Как я «попал» из за реверс-инжиниринга. Когда нельзя воровать чужие идеи.

Приветствую, меня зовут Кувшинов Сергей Борисович, я являюсь основателем Группы Компаний ПЗ Гарант.

У меня есть 20-ти летний успешный практический опыт управления и развития компаний связанных с производственной деятельностью.

Я увлечен разработкой и внедрением эффективных инструментов создания, развития и управления бизнеса связанного с производством.

Увлечение переросло в новое дело, в отдельное направление, «Взаимодополняющее партнерство». Я и моя команда делимся опытом, принимаем участие в реализации мероприятий направленных на улучшение деятельности производственных компаний.

Предлагаем присоединятся к нашему движению и превратить себя из «Одного из» в «Первого из».

До определенного времени я как то не задумывался, что не стоит придумывать, то что уже существует. Не важно, это изделие, технология или правила поведения в бизнесе.

Наоборот, мне как будто где то кто то внушил, что копирование это плохо и надо сделать что то свое уникальное, чего ни у кого нет. Наверное это еще с ВУЗа, когда в дипломном проекте научный руководитель просил предложить что то свое, уникальное. А как это сделать недоспециалисту он не объяснил. Потом, через несколько лет, обучаясь повторно, уже менеджменту мне пояснили, что задача дипломной работы подтвердить квалификацию, показать что ты умеешь пользоваться инструментами, которые тебе в процессе обучения давали.

Примерно в 2011 году мы решили порадовать рынок Российской Федерации системой быстрой смены надстроек BDF, которая успешно применяется в странах Европы. Суть системы заключается в том, чтобы минимизировать простои транспорта. Надстройка представляет собой универсальную платформу, оборудованную контейнерными замками, имеющую четыре лапы на которой она стоит, а при транспортировке эти лапы определенным образом складываются. А грузовой автомобиль оборудован специализированной системой подъема. Используются модули BDF для минимизации простоев автотранспорта. Выражается это в том, что машина забирает уже загруженную надстройку, без использования внешних механизмов, до этого выгрузив пустую. Другими словами многооборотная тара. Так же данные автомобили используются с прицепом.

Мы же сделали ставку на изготовление универсальных машин. Чтоб на одной платформе использовать несколько надстроек. Удалось изготовить шторные надстройки, надстройку в виде цистерны для транспортировки сжиженных углеводородных газов, цистерну для транспортировки пищевых продуктов, миксер для бетона.

Данная продукция была представлена на нескольких выставках, в том числе Comtrans. Наши усилия были не напрасны, нашими разработками заинтересовалось ПАО «КАМАЗ». Был создан проект КАМАТЕЙНЕР. Основная идея КАМАТЕЙНЕРА основывалась на организации эстафетных перевозок, этот принцип был широко распространен на Руси когда гонец на почтовых станциях менял лошадей, телега или гонец при этом безостановочно двигались вперед. В современной интерпретации предлагалось построить ряд перевалочных пунктов, чтобы автомобиль за смену мог осуществить путь до места назначения и обратно, а груз продолжил движения с другим экипажем. Решалось сразу не менее трех задач, груз непрерывно двигается к месту назначения, автомобиль всегда в работе, водитель ночует всегда дома и не требуется второй пилот.

Заканчивая краткий экскурс в историю, скажу, развития системы быстрой смены надстроек BDF не суждено было случиться на территории РФ. Даже не смотря на значительные усилия ПАО «КАМАЗ» принять данную инновацию логисты России не захотели. Существующие терминалы были не готовы, а за строительство новых никто браться не захотел.

В свою очередь, хочу отметить, что данный проект наделал много «шума». И многие производители спецтехники поверили в скорую реализацию этой идеи. И не долго думая скопировали конструкцию и стали предлагать ее, расширив тем самым свой ассортимент. А мы толком не начав выпуск уже были атакованы конкурентами.

Теперь самое главное. Работа над ошибками была проведена. Не останавливаясь на том, как делать не надо. Далее сформулирую, что, по моему мнению, необходимо учесть при реверс – инжиниринге.

Важно помнить, что реверс инжиниринг это есть обратная разработка, с исследованием уже существующего объекта, с целью разобраться в его принципе работы.

1. Копируйте с умом.

2. Ответьте на вопрос, только честно, сможете продать то, что скопировали. Самый лучший вариант, когда потребность в данном продукте есть у вас самих. Будет время испытать, мирясь с недоработками. Посчитать себестоимость и др.

