Крепкое комьюнити для онлайн-школы: как создать сообщество и вовлекать участников

Как построить и развивать комьюнити, которое зацепит будущих учеников и будет отвечать целям бизнеса? Специалисты Nimax и приглашённые эксперты делятся проверенными подходами на примере реальных проектов с разными целями и аудиторией.

Больше своей HR-экспертизы собрали в прикладной методичке. В ней 3 главы с уроками: проводим исследования, разрабатываем EVP, собираем системы коммуникации. Для наглядности все этапы пройдём вместе с HR-специалисткой Сашей из выдуманной tech-компании Plaster. Забирайте методичку по ссылке.

Как построить комьюнити

01 Цель: что вы хотите получить от комьюнити

Любые цели комьюнити должны исходить из бизнес-задач и маркетинговой стратегии. Эти цели могут быть самыми разными: от продаж и генерации лидов до повышения узнаваемости бренда. Однако они могут меняться в зависимости от периода, например, перед началом учебного года, когда идёт активный набор обучающихся.

Какие могут быть цели комьюнити:

  • Продажа продуктов или услуг. Собирать лояльную аудиторию, которая благодаря регулярному контенту будет постепенно приближаться к покупке.
  • Повышение узнаваемости бренда. Создавать контент, который будет охотно распространяться в соцсетях и привлечёт внимание к бренду.

02 Ценностное предложение: что даст участие в сообществе ученикам

Невозможно заставить людей вступать в сообщество только ради покупок. Поэтому бренды часто создают вокруг продукта собственные медиа. Тут есть два пути: через полезный контент или через развлекательный.

  • Польза — объединить аудиторию вокруг того, что им действительно нужно. Например, предложить материалы, которые помогают решать конкретные боли или задачи. В таком случае люди будут подписываться не на бренд, а на полезную информацию, облегчающую им жизнь.
  • Развлечение — поднимать настроение и создавать мемы. Люди заходят в социальные сети, чтобы отвлечься и расслабиться, поэтому контент, который развлекает, может стать очень виральным.

03 Портрет аудитории и платформа для взаимодействия: кто ваша аудитория и где её аккумулировать

Чтобы найти подходящую платформу, изучите вашу аудиторию: кто они, где живут, сколько им лет, чем интересуются и откуда получают информацию.

Крепкое комьюнити для онлайн-школы: как создать сообщество и вовлекать участников

Есть ли смысл создавать отдельную платформу для комьюнити?

Если ваш бренд только выходит на рынок и малоизвестен — начинать с собственной площадки, такой как сайт, может быть неэффективно. Вероятнее, это сработает для суперпремиальных продуктов или узкоспециализированной аудитории.

Социальные сети более универсальны: они позволяют аккумулировать большое количество людей, работать с рекламой и использовать алгоритмы для продвижения.

Специальные платформы для работы с комьюнити

Помимо соцсетей и сайта, онлайн-школы могут использовать специализированные платформы, такие как Skillspace — это новая LMS-платформа для создания и продвижения онлайн-курсов.

Мы обратились к команде сервиса и попросили их рассказать о своём функционале:

«С самого начала разработки платформы мы заложили основу для создания комьюнити, и регулярно дорабатываем функционал, чтобы упростить общение и обучение:

  • Чаты и каналы: ими можно пользоваться с любого устройства. Доступны все привычные функции для общения, даже голосовые сообщения.
  • Система «потоков»: помогает вести обучение сразу в нескольких группах и одновременно объединяет всех, кто учится или уже закончил курс, в закрытую профессиональную сеть.
  • Групповые видеоконференции: удобно для занятий в реальном времени, вебинаров, Q&A-сессий и обсуждений материалов.
  • Расписания и уведомления: у одного преподавателя может быть несколько групп студентов, поэтому мы предусмотрели понятный функционал для создания расписаний. А система уведомлений держит всех в курсе событий.
  • Система баллов: преподаватели могут создать собственные рейтинги и системы вознаграждений, а ученики — обменивать баллы на бонусы: подарки, дополнительные материалы, промокоды на другие продукты школы.

