Продуктовый дизайн в «Додо Пицце». Как все устроено и кого нам не хватает для создания нового опыта в приложении

Всем привет! Меня зовут Борис Герн, я создаю диджитал-сервисы в «Додо Пицце».

Недавно мы начали разрабатывать продукт, который будет использоваться нашими гостями в пиццериях. Перед нами стоит непростая задача, так как мы хотим поменять сформированный годами паттерн заказа клиентов, а менять привычки людей – это очень сложно. В нашем мобильном приложении, которым ежемесячно пользуются более 1,5 млн человек, мы хотим создать новый опыт заказа в ресторане, который позволит за счет удобного интерфейса, персонализации и программы лояльности увеличить возвращаемость и, как следствие, выручку пиццерий. Поэтому сейчас мы усиливаем нашу продуктовую команду и ищем опытного UX/UI дизайнера.

В этом посте я расскажу

  • Почему нашим дизайнерам нравится работать в Додо
  • Как устроена работа дизайнера в Додо
  • Почему сотрудники компании быстро растут
  • Какого дизайнера мы ищем и на какой продукт

Конечно, я мог бы просто разместить вакансию и запустить стандартный процесс найма. Но я сам пришел в «Додо Пиццу» довольно случайно, увидев пост Федора Овчинникова в Фейсбуке, поэтому будет круто, если кто-то также случайно наткнется на мой пост и благодаря этому попадет к нам.

Что наши дизайнеры говорят о работе в «Додо»

Этот вопрос я задал нашим дизайнерам, и вот что они ответили.

«Нет работы ради работы»

Не имеет значения когда ты начинаешь, утром или в обед, и где — в офисе или на даче. Главное — это комфорт команды и результат — качественно и вовремя. Например, моя команда распределенная, поэтому я воспользовался этим и на время уехал работать на юг.

Продуктовый дизайн в «Додо Пицце». Как все устроено и кого нам не хватает для создания нового опыта в приложении

«Можно глубоко погрузиться в продукт»

Общаясь с дизайнерами я понял, что частая проблема — слабое погружение. На фрилансе или в агентстве, если проектируешь приложение для заказчика нередко приходится переделывать готовую работу из-за недостаточной проработки на начальном этапе.

Наше приложение запущено уже в 9 странах. Каждый раз, когда мы решаем запуститься в новой — стараемся организовывать командировки с полным погружением в местную атмосферу. Например, в прошлом году наши продакты и дизайнеры поехали в Англию, где изучали поведение и привычки местных жителей, общались с гостями пиццерий, исследовали интерфейсы локальных приложений, ели много разной еды и даже проводили неформальные беседы в барах.

Вот некоторые выводы, которые они сделали после поездки.

  • Текст первичнее визуального изображения, в нем часто присутствует искрометность, юмор, игра слов. После этого мы изменили подход к нашей маркетинговой коммуникации, став лаконичнее и добавив акценты на самом важном.
  • С точки зрения предпочтений в оплате мы выделили 3 категории людей: 14-20 лет – смело используют Apple Pay, 21-44 лет – предпочитают PayPal и 45-60 лет – в основном платят наличными. Поскольку наши клиенты в основном относятся ко второй категории, мы интегрировали на сайт и в приложение PayPal, сделав его основным способом оплаты.
  • Для англичан важно иметь опцию повторного заказа, этот функционал реализован почти у всех конкурентов, так как большинство людей часто покупает одно и то же. Эта фича давно лежала у нас в бэклоге, но всегда была ниже по приоритету. Но мы нашли нестандартный выход из ситуации и по приезде обратно организовали внутренний хакатон, в рамках которого затащили историю заказов к нам в приложение.
В лондонском метро есть хороший пример того, как текст может быть компактным, понятным и одновременно привлекательным. twitter.com/thisisblink
В лондонском метро есть хороший пример того, как текст может быть компактным, понятным и одновременно привлекательным. twitter.com/thisisblink
<p>Примеры нашей диджитал коммуникации. Баннеры создаются по шаблону, чтобы клиентам было легче считывать информацию. Используется четкий, простой и крупный копирайт.</p>

Примеры нашей диджитал коммуникации. Баннеры создаются по шаблону, чтобы клиентам было легче считывать информацию. Используется четкий, простой и крупный копирайт.

Встреча с двойником Игги Попа во время кастдева в пабе.
Встреча с двойником Игги Попа во время кастдева в пабе.