3. Проще копировать продукты с конкурентного рынка. Для реализации инноваций требуется много ресурсов, как правило. И можно попросту не успеть воспользоваться созданной нишей. Ее займут конкуренты, которые не понесли затрат на создание данной ниши.

4. Если то, что требуется скопировать представлено у нескольких производителей. Не спешите сделать «самый лучший продукт». Взяв о то всех по немного. Получиться с высокой долей вероятности, что то очень «сырое». На доведение «до ума» которого потребуется очень много сил и времени.

Копируйте что то, не плохого качества, главное, чтобы его элементы наиболее легко было воспроизвести. Желательно универсальными способами.

5. Копируя объект. Важно воспроизвести объект копирования «один в один».

Поясню. Зачастую, те, кто взялись за копирование, не обладают той информацией и тем опытом, который накоплен в системе производящей объект копирования.

Поэтому для чего сделано то или иное решение можно понять только потом, в процессе сборки или эксплуатации.

Воспроизведя объект копирования «один в один» ставит вас, не имеющих достаточного опыта и знаний, сразу на один уровень с тем ми, кто потратил на это значительное количество времени и ресурсов.

Не достающие знания придут с опытом, точно.

6. На начальном этапе необходимо стараться как можно больше деталей и узлов заказать в сторонних организациях. Если есть возможность, то не зазорно и готовые узлы закупить, можно даже у конкурентов. Важно как можно быстрее выпустить опытный образец.

В этом правиле есть еще свои плюсы. Они заключаются в том, что заказывая на стороне легко подсчитать себестоимость изготовления. Второе, как правило, внутри организации все долго и придется мириться с качеством. Заказывая на аутсорсинге выбирается оборудование и организация удовлетворяющая потребностям. Третье, закупать технологическое оборудование экономически не выгодно. Будет отвлечено много средств и времени на запуск оборудования. И место сосредоточения на продукте придется сосредоточиться на процессах. Оборудование надо окупать, к тому времени когда удастся выйти на загрузку, затраты на обладание превысят все мыслимые параметры.

7. Лимитирующие приспособления, оснастку и оборудование для изготовления, направленное на замещение ключевых компетенций, необходимо купить или изготовить. По возможности, все вопросы, связанные с автоматизацией и прочего, лучше отложить на момент запуска серийного производства.

8. Для реализации проекта необходимо создать рабочую группу из неравнодушных людей. Выделить на нее ресурсы. Наделить персонал компетенциями и полномочиями. Либо поручить сторонней команде, которая специализируется на реверс – инжиниринге, оставив за собой функцию кураторства. По опыту это будет дешевле и быстрее.

9. Современные технологии. Создание математической 3D модели. Использование 3Д – сканера, если это уместно для данного вида конструкции.

10. В процессе изготовления опытного образца. Все равно, что то, придется заменять и адаптировать. Конструкция, в конечном счете, получиться своя.

11. Все не соответствия и соображения по дальнейшему улучшению надо фиксировать в журнале. На этапе создания прототипа, не стоит зацикливаться. Когда создадите прототип, начнет раскрываться принцип работы устройства и всякие тонкости, вот тогда и стоит задуматься над внесением изменений.

12. Далее отработка плотной партии продукции. Выход на объемы производства.

13. Локализация узлов и агрегатов, если это уместно.

Это конечно не исчерпывающий перечень, но соблюдая вышеизложенный алгоритм будет намного проще добиться желаемого результата.

Надеюсь, что данная информация будет полезна.

Обсудить эту тему, задать вопросы на другие вызывающие интерес темы возможно в комментариях под данным постом, а также на моем телеграмм канале

6 комментариев

ну это обычный принцип кооперации
НО после того как 30 лет долбили, пинали и чуханили колхозы и производственные цепочки развалив их превратив собственников в единоличных хозяев -кулаков
и тут появляется такой Сергей Борисович и предлагает а давайте все скооперируемся :)

Спасибо за комментарий!

Ну уж нет, давайте продолжать долбить, пинать и чуханить колхозы и производственные цепочки, развалив их, превратив собственников в единоличных хозяев-кулаков.

Хватит с нас неэффективной насильной кооперации.

Предствляю как обидно когда тырят твою идею. Понятно, что надо все как то за собой патентовать. А что совсем не было возможности в суд подать?

Спасибо за комментарий.
Патентуются изобретения и полезные модели.
Это нормально, это конкуренция.