Мы видим, как важна профессиональная сеть для выпускников, и развиваем для этого возможности peer-to-peer взаимодействия — чтобы студенты не только учились, но и делились опытом и советами. Геймификация также остаётся важным элементом: рейтинги и игровые механики помогают удерживать интерес и добавляют элемент позитивного соперничества».

Узнать больше о Skillspace и попробовать сервис можно по ссылке.

Как привлечь людей в комьюнити

Существует ключевой метод, который традиционно используется для набора аудитории — таргетинг. Помимо этого инструмента, есть и дополнительные способы вовлечения через контент и активации.

01 Виральный контент

Хороший контент может стать мощным инструментом для органического роста комьюнити. Многое зависит от того, насколько контент резонирует с текущими интересами аудитории.

Если вам удастся создать потрясающий мем или пост, который разлетится по соцсети, алгоритмы могут показать его большему количеству людей. Тогда можно ожидать притока новых участников без дополнительных затрат на рекламу.

02 Конкурсы и геймификация

Конкурсы, викторины и другие игровые механики отлично работают для привлечения внимания к комьюнити. Главное — придумать креативную идею, яркую механику и не подкачать в реализации.

Помните: если вы разыгрываете что-то, не связанное с вашим продуктом, велика вероятность, что люди отпишутся сразу после окончания конкурса. Выбирайте призы, которые органично встраиваются в вашу нишу и помогают настроить долгосрочные отношения с подписчиками.

Чтобы ничего не упустить в организации конкурса, сверьтесь с нашим чек-листом.

03 Лид-магниты

Они могут казаться устаревшими, но всё ещё остаются рабочим инструментом, особенно в сфере образования. Здесь можно предложить аудитории что-то полезное и бесплатное в обмен на подписку: гайд, чек-лист, планер или рабочую тетрадь.

04 Спецпроекты

Это ограниченная во времени рекламная активация. Она основывается на необычных носителях или на нестандартном использовании привычных.

В основе лежат чёткая задача, желаемое действие аудитории и креативная идея. А польза — ключевая характеристика спецпроекта, которая отличает его от других видов рекламной активности. Для максимальной эффективности спецпроекты стоит подкреплять рекламными кампаниями и работой с инфлюенсерами.

Крепкое комьюнити для онлайн-школы: как создать сообщество и вовлекать участников

05 Инфлюенс-маркетинг

Сотрудничество с блогерами и лидерами мнений становится гигиеническим минимумом для продвижения брендов. Многие люди доверяют рекомендациям влиятельных лиц.

Например, для Онлайн-школы №1 мы привлекли 561 заявку на обучение. В рамках рекламной кампании 24 блогера показали через личный опыт, как дистанционное обучение может повысить качество жизни и построить яркое будущее детей. Подробнее о кейсе — читайте по ссылке.

Крепкое комьюнити для онлайн-школы: как создать сообщество и вовлекать участников

Как удержать участников в комьюнити

01 Никакого «контента ради контента»

Создание контент-плана — индивидуальный процесс, который зависит от конкретных целей бизнеса и особенностей аудитории. Но есть несколько общих рекомендаций, которые помогут его сделать.

  • Каждую публикацию важно привязать к определённой бизнес-цели. Это защитит вас от создания контента ради контента — ошибки, через которую проходят многие контент-маркетологи. Когда планируете публикации, прописывайте, на какую цель работает каждая из них.
  • Анализ прошлых публикаций и конкурентов. Что сработало хорошо — повторяйте, что не сработало — избегайте. Также следите за конкурентами и адаптируйте лучшие практики для своего контента.
  • Актуальные тренды и целевая аудитория. Следить за трендами в соцсетях обязательно, но не всегда они соответствуют интересам вашей целевой аудитории. Например, в некоторых сегментах актуален вирусный контент, в то время как в других аудитория предпочитает классический подход. Важно найти баланс между трендами и потребностями людей, которых вы хотите привлечь.