«Быстрые и прозрачные продуктовые процессы»

У нас разной зрелости диджитал продукты. Схематично и упрощенно их можно изобразить так:

Упрощенная схема диджитал продуктов Dodo IS.
Упрощенная схема диджитал продуктов Dodo IS.

У многих есть своя продуктовая стратегия, которая строится исходя из стратегии всего бизнеса. Стратегия раскладывается в роудмап, который далее декомпозируется на конкретные продуктовые истории.

Например, стратегия продукта может звучать так: «Минимизировать время пользователя от входа до покупки». В рамках этой стратегии на роудмапе может появиться задача: «Сократить количество действий пользователя на экране оплаты». Эта задача может быть декомпозирована на такие истории:

  • «Пользователь, который делал ранее заказ в приложении, по умолчанию видит прошлые детали заказа (тип, адрес, способ оплаты) в соответствующих полях на экране оплаты»
  • Новый пользователь, по умолчанию видит способ оплаты Apple Pay»

В любой момент времени можно узнать, чем занимается команда, посмотрев на их открытый бэклог. При этом мы не ограничиваем команды в процессных фреймворках, не важно, что используется в работе: Scrum, Kanban, либо свой собственный рабочий процесс, важно, чтобы достигался результат. А следить за этим можно с помощью метрик, которые выводятся на продуктовых дашбордах. Каждый квартал команды определяют, сколько историй они успеют затащить, и формируют бизнес-цели по системе OKR. Посмотреть результаты работы команд в Q3 2020 можно в презентации результатов команд третьего квартала.

Продуктовый дашборд раздела «Новое и популярное». С 20.07 по 26.07 на Android эта фича принесла более 0,5 млн. руб., а больше всего выручки (16,72%) в этом разделе принес продукт «Ланчбокс с куриными кусочками». Александр Столяров, продакт оунер цифровых сервисов доставки
Продуктовый дашборд раздела «Новое и популярное». С 20.07 по 26.07 на Android эта фича принесла более 0,5 млн. руб., а больше всего выручки (16,72%) в этом разделе принес продукт «Ланчбокс с куриными кусочками». Александр Столяров, продакт оунер цифровых сервисов доставки

«Не приходишь на все готовое»

Наше приложение еще сравнительно молодое, и в нем есть очень много всего, что нужно улучшать: от дизайн-системы до UX-а пользовательских сценариев. Кто-то скажет, что это минус, но я считаю, что это офигенная возможность для развития и самореализации. Ниже можно посмотреть пример некоторых изменений на экранах меню и оплаты в приложении за последний год. К сожалению, в условиях ограниченных ресурсов не всегда удается сразу реализовать все задумки и многое еще предстоит доделать, но даже этот результат положительно повлиял на конверсию.

Экран меню 2019 vs 2020, Android. Помимо очевидных вещей типа обновления цвета темы и стиля категорий мы добавили раздел «Новое и популярное», а также выпилили поля для проверки адреса и ввода промокода, освободив место под переключатель типа заказа.
Экран меню 2019 vs 2020, Android. Помимо очевидных вещей типа обновления цвета темы и стиля категорий мы добавили раздел «Новое и популярное», а также выпилили поля для проверки адреса и ввода промокода, освободив место под переключатель типа заказа.
Экран оформления заказа 2019 vs 2020, iOS. Вместо двух экранов стал один с предустановленными настройками из предыдущего заказа.
Экран оформления заказа 2019 vs 2020, iOS. Вместо двух экранов стал один с предустановленными настройками из предыдущего заказа.

Также нередко появляются продукты, которые необходимо спроектировать с нуля, например, одним из них является наш B2B-продукт – приложение для курьеров.

Курьерское приложение тестируется в нескольких пиццериях в России и скоро будет раскатано на всю сеть.
Курьерское приложение тестируется в нескольких пиццериях в России и скоро будет раскатано на всю сеть.

«Горизонтальная структура не на словах, а на деле»

Любой сотрудник может написать кому угодно: от лида своего направления до CEO. И не просто написать, а, например, почелленджить чье-то решение, либо наоборот предложить что-то свое. Мы культивируем открытость, честность и прозрачность, поэтому каждый может задать любой вопрос. Все структурные изменения в компании проходят через сессию Q&A, где любой сотрудник может высказаться и задать интересующие его вопросы.

Федор Овчинников рассказывает о стратегии Dodo Brands на одной из еженедельных встреч.
Федор Овчинников рассказывает о стратегии Dodo Brands на одной из еженедельных встреч.

