Выбери меня: как грамотно подготовиться к собеседованию. Бонус — чек-лист для подготовки от рекрутера международного уровня

Выбери меня: как грамотно подготовиться к собеседованию. Бонус — чек-лист для подготовки от рекрутера международного уровня

Приходишь на собеседование, спокойно и расслабленно рассказываешь о навыках и опыте, обсуждаешь желаемую зарплату и подписываешь договор. Идеальный сценарий для соискателей и работодателей или реальность? Мы уверены, что второе. Рекрутер Garage Eight поделилась лайфхаками для подготовки к собеседованию и прикрепила чек-лист для проверки. Читайте и ставьте галочки.

Это Кристина Маковей, International Talent Acquisition Specialist в международной IT-компании Garage Eight. Мы с коллегами из HR помогаем соискателям устроиться на работу мечты. В предыдущих статьях рассказали, как отвечать на вопросы об увольнении и о том, кем вы видите себя через 5 лет. В этом материале расскажу про подготовку к собеседованию, самопрезентацию, обсуждение зарплатных ожиданий и борьбу со страхом.

Возьмите меня, потому что мне нужна работа: как сказать это лучше

Был у нас кандидат на вакантную должность разработчика. И судя по результатам собеседования подготовка у него страдала. Как я это поняла: на вопрос об опыте он решил рассказать получасовую, крайне эмоциональную личную историю. Там было всё — от учёбы в университете до последних отношений. И оценить профессиональные качества и достижения это не помогло. Поэтому хочу подчеркнуть: готовить рассказ о карьере и опыте нужно заранее.

Выбери меня: как грамотно подготовиться к собеседованию. Бонус — чек-лист для подготовки от рекрутера международного уровня

Обзор развития в профессии

Важно подготовить связное и лаконичное описание карьерного пути, чтобы подчеркнуть профессиональный рост и мотивы переходов между компаниями. Начните с общей структуры, отталкиваясь от резюме, и постепенно добавляйте детали.

Рекрутер точно спросит про причины перехода из одной компании в другую, обратит внимание на частоту переходов и прочее. Стоит продумать, что вы ответите, чтобы показать, как каждый шаг способствовал развитию важных hard и soft skills. Без лишних эмоций и углублений в личные ссоры с руководителем.

✅ Сосредоточьтесь на опыте, связанном с текущей вакансией. Не стоит подробно рассказывать, как вы подрабатывали в магазине продуктов в студенческие годы 15 лет назад при трудоустройстве в IT.

✅ В рассказе больше внимания уделите последним местам работы, где вы достигли значимых результатов. Рекрутера зацепят кейсы, истории успеха, истории работы над ошибками, навык применять конкретные технологии и инструменты.

✅ Если вы меняли должности внутри компании, переходили между проектами и направлениями или за год выросли от Junior+ до уверенного Middle — подсветите это! Рекрутер увидит, что вы можете хорошо себя показать, готовы браться за новые задачи и расширять функционал.

Важно: если работодателю будет нужна дополнительная информация о каком-то месте работы или кейсе, её обязательно уточнят. Не нужно «выливать» подробности единым потоком.

Про подход к решению задач

Кроме того, кем вы работали, рекрутера интересует, КАК вы работали. Часто спрашивают, как именно вы подходите к решению задач разного формата:

  • проявляете ли инициативность,
  • нуждаетесь ли в подробном ТЗ,
  • часто ли обращаетесь к руководителю за советом и фидбеком,
  • умеете ли привлекать экспертов и коллег, если нужна помощь.
Выбери меня: как грамотно подготовиться к собеседованию. Бонус — чек-лист для подготовки от рекрутера международного уровня

Здесь полезно заранее подготовить релевантный кейс. Релевантный = подходящий по контексту к позиции и требованиям компании к соискателю.

❌Например, кандидат идет на позицию продакт-менеджера, но рассказывает случай из прошлого, когда занимался задачами, не связанными с управлением продуктом. Это может вызвать недоумение у рекрутера.

✅Кандидат идет на позицию продакт-менеджера и рассказывает, как он нес ответственность за конкретное направление в продуктовой разработке, с командой тестировал гипотезы, отслеживал продуктовые метрики, составлял отчёты.

Я также сталкиваюсь с тем, что в кейсах кандидаты дают мало подробностей. Если в последовательном описании опыта их не должно быть слишком много, в описании кейса, напротив, детали нужны. Сказать «была такая ситуация, но мы её решили» — недостаточно. Очень классно, если кандидат рассказывает:

  • Как он обнаружил проблему.
  • С кем обсудил проблему и как понял, что её нужно приоритизировать.
  • Как двигались для поиска решения, кто и почему был вовлечён в решение.
  • Какую часть работы сделал он, а какие роли были у других участников.

На что обратить внимание при описании кейса:

Я-сообщения. Хорошо, если в рассказе о кейсе вы разделяете, кто именно выполнял те или иные задачи. Не стоит всегда говорить «мы» — рекрутерам непонятно, кто входит в «мы». Если же задача реально решалась большой командой, коротко расскажите о вкладе каждого.

Должная похвала. Иногда люди стесняются себя хвалить и выделять свою роль. Собеседование — именно то место, где похвалить себя и похвастаться достижением можно и даже нужно!

Про негативные кейсы

Нелюбимая ситуация на собеседовании — рассказ о неудачах. Вопроса о провальных кейсах и ошибках боятся. Однако я как рекрутер послушала про разные случаи и могу сказать точно: негативный опыт тоже полезен, но нужно показать, что вы:

🔥 Умеете справляться с трудностями.

🔥 Несёте ответственность за свои действия.

🔥 Учитываете выявленные риски при выполнении будущих задач.

Худшее, что можно сказать: «У меня никогда не было неудач на работе». Обычно в такое не верят или считают признаком инфантильности и нежелания разбираться в ошибках. Также, если кандидат не может объяснить суть кейса, начинает рассказ издалека и не описывает результаты своей работы — это красный флаг.

Заранее обдумайте сложную ситуацию, из которой вы смогли вынести уроки. Расскажите, какие решения пробовали, какие не сработали, как с этим справились. Важно выделить зоны ответственности всех участников и избегать крайностей в оценках. Не выставляйте других исключительно в негативном свете — лучше показать, что умеете работать в команде.

К чему ещё подготовиться

К обсуждению зарплаты

Рекрутер обязательно спросит у кандидата про зарплату. И тут часто начинается игра «Скажите вилку — скажите ваши ожидания». Мы с коллегами называем это зарплатным пинг-понгом.

Выбери меня: как грамотно подготовиться к собеседованию. Бонус — чек-лист для подготовки от рекрутера международного уровня

Если компания может поделиться зарплатной вилкой, скорее всего, она будет прописана в вакансии. Если вилка не указана, знайте, что компания по какой-то причине не готова её раскрыть. Например, часто компании ищут сразу несколько специалистов в команду. В таком случае конечная вилка может формироваться только после прохождения кандидатом технического этапа собеседования, так как зарплата привязана к внутренним грейдам компании. В таком случае лучше заранее выделить свои зарплатные ожидания. Например, сказать текущую зарплату и надбавку, которую вы бы хотели получить, скажем +20%. Дополнительно решите для себя, какая зарплата для вас минимальная, а какая — комфортная.

К обсуждению позиции

Стоит заранее подготовить вопросы по роли. В разных компаниях обязанности на одной и той же должности могут значительно отличаться. Поэтому стоит уточнить, что именно входит в функционал, даже если знаете, как это было устроено на вашем предыдущем месте работы.

Если какие-то процессы, задачи или иерархия кажутся непонятными, задавайте вопросы — это покажет заинтересованность и внимательность. Нам, рекрутерам, важно, чтобы кандидаты слушали и слышали. Кандидат, который фиксирует информацию, заинтересует больше, чем тот, кто на следующем этапе не помнит деталей первого разговора.

К разговору о формате работы

На этапе переписки с рекрутером обычно обсуждаются моменты, связанные с форматом работы: офис, удалёнка, гибрид или релокация. Подумайте, насколько вы готовы к предложенным условиям, и будьте честны в ответе. Чётко и прозрачно обозначьте предпочтения или ограничения, если они есть. Это нужно, чтобы с самого начала создать удобные условия для обеих сторон.