Инструмент для структуры, чтобы не упускать ключевые форматы и темы — матрица контента. Она помогает избежать ситуаций, когда вы не знаете, с чего начать. Напоминает, что необходимо учитывать разные типы контента: от развлекательного и образовательного до информационного и промо.

Пример матрицы контента 
Пример матрицы контента 

02 Работа с запросами и комментариями в комьюнити

Активность комьюнити варьируется: в некоторых случаях комментарии приходят раз в неделю, а в других — каждый час. Если активность высокая, стоит назначить ответственного, который будет оперативно реагировать.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут выстраивать коммуникацию и быстрее отвечать на запросы:

  • Инструменты мониторинга комментариев. Для работы с комментариями помогут сервисы, например — LiveDune. Там можно отслеживать комментарии и общаться с подписчиками из всех соцсетей.
  • Скрипты для быстрой реакции. Полезно создать шаблонные ответы на часто задаваемые вопросы. Важно, чтобы они не были однотипными, так как аудитория может считывать это как отсутствие внимания. Часть ответов должна оставаться уникальной, чтобы поддерживать живую коммуникацию.

Лайфхак: можно настроить ChatGPT так, чтобы он генерировал варианты ответов, из которых вы будете выбирать наиболее релевантные. Это ускорит процесс и сохранит персонализированный подход к каждому запросу.

Одна из самых серьёзных ошибок в работе с комьюнити — игнорирование фидбека. Эмоциональная связь с брендом формируется через внимание к комментариям и сообщениям. Если аудитория не чувствует отклика, она начинает терять интерес.

03 Реакция на негатив

Определённое количество негатива в комментариях — это нормально, и паниковать из-за пары плохих откликов не стоит. Но если их доля значительно превышает позитивные — например, 70% комментариев негативные — это сигнал, что нужно пересмотреть контент.

Отвечайте на негатив доброжелательно, в зависимости от тона голоса вашего бренда. Для более свободных и дерзких компаний, например, как Duolingo, допускается даже лёгкая провокация в ответах. Но важно всегда оставаться в рамках принятого стиля общения и учитывать ожидания аудитории.

04 Развитие сообщества с опорой на отзывы

Когда проект запущен, контент выходит регулярно, и от аудитории поступает обратная связь, важно уметь правильно анализировать результаты и корректировать стратегию на основе этих данных.

Анализ отчетов и итерации гипотез

Одни собирают отчёты ежедневно, другие — еженедельно или ежемесячно, но важно регулярно следить за показателями.

Если цифры говорят о стабильном росте, лучше не вмешиваться в работающий процесс. Если результаты ухудшаются, нужно вводить изменения.

Работа с сообществом строится на проверке гипотез: выдвигается предположение, тестируется, и если оно работает, вы продолжаете его использовать до тех пор, пока оно не перестанет быть эффективным. Если гипотеза не оправдывается — ищите новый подход. Этот процесс итераций практически бесконечен, и он — основа работы контент-маркетолога и SMM-специалиста.

Проведение ретроспектив

Ретроспективы позволяют рассматривать процесс работы в целом и корректировать подход. Лучше проводить их раз в квартал или полгода, чтобы обсудить не только текущие результаты, но и определить, что можно улучшить глобально.

Вовлечение команды и свежие взгляды

Работа над проектом продолжительное время может приводить к «замыленности» взгляда. Чтобы получить новые комментарии и идеи, привлекайте коллег. Иногда сторонний взгляд помогает увидеть очевидные вещи, которые вы могли упустить.

Курс на профессиональные сообщества

Чтобы удерживать студентов в комьюнити важно создавать пространство, где можно не только учиться, но и развивать профессиональные связи.

Отличный пример — SE Community. Это сообщество, где знакомятся, находят бизнес-партнёров и перенимают опыт выпускники разных курсов SETTERS EDUCATION. В проекте обучают маркетингу, лидерству и управлению, объединяя более 750 выпускников.

Крепкое комьюнити для онлайн-школы: как создать сообщество и вовлекать участников

— Какие подходы помогают поддерживать сплочённое сообщество?