«Приветствуется саморазвитие»

Мы всегда помогаем сотрудникам попасть на профильные курсы и конференции, а также обеспечиваем необходимой профессиональной литературой. Помимо этого, у нас есть свой блог на Хабре, где мы делимся экспертизой с внешним миром. Пока у нас мало статей о продуктовом дизайне, поэтому у вас есть шанс проявить себя, а редактор поможет в этом.

Иногда наши дизайнеры проявляют инициативу и подключаются к не совсем профильным для себя проектам. Так, например, появился классный интерактивный сайт, где рассказывается как устроена работа нашей информационной системы Dodo IS.

Сайт dodo.dev, где можно узнать подробности о нашей информационной системе Dodo IS.
Сайт dodo.dev, где можно узнать подробности о нашей информационной системе Dodo IS.

«Есть реальные перспективы роста»

  • Компания растёт, появляются новые направления, продукты, бренды и у текущих сотрудников всегда есть преимущество отбора на вакантную позицию.
  • Есть успешные кейсы роста непосредственно наших дизайнеров. Все ребята приходили в «Додо Пиццу» продуктовыми дизайнерами в B2C, сейчас один из них стал B2C-лидом, другой B2B-лидом, а третий стал лидом в кофейном стартапе.
  • В следующем году мы полноценно запускаем свою систему грейдов. В ней будут сформированы прозрачные критерии повышения сотрудников. Решение будет приниматься по результатам перформанс-ревью, где будет оцениваться рост компетенций (хард и софт скиллы) и рост ответственности (расширения влияния на продукт или команду).

Как устроена работа дизайнера в Додо

В «Додо Пицце» все диджитал-дизайнеры разделены на 2 команды. Одни проектируют всё, что связано с интерфейсами для клиентов (B2C), другие проектируют все публичные экраны бэкофиса для сотрудников пиццерий (B2B).

Отдельно есть направления дизайна для наших стартапов

Интерфейс приложения Drinkit.
Интерфейс приложения Drinkit.
Интерфейс Wechat мини-приложения в Китае.
Интерфейс Wechat мини-приложения в Китае.
Интерфейс приложения Донер42.
Интерфейс приложения Донер42.

Обычно дизайнер закрепляется за какой-то продуктовой командой или задачей, которая ведёт её от начала до конца. Но в любой момент можно сменить продукт или задачу, а иногда даже перейти на другое продуктовое направление, например, из B2C в B2B.

Перед проектированием очередного интерфейса, проводится большая аналитическая работа:

  • Подробно изучаются приложения конкурентов с разных рынков;
  • Расписываются пользовательские сценарии;
  • Собираются релевантные статьи и исследования.

Параллельно запрашиваются у продактов и аналитиков необходимые данные и метрики для принятия решений. Исходя из полученной информации, собираются первые прототипы, которые обсуждаются с командой и, если надо, со стейкхолдерами.

Анализ приложения Deliveroo. Стоимость доставки разбита на две части, одну из которых можно сделать бесплатной, увеличив сумму заказа. Есть отдельно строка, где можно добавить чаевые курьеру, причем находится она на достаточно видном месте.
Анализ приложения Deliveroo. Стоимость доставки разбита на две части, одну из которых можно сделать бесплатной, увеличив сумму заказа. Есть отдельно строка, где можно добавить чаевые курьеру, причем находится она на достаточно видном месте.

Иногда бывает, что нужно максимально быстро сделать минимально рабочее решение. Тогда дизайнер, разработчик и продакт собираются и совместно находят компромиссные варианты. Например, мы проектировали MVP заказа в ресторане через приложение, используя преимущественно нативные компоненты и переиспользуя уже то, что есть на других экранах. Это позволило нам существенно сократить срок разработки по сравнению с другими проектами.

<p>Свитчер переиспользован из чекаута, ошибка показывается в нативном попапе, а тултип взят из предыдущей реализованной фичи.</p>

Свитчер переиспользован из чекаута, ошибка показывается в нативном попапе, а тултип взят из предыдущей реализованной фичи.

Но не всегда всё идет так гладко, как хотелось бы. Сейчас одна из основных сложностей с точки зрения процессов — дизайн-приемка. Этот необходимо делать, чтобы удостовериться, что разработчики перенесли в приложение точно такой же макет, который принесли дизайнеры. Поэтому сейчас мы налаживаем этот процесс и обсуждаем, как можно автоматизировать этот этап работы.