К тому, что существуют технические неполадки

Пара организационных моментов. Чтобы быть готовым к собеседованию:

  1. Проверьте камеру и звук заранее, чтобы не тратить время на настройку во время звонка.
  2. Проверьте ссылку для подключения — убедитесь, что по ней можно зайти. Если девайс требует дополнительных разрешений, дайте их заранее.
  3. Найдите тихое место для разговора. Если знаете, что могут отвлечь по важному вопросу, предупредите рекрутера. Это нормально, если речь идёт о кратковременном отвлечении, но если пауза затянется на 10+ минут, лучше перенести встречу.
  4. Не опаздывайте, а если понимаете, что можете задержаться, обязательно предупредите.

Если вы волнуетесь — не волнуйтесь

На собеседование важно выходить в хорошем, ресурсном состоянии. Помните: это встреча, где вы и рекрутер в одной команде, а не экзамен. Если чувствуете себя уставшим или не готовы к разговору, лучше честно об этом сказать и перенести встречу.

Усталость и неуверенность видны, и рекрутер может задаться вопросом: это просто временное состояние или кандидат всегда такой? Другие, более энергичные и позитивно настроенные кандидаты будут выделяться на вашем фоне, даже если ваши хард скиллы круче. Так что лучше подождать, если чувствуете, что собеседование может пройти неудачно. Немного волнения — это нормально, и главное — расслабиться и стараться вести разговор непринужденно.

Ошибки на собеседовании

1. Не подготовиться к собеседованию психологически

Если чувствуете, что собеседование пройдёт через силу — лучше перенести. Расскажу пример из моей практики.

На собеседование пришла девушка, и было видно, что разговор идёт тяжело. Вопросы она воспринимала как критику, отвечала медленно и неточно. Когда я прямо спросила, насколько вакансия ей интересна, она сказала, что не может сосредоточиться. Поделилась, что у неё заболела кошка, она у ветеринара, и мысли только об этом.


Мы отложили встречу на неделю. В следующий раз она была в ресурсном состоянии, и собеседование прошло совершенно по-другому: легко, интересно и позитивно.

2. Не учитывать установленный формат работы

Это важный организационный момент, о котором сейчас часто спрашивают и спорят. В Гараже принят гибридный формат: два дня в неделю обязательно нужно быть в офисе. Мы указываем это требование сразу, в первом сообщении кандидату. Дальше бывает так: соискатель подтверждает, что его всё устраивает, а потом начинаются либо вопросы, например: «Это же только на первичном этапе?», либо попытки переубедить рекрутера, доказать, что работа на удалёнке ничуть не хуже.

✅ Рекрутер не решает такие вопросы — это политика компании. И если изначальные условия не подходят, нет смысла тратить своё время и время рекрутера. Коммуникация должна быть в обе стороны прозрачная.

3. Не задавать вопросы о позиции

Иногда кандидаты ничего не спрашивают о роли и обязанностях. Возможно, считают, что им всё понятно, или откладывают вопросы на потом. Но даже если кажется, что нужно время «переварить» информацию, лучше задать вопросы о позиции сразу. Это не только покажет заинтересованность, но и поможет разобраться с деталями и принять решение о работе.

Например, если речь идёт о специфической должности, например, роли процесс-менеджера, где многое зависит от структуры и особенностей деятельности компании, отсутствие вопросов — красный флаг.

✅ Если позиция, например, роль бэкенд-разработчика, прозрачная и понятная, отсутствие вопросов можно понять. Но если не всё кажется очевидным, не бойтесь уточнить. Нам важно, чтобы кандидат был честен, и не боялся показать, что чего-то не знает.

4. Не знать, что говорить про зарплату 💲

Видели рилсы «Кто первым назвал ЗП вилку, тот проиграл»? Я тоже. Но на самом деле это неправда. У рекрутеров есть ряд причин для вопроса о зарплатных ожиданиях:

  • Рекрутер хочет скорректировать понимание рынка. Даже исследования, на которые мы ориентируемся, не всегда точно отражают актуальную ситуацию. Ваш ответ помогает свериться с реальными ожиданиями.
  • На первом этапе невозможно оценить кандидата по матрице компетенций. После технического интервью становится понятнее, в какую категорию вы попадаете по уровню навыков, и тогда корректируется и зарплатное предложение. Мы можем назвать вилку от джуниора до сеньора-тимлида, но это будет бесполезно.
  • Зарплатные ожидания — маркер того, как вы себя оцениваете. Иногда, если ожидания немного выше бюджета, но кандидат сильный, обсуждается возможность подстроиться к его запросу. Может быть, компания согласует зарплату выше.

✅ Если у вас есть жёсткая планка по зарплате, сразу сообщите. 0% осуждения, 100% понимания. Это хорошая практика.

❌Ответ «я не готов назвать свои ожидания» может поставить обе стороны в тупик. Даже если сложно дать точную цифру, можно подобрать ориентиры. Иначе это закрывает путь для диалога.

5. Не давать ответы на вопросы о причинах перехода

Об опыте спросят обязательно, особенно, если вы часто меняли места или в карьере были долгосрочные пробелы. Рекрутеры очень хотят услышать чёткие, структурированные объяснения: что именно вас не устраивало и почему приняли решение об уходе.

Я заметила, что кандидаты уклоняются от ответов, если причиной ухода были конфликты. Однако недосказанность и неправдивая история могут вызвать намного больше вопросов. И правда вскроется на следующих этапах.

✅ Чтобы произвести хорошее впечатление, лучше говорить о причинах спокойно, прозрачно и лаконично. По возможности, без эмоций.

Чек-лист для проверки своей подготовки

Чтобы сделать собеседование приятным и расслабленным, вы:

  • Подготовили рассказ о своем опыте и навыках. Сфокусировались на последнем месте работы и достижениях.
  • Знаете, о каком хорошем кейсе и провале стоит рассказать. Описываете проблему, способы её решения, участников и личный вклад без замешательств.
  • Можете объяснить причины переходов без эмоциональной окраски.
  • Подготовили вопросы о специфике позиции.
  • Подумали над форматом работы (удалёнка, офис).
  • Решили, что для вас минимальная зарплата, а что комфортная.
  • Хорошо себя чувствуете, не устали и не погрузились в личные заботы перед встречей с рекрутером.

И финальное: в чём сила

От себя добавлю: в нормальных компаниях не пытаются манипулировать вами на первом этапе собеседования, не заставляют отчитываться об ошибках и не вытаскивают из вас информацию, которой вы не хотите делиться. Рекрутер — не враг!

Если что-то непонятно или хотите узнать больше, не стесняйтесь задавать вопросы напрямую. Например, если компания заявила, что работа в гибридном формате, отнеситесь к этому серьёзно и уточните, как это будет организовано. Если чувствуете, что вам важно работать в компании с настроенными процессами, скажите это сразу. Если важны иерархия и наставничество — тоже. Честность помогает сделать правильный выбор и вам, и компании. Прозрачность с обеих сторон всегда на пользу.

Выбери меня: как грамотно подготовиться к собеседованию. Бонус — чек-лист для подготовки от рекрутера международного уровня

Была рада поделится опытом. Если есть вопросы — оставляйте их в комментариях. А если ищете работу, заглядывайте на карьерный сайт Garage Eight, где открыт целый ряд вакансий в IT.

44
11
реклама
разместить
10 комментариев

Спасибо за советы!

1

٩(。•́‿•̀。)۶ Рады, что было полезно!

Супер статья! Благодарю за полезную информацию. Однозначно в закладки!💯

1

Каждый человек волнуется перед собеседованием, и эта информация точно пригодится. Для меня особенно полезно в статье то, что не стоит бояться говорить о своих зарплатных ожиданиях и почему важно честно отвечать на вопросы про предыдущий опыт. Возьму на заметку))

1

Все верно, все это играет важную роль. Но я бы еще добавил еще один пункт про невербальную коммуникацию. Мне кажется, жесты, мимика, голос тоже играют не малую роль. И в любом случае надо подготовиться. И самое главное - подготовить свой вопрос, чтобы лучше понять компанию и роль, на которую претендуешь.

1

Полностью согласны с тем, что готовить вопросы на собеседование обязательно нужно и соискателю ;-))