— Мы создаём полезный контент для наших выпускников, организуем офлайн-встречи и онлайн-лекции с ценными экспертами. Также предлагаем спикерские клубы, реферальную программу и честные рубрики, которые помогают чувствовать себя комфортно, шутить и проявлять своё человеческое.

Само сообщество живет активно и органично: там хочется раскрываться, приходить с вопросами или радостью, встречаться на виртуальную или реальную чашку кофе. Для этого у нас есть кастомизированный бот Random Coffee от друзей и партнёров бренда.

— Какие типы контента эффективны для привлечения новых участников и удержания текущих студентов?

— В наше сообщество можно попасть только после окончания одного из курсов. Но мы готовим мини-продукт, благодаря которому смогут присоединиться и те, кто ещё не был нашим студентом, но хочет стать частью SE Community.

Мы верим, что “people buy people” — искусственные методы привлечения тут не сработают. Именно поэтому хорошо заходят реальные кейсы, результаты наших выпускников, истории знакомства и сотрудничества, а также уровень приглашённых гостей.

— Как вы помогаете выпускникам объединяться, чтобы создавать коллаборации и обмениваться опытом?

— У студентов есть доски Airtable, где наши координаторы собрали всю информацию о тех, кто состоит в сообществе: профессиональные интересы, проекты, место работы и цели пребывания в сообществе.

А вот соединяться и знакомиться друг с другом спонтанно помогает Random Coffee. Соответственно, можно намеренно знакомиться, а можно случайно. И в том, и в другом случае результат зависит от студента.

Мы не помогаем объединяться искусственно, мы создаем среду, где люди раскрываются сами.

Успешными примерами сотрудничества между выпускниками мы делимся в телеграм-канале «Как оставаться лидером». Это истории студентов курса «Креативное лидерство», которые нашли партнёров среди выпускников.

— С какими вызовами вы сталкиваетесь при управлении комьюнити и как их преодолеваете?

Мы не смотрим на сообщество как на что-то, чем надо управлять. Скорее, это создание вектора, атмосферы и системная работа вместе с активными участниками. Считаем, что основа для того, чтобы люди раскрывались корректно и на полную — это отзывчивая и удобная среда.Подытожим: правильно выстроенное комьюнити — место, куда студенты возвращаются за знаниями, поддержкой и вдохновением.

Здесь важна платформа, искренний интерес к запросам участников, их успехам и потребностям. И если всё сделать правильно, комьюнити станет не просто полезным, а любимым местом вашей аудитории. Вот несколько инструментов, которые помогут настроить работу с сообществом.

Полезные инструменты для управления сообществом

1. LiveDune — помогает управлять комьюнити на разных платформах, планировать выход постов, собирать обратную связь и анализировать эффективность контента.

2. Google Таблицы — базовый инструмент, чтобы создавать контент-планы. Удобен для совместной работы с командой, позволяет отслеживать изменения в реальном времени и распределять задачи.

3. ChatGPT — может стать помощником в генерации идей для контента, ответов для комьюнити-менеджмента, проверки материалов на соответствие редакционным стандартам.

4. Angry.Space — в нём можно не только мониторить комментарии и личные сообщения в сообществе, но и упоминания бренда.

Хотите создать крепкое комьюнити для своего проекта? Пишите нам на hello@nimax.ru или оставляйте заявку в боте. Поможем это сделать.

2121
1010
23 комментария

Статья топ, всем советую к прочтению!

8

просто кладезь ценного опыта! спасибо что открыто делитесь этим

6

Спасибо за оценку 💚

Жесть статью ребята написали! Здесь и интервью с экспертами, и полезные материалы, и польза, и приколы, и интервью! Редко такое на VC встречаешь. Nimax, респект 🤟🏻

5

В разделе спецпроекты есть интересная иллюстрация с карточками, можете рассказать, что это за спецпроект?

1

Кейс о том, как мы создавали командные карточки в подарок клиентам: https://www.nimax.ru/nimax-kit/
Он очень красочный и полезный :)

10