Роль дизайнера у нас в компании очень важна. Мы понимаем, что все самые крутые продуктовые решения становились востребованными во многом благодаря классному дизайну. Наши ребята действительно по-хорошему упарываются, чтобы создать крутой продукт, поэтому мы очень тщательно подходим к процессу поиска новых дизайнеров. Сейчас в компании 9 диджитал дизайнеров: хэд оф диджитал дизайн, четыре в B2C, три в B2B и один в Дринкит.

В какой продукт мы ищем дизайнера

Те, кто давно у нас работает, шутят, что каждый год они как будто попадают в новую компанию. А происходит это так, потому что мы одновременно и зрелая компания, и стартап.

Наш бизнес начинался с формата дарк китчена: была одна точка, которая работала исключительно на доставку. Со временем добавилась опция самовывоза, а также открылся зал с посадочными местами. Сейчас почти все наши пиццерии работают не только на доставку, но и с полноценным ресторанным опытом.

Первая «Додо Пицца» в Сыктывкаре, 2011 год.
Первая «Додо Пицца» в Сыктывкаре, 2011 год.

Сейчас мы самая крупная сеть пиццерий в России и Казахстане. Но с другой стороны, на новых рынках, например, в Китае или Великобритании, мы только ищем свой путь. Недавно мы вообще перешли на новый уровень. До 2020 года «Додо» была международной сетью пиццерий, а сейчас компания находится в стадии «эволюционирования» в фудсервис-группу Dodo Brands с несколькими брендами Drinkit и Doner42.

Традиционно фокус разработки диджитал-продуктов для клиентов был направлен на развитие доставки, что помогло нам быстро вырасти в международную сеть пиццерий из более чем 650 заведений в 13 странах. Сейчас доставка – это наш основной бизнес, который приносит пиццериям большую часть дохода.

Тем не менее, за последние годы мы неплохо прокачали и нашу ресторанную часть бизнеса. В зависимости от расположения заведения мы предлагаем нашим гостям один из нескольких форматов:

  • «Семейная пиццерия» для длительного времяпрепровождения;
  • «Городская пиццерия» для обслуживания на высоком трафике;
  • «Экспресс» для фудкортов в больших ТЦ;
  • «Пицца Бар» – новый экспериментальный формат, который мы запустим совсем скоро.
«<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fyoutu.be%2FkOiGBYsrdUg%3Ft%3D7995&postId=172523" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Пицца Бар</a>» – концепт городской современной мини-пиццерии с доставкой, кофе, кусочками пиццы и новым уютным современным дизайном.
«Пицца Бар» – концепт городской современной мини-пиццерии с доставкой, кофе, кусочками пиццы и новым уютным современным дизайном.

Также мы существенно улучшили сервис в пиццериях, увеличили скорость обслуживания за счет оптимизации внутренних процессов и переработки интерфейса кассы, создали больше поводов для посещения, регулярно запуская ситуационные комбо и сезонные продукты, добавили линейку уже готовых продуктов и стали более доступными. Все это, конечно, положительно сказалось на выручке ресторанов, но мы понимаем, что потенциал рост гораздо выше. Мы верим, что за счет создания нового диджитал-опыта мы сможем сделать этот формат еще круче и привлекательнее для наших клиентов, поэтому выделили новый продукт – цифровые сервисы ресторана.

Первой нашей большой целью станет запуск заказа в пиццерии через наше мобильное приложение. Мы уверены, что этот продукт даст нашим клиентам на порядок более крутой опыт: оформить заказ можно будет находясь где угодно, не нужно будет стоять в очереди, не нужно общаться с кассиром, даже забирать готовый заказ будет не обязательно – можно выбрать опцию доставки до столика и получить заказ без лишних движений. А во время пандемии опция бесконтактного заказа становится особенно актуальной. Помимо этого мы понимаем, что для идеального опыта в ресторане нужна будет персонализация, но чтобы дать ее клиентам, нужно, чтобы их всегда можно было идентифицировать. Да, можно пытаться делать это и на кассе, но практика показывает, что это долго и не очень эффективно.

Концепты дизайна заказа в ресторане через приложение, представленные на съезде партнёров в 2019 году.
Концепты дизайна заказа в ресторане через приложение, представленные на съезде партнёров в 2019 году.

Конечно, заказ через приложение в ресторане – это не новинка на рынке QSR (Quick Service Restaurant). Такая возможность уже есть у Burger King и KFC, McDonald's также двигается в эту сторону, запустив купонную механику внутри приложения и постоянно наращивая функционал.

Интерфейсы приложений KFC, Burger King и McDