Как строить стартап во время шторма: история Minervasoft

В 2019 году мы стремились создать лучшую базу знаний для клиентского сервиса, а в итоге наш продукт стал мозгом для AI-помощников и автоматизации обучения. Рассказываем, как мы прошли этот путь и при чём тут Confluence.

Как строить стартап во время шторма: история Minervasoft

Привет! На связи Алексей Зобнин, сооснователь Minervasoft. Уже пять лет мы развиваем идею о том, что знания должны работать на бизнес, а не наоборот, и подтверждаем её в своих проектах.

Несколько лет назад мы с партнёрами только начинали искать идею для IT-стартапа. Сегодня Minervasoft — один из лидеров российского рынка в области управления знаниями. В числе наших клиентов — «Делимобиль», Dodo Brands, «Совкомбанк», «ЭР-Телеком Холдинг», «Систэм Электрик» и другие крупные бренды.

В этой статье расскажу, с чего всё начиналось, какие барьеры мы преодолевали, почему меняли продукт и как видим будущее компании.

Нашли единомышленников

В 2013 году я участвовал в создании портала госуслуг, а именно базы знаний для службы поддержки. Тогда я впервые столкнулся с менеджментом знаний. Портал активно развивался, количество электронных услуг стремительно росло, и вопросов становилось всё больше. Агентам часто приходилось консультировать по услугам, с которыми они могли быть незнакомы. Это повышало риск ошибок и задержек в работе.

Задача была в том, чтобы создать и внедрить систему, которая решила бы эти проблемы, а заодно упростила онбординг и стала удобным инструментом для службы поддержки.

Но разработать решение — только половина дела: куда важнее — зафиксировать результаты внедрения. Нам было важно увидеть ценность продукта и его экономический эффект для бизнеса и в целом понять, окупились ли наши усилия. Поэтому мы обратились к команде аналитиков направления поддержки портала госуслуг и выявили несколько главных бизнес-эффектов: ускорение обслуживания и повышение его качества.

В процессе работы над проектом я осознал две важные вещи: во-первых, система может быть полезна не только в клиентском сервисе, но и в других подразделениях компании; во-вторых, настоящая ценность базы знаний заключается не в хранении, а в доставке информации — сотрудники должны быстро получать знания в тот момент, когда они в них нуждаются.

С новыми мыслями и идеями мы с командой завершили ещё несколько внедрений разных систем для клиентского сервиса, но в 2018 году по разным причинам наши пути разошлись. За это время мы успели поработать в других местах и получить новый опыт. Например, я был техническим директором в контактном центре Onecta.

После окончания проекта коллеги часто теряют связь, но у нас было иначе: желание сделать крутой совместный продукт продолжало жить внутри нас.

Превратили общую экспертизу в бизнес-идею

Мы понимали, что хотим сделать свой продукт, но какой — ещё не знали. Поскольку нас объединял опыт в IT и в клиентском сервисе, мы решили, что будем бить в эту нишу, и начали изучать рынок. Телефония, чат-центры, чат-боты — вариантов было много, и почти во всех были сильные конкуренты. Но одно перспективное и практически свободное направление всё же нашли — системы управления знаниями.

В России таких решений почти не было. Единственный продукт, KMS Lighthouse, внедрили несколько крупных компаний, но информации о реальных результатах не хватало. Из зарубежных аналогов в клиентском сервисе часто использовали Confluence — в основном по рекомендациям IT-специалистов. Платформа хорошо справлялась с хранением знаний, но очень слабо закрывала задачи в части поиска ответов, информирования и обучения сотрудников.

В итоге мы решили собрать лучшие функции нескольких продуктов и сохранить при этом свою идентичность.

Например, мы хотели, чтобы система включала удобный редактор, и в этом плане Confluence выигрывал, особенно в работе с неструктурированным текстом. Нас также вдохновлял подход Notion и Lighthouse к созданию баз данных и структурированного контента. А «Яндекс» и Google стали ориентиром в развитии качественного и быстрого поиска с учётом опечаток, неправильной раскладки, ошибок в правописании, поведенческой аналитики и других параметров.

Наши первые визитки
Наши первые визитки

Так мы распределили роли: я сфокусировался на продажах, один партнёр — на продукте, а ещё двое — на разработке. Создали сайт, нарисовали прототипы и параллельно с разработкой анонсировали наш первый продукт — систему управления знаниями Minerva Knowledge.

Получили опыт и продолжили искать новые смыслы

Первые продажи стартовали быстро благодаря сарафанному радио и нашим контактам в клиентском сервисе. Продукт восприняли хорошо, потому что он отлично решал задачи по поиску информации. А ещё попадал в ожидания клиентов: уже тогда в системе была отчётность по использованию знаний и можно было оценить, как быстро сотрудники находят ответы, что именно ищут и насколько хорошо воспринимают информацию.

Это я сижу рядом с оператором в контактном центре одного из клиентов, слушаю, как он отвечает на вопросы и чем пользуется при этом. Нам было важно детально понимать проблемы, с которыми сталкиваются команды, и предлагать то, что будет помогать им в работе
Это я сижу рядом с оператором в контактном центре одного из клиентов, слушаю, как он отвечает на вопросы и чем пользуется при этом. Нам было важно детально понимать проблемы, с которыми сталкиваются команды, и предлагать то, что будет помогать им в работе

Поначалу платформу часто называли Googluence, потому что она объединяла поиск как у Google и хранение знаний как у Confluence. Один из первых крупных кейсов был связан с заменой «конфы» у финтех-гиганта Qiwi. Клиенту нужно было решить проблему с поиском информации, упростить онбординг и сократить количество ошибок в консультациях.

После внедрения нашего продукта обслуживание ускорилось на 10%, а тестовая группа стала допускать в шесть раз меньше ошибок, чем основная. Так мы поняли, что проблема совсем не в поиске знаний, а в их качестве. Со временем этот инсайт стал основой нового продукта — методологии Minerva Result, о которой я расскажу позже.

Первые наброски логотипа компании
Первые наброски логотипа компании

Другой важный кейс — внедрение Minerva Knowledge в «Совкомбанке». Мы начинали с проекта для распределённого контакт-центра, объединяющего больше 5 тысяч сотрудников в разных городах, а затем масштабировали базу знаний не только на другие подразделения, но и на дочерние организации. Сегодня систему используют более 20 тысяч человек.

За первые три месяца среднее время обработки вызова (AHT) сократилось на 10%, а общее время удержания вызова в паузе (Hold Time) уменьшилось с 11 до 8 часов на одного сотрудника в месяц. Это позволило сэкономить десятки миллионов минут в год. Кроме того, нам удалось вдвое ускорить адаптацию новичков.

Этот кейс первым в нашем портфеле получил награду от профессионального сообщества Global CIO и стал победителем конкурса «Проект года».

Переизобретали продукт снова и снова

Как и любой стартап, мы сталкивались с разными сложностями. В начале пути у нас была маленькая команда с «мультифункциональными» участниками: один человек мог закрывать задачи как по разработке, так и по поддержке. Но в такой «миниатюрности» были плюсы: мы оставались гибкими и много экспериментировали.

Один из первых офисов Minervasoft
Один из первых офисов Minervasoft

Через несколько лет после запуска продукта мы начали сотрудничать с партнёром NAUMEN — ведущим разработчиком программных решений для бизнеса и государственных организаций. Наша платформа стала частью их экосистемы, которая включает продукты для клиентского сервиса и управления персоналом.

Та самая награда от Global CIO, мы получили её в совместном проекте с NAUMEN
Та самая награда от Global CIO, мы получили её в совместном проекте с NAUMEN

Благодаря такой синергии мы смогли сфокусироваться на развитии системы и поиске новых ниш.

Мы понимали, что по мере развития продукта и его функциональности важно периодически «переизобретать» платформу. Поэтому за эти пять лет внесли много улучшений.

Трижды радикально меняли интерфейс и старались его упростить. Спасибо клиентам, которые поддерживали нас в этом стремлении не стоять на месте.

Дополнили платформу модулем обучения. Нас всегда удивляло, что знания и учебные материалы часто хранятся в разных системах. Поэтому мы разработали модуль обучения Minerva Learn, который строит курсы на основе контента из Minerva Knowledge, словно собирая их из кубиков LEGO. Он работает по принципу: «Если знание меняется в одном продукте — оно автоматически обновляется и в другом».

Переосмыслили корпоративное обучение. В отличие от классических LMS-систем мы посмотрели на него как на канал доставки важной информации «прямо в голову сотруднику». То есть настроили так, что база, на которой человек учится, совпадает с тем, что он дальше будет применять на практике. Связка Minerva Knowledge и Minerva Learn помогает знаниям работать на бизнес и становиться ценнее с каждым применением.

Запустили публичный портал. Каждый клиент может открыть доступ к части своих знаний внешним пользователям: клиентам, партнёрам и соискателям. Например, опубликовать информацию об услугах и продуктах. Так контент-менеджерам не придётся дублировать материалы и постоянно следить за их актуальностью.

Команда постепенно становилась больше. Мы учились распределять задачи, передавать опыт, находить новые форматы работы
Команда постепенно становилась больше. Мы учились распределять задачи, передавать опыт, находить новые форматы работы

Решили проблему «второго дня». В IT-проектах часто возникает такая проблема: технически внедрить систему несложно — гораздо труднее сделать так, чтобы ей начали пользоваться. Это причина, по которой часто не взлетают классические вики-системы. Мы нашли выход.

Как я писал выше, на первых кейсах мы поняли, что качество информации играет очень важную роль. А со временем убедились на 100%: если знания устаревшие и запутанные, даже самая лучшая IT-система не будет приносить пользу. Поэтому у нас появился третий продукт — методология внедрения культуры и практик менеджмента знаний Minerva Result. С 2022 года им управляет Денис Кучеров, эксперт с опытом более 15 лет в менеджменте корпоративных знаний, член экспертного сообщества «КМ Альянс» и лауреат премии «Преображение».

