Изменения в законодательстве: с рекламораспространителей будут взимать 3% сбора в 2025 году

Государственной Думой принят закон 11 декабря 2024 г., который предусматривает в 2025 г. дополнительный сбор за распространение рекламы. Сейчас закон находится на одобрении в Совете Федерации, затем останется только его подписать Президенту РФ. В том, что он будет официально принят до нового года, нет никаких сомнений. Как будет закон работать и кого коснется? Расскажу в этой статье.

Снежана Чепа
Юрист для бизнеса, консультант по маркировке рекламы

На кого распространяется новый закон?

В этой статье я лишь освещу только одну часть закона, касающуюся сбора на рекламу в размере 3%, т.к. именно эта тема актуальная для моих подписчиков и клиентов. Теперь в Законе «О рекламе» будет целая новая статья 18.2, которая гласит как «обязательные отчисления за распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»». Исходя из нее, новые требования распространяются на следующих лиц:

  • Рекламораспространителей (например, блогеры, владельцы каналов и пабликов);
  • Операторов рекламных систем (их перечень утвержден Роскомнадзором здесь);
  • Рекламодателей (юридические лица, ИП и граждан РФ), которые заключили договор на распространение рекламы на территории РФ с иностранной организацией, иностранным гражданином или лицом без гражданства;
  • Рекламные агентства и иные лица, оказывающие услуги по распространению рекламы в интересах рекламодателя/рекламораспространителя.

Какие обязанности возлагает новый закон?

  • Для рекламораспространителей - за весь доход, полученный в течение квартала за распространение рекламы, необходимо оплатить будет 3%. То есть заработали вы за 3 месяца на рекламе 150 000 рублей, необходимо будет оплатить с этой суммы 4 500 (помимо налога, который вы еще платите).
  • Для операторов рекламных систем - аналогичное требование.
  • Для рекламодателей. Вот здесь у меня сложилось двоякое впечатление, поскольку в п. 5 ст. 18.2 говорится, что на рекламодателя возложены обязанности по исчислению и удержанию денежных средств, которые перечисляются иностранному лицу по договору. То есть рекламодатель как будто должен удержать уже часть средств при переводе для последующей уплаты сбора. Но при этом не уточняется, что в этом случае будет тогда базой расчета обязательных отчислений. В предыдущих случаях базой для расчета был доход за квартал, а здесь оплата услуг? Вопрос. Очень легко посчитать доход и 3% от него. Но если вы заключаете договоры как рекламодатели каждый раз с разными иностранными лицами, то в целом можно также посчитать стоимость расходов на квартал и от него 3%. Но норма сформулирована так, что удержать вы должны до оплаты, а не после...
  • Для рекламных агентств - оплата 3% от дохода за квартал, который получили за оказание услуг по распространению рекламы в интересах рекламодателя/рекламораспространителя.

На кого НЕ распространяется уплата сбора?

Перечень определен в ч. 12 ст. 18.2 Закона «О рекламе»:

1. На информационные агентства, телеканалы и радиоканалы, которые распространяют рекламы у себя на сайтах.

2. Если реклама распространяется на сайтах СМИ, которые соответствуют одному из критериев:

  • учреждены госорганами/муниципалитетами или есть их доля в уставном капитале;
  • в течение года получали бюджетные ассигнования (в т.ч. субсидии) от госбюджета, бюджета субъектов РФ или муниципалитета;
  • выступают как редакция/издатели/учредители периодического печатного издания, при условии, что в течение года совокупный тираж был от 300 тыс. до 15 млн. в зависимости от периодичности выхода.

3. На общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и телеканалы, получившие право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, когда они еще показываются в сети Интернет и в рамках прямого эфира распространяется реклама.

Кто будет сделить за оплатой сбора и когда нужно начинать платить?

За оплатой будет контролировать РКН, причем уже у него есть механизм для этого - маркировка и все сведения, которые вы вносите в ОРД по рекламам. Все лица будут нести ответственность за полноту и своевременность уплаты обязательных отчислений в федеральный бюджет.

Закон вступит в силу с 1 апреля 2025 г., поэтому предполагается, что уже с дохода, полученного в апреле, мае, июне, необходимо будеть платить 3%. Подробный документ с описанием механизма оплаты, сроков оплаты будет опубликован позже Правительством РФ.

В моем Telegram-канале много полезной информации для бизнеса, онлайн-бизнеса, блогеров и фрилансеров, там я делюсь в т.ч. своими сложными кейсами. Обязательно подпишитесь, чтобы быть вкурсе новостей!

11
3 комментария

Ох, предупрежден -вооружен) спасибо

1

А если я удалю из подписчиков часть и будет 9000 т. То не нужно мне ничего заполнять?

Сбор 3% берется не из-за количества подписчиков, а за сам факт распространения рекламы в сети Интернет, даже если у Вас 5 подписчиков.