего, на такую масштабную работу нет ни времени, ни места. Хотелось статейку написать, а тем набралось на книгу. Хотелось мастер-класс провести, а получается цикл лекций.
Вставим ремарку и про студента. Пережевывание сто раз читаного бесит неимоверно. Поверхностность (результат упихивание всего опыта эксперта в трехчасовой вебинар) навевает скуку. Отсутствие практичности утомляет.
И усугубим тезисным обозначением еще одной проблемы: «Мне кажется, что мне нечего рассказать этому миру». Вообще-то есть.
Так делать-то что? Если зачесалось поделиться своими знаниями или заставили на работе, то алгоритм очень простой. Он состоит из двух шагов.
1. Составить список тем
Тезисно выписать всё, что кажется важным и нужным. В том самом формате «расскажи всё, что знаешь» и в режиме мозгового штурма. Без оценок, без систематизации.
2. Выбрать самые неочевидные темы
Те, про которые предательски мало говорят в профессиональном сообществе. Те, которые кажутся вам наиболее критичными.
Одну, три или десять — зависит от масштабов вашей образовательной затеи. Для статьи хватит и одной, для мини-курса пригодится десяток.
Всё. Если вы удержались от систематизации и смогли сфокусироваться на выбранной теме, почти наверняка у вас получится достаточно уникальный и в меру авторский учебный материал.
Несколько примеров
- Многочисленные статьи-курсы учат писать коммерческие тексты. Крайне редко (мы ни разу не видели) в таких материалах присутствует тема «как писать однообразные тексты на потоке и не сойти с ума».
- В дизайне интерфейсов сплошь и рядом используют сценарии для проектирования. Но редко рассказывают про то, как те же самые сценарии использовать для презентации коллегам/заказчику, чтобы обсуждение было конструктивным.
- По теме качественных исследований уйма материалов, но попробуйте там найти конкретные рекомендации, как делать эти исследования быстро.
Давайте попробуем?
Еще один лайфхак. Прочитанная статья забывается за 15 минут, если с ней ничего не сделать. Дело ваше, но мы рекомендуем попробовать такое упражнение.
- Вспомните, кем и чем вы работаете.
- Составьте список из 10 тезисов, которые чисто гипотетически могли бы войти в курс по вашей специализации.
- Выберите самую неочевидную тему. Если не сложно, расскажите о ней в комментариях.
Подсказка. Если лень делать упражнение, но хочется как-то с пользой для себя отреагировать на этот материал, напишите комментарий. Лучше критический, но сойдет вообще любой.
Комментарий недоступен
Иван, не догоняем, а в чем спор-то? Во-первых, земля, как мы знаем, все-таки плоская (это шутка, конечно).
Речь про то, что путь к правильному знанию может лежать через неправильное. Не более.
А иначе получается, что во втором классе детей учат, что два умножить на три — это не три умножить на два.