В этом году Денис рассказывал про методологию Minerva Result на профессиональной конференции по управлению знаниями KnowledgeConf
В этом году Денис рассказывал про методологию Minerva Result на профессиональной конференции по управлению знаниями KnowledgeConf

Примерно так наш Googluence со временем превратился в комплексное решение, которое охватывает сразу все аспекты управления знаниями.

Ещё в начале пути в гостях у «Яндекса». Показывали наши прототипы крупным компаниям. Реакции были разные, но мы были готовы к этому и уверенно презентовали продукт
Ещё в начале пути в гостях у «Яндекса». Показывали наши прототипы крупным компаниям. Реакции были разные, но мы были готовы к этому и уверенно презентовали продукт

Фокус на развитии индустрии

В России компании уделяют мало внимания управлению доступностью знаний. Для сравнения: в США число вакансий с упоминанием knowledge management превышает 130 тысяч, в Великобритании составляет около 20 тысяч, а в России едва доходит до нескольких сотен объявлений.

Поэтому в этом году мы совместно с Ассоциацией российских специалистов и экспертов менеджмента знаний «КМ Альянс» запустили первую в России платформу по обучению менеджменту знаний — Академию «КМ Альянс».

С Олегом Лавровым, президентом Ассоциации «КМ Альянс», после записи первого обучающего блока
С Олегом Лавровым, президентом Ассоциации «КМ Альянс», после записи первого обучающего блока

Одна из наших задач сегодня — показать рынку, что без менеджмента корпоративных знаний невозможен постоянный рост и стабильная работа компаний, потому что проблема развития человеческого капитала никуда не денется. Поэтому в ближайшие годы всем придётся сосредоточиться на удержании сотрудников и их развитии.

При этом качественный источник знаний нужен не только людям, но и технологиям, таким как LLM-модели. Там, где путается человек, точно запутается генеративный ИИ. Неполная или неточная информация приведёт к цифровым галлюцинациям модели, ошибкам в ответах и дезинформации сотрудников.

Единственная дисциплина, которая помогает в решении этого вопроса, — менеджмент знаний.

С точки зрения функционала мы также продолжим набирать обороты. В будущем планируем добавить компьютерное зрение, которое пока редко используют в управлении знаниями, но активно применяют в документообороте. Это поможет автоматически анализировать и извлекать данные из изображений и документов.

Кроме того, мы будем активно искать новые возможности применения генеративного искусственного интеллекта в управлении знаниями. Сейчас мы смотрим на менеджмент знаний и данных в контексте создания цифрового помощника, который встраивается в интерфейс других систем компании и рекомендует сотруднику нужные ответы в зависимости от задачи. В нашей продуктовой линейке он называется Minerva Copilot — «второй пилот» для пользователя базы знаний.

Такой подход можно назвать нашей «фишкой»: мы внедряем лучшие практики и добавляем то, чего ещё нет на рынке управления знаниями. Я думаю, это одна из причин, почему клиенты начали переезжать с Confluence на Minerva Knowledge ещё до активного импортозамещения. Мы и тогда могли предложить более гибкое решение для широкого спектра задач, и сейчас можем.

Подробнее познакомиться с нашими продуктами можно по ссылке.

Я думаю, все, кто когда-либо занимался бизнесом, знают, как много преград возникает на пути. За эти годы и на примере нашего продукта я убедился: главное — надёжная команда и сильная любовь к своему делу.

Несмотря на разные внешние факторы и обстоятельства, мы всегда планировали будущее, оценивали риски и продолжали влиять на индустрию. Это то, что помогало нам быть в тренде и оставаться на плаву вне зависимости от силы шторма.

3737
22
36 комментариев

О, NAUMEN знаю, классные ребята)

3
Автор

Согласны)

я не понял, а как на вас влияли эти «штормы», пандемия и тд? Вроде, кейсы как раз в это время были

2

В начале были сложности — многие компании заморозили бюджеты. Но как только все привыкли к удалёнке, начали искать решения для онлайн-работы и оптимизации процессов. Это дало нам шанс показать, как наша система помогает в новых условиях, и ускорило решение о внедрении.

Если не секрет, какие были вложения на первых этапах? Насколько затратно запустить свою базу знаний?

1

Объём вложений сильно зависит от стратегии. На первый взгляд база знаний может показаться очень простым продуктом — сначала просто добавляешь текст, а потом ищешь его. Но в конечном счёте это только верхушка айсберга. Внутри очень много процессов, связанных с совместной работой, с работой алгоритмов поиска, с обработкой данных.

Самую минимальную версию можно сделать недорого. Вопрос в том, насколько она будет ценной и полезной. Мы занимаемся продуктом 5 лет и не пока не видим края в доработках с точки зрения новых ценностей и потребностей рынка. Их всегда больше, чем мы можем сделать)

На старте вложения были несколько миллионов рублей – это в основном зарплаты разработчиков и офис.

Команда и правда решает. Только вчера с коллегой обсуждали, что в кризис нет ничего важнее, чем сохранить людей. Лучше самому недоесть, но коллектив сохранить 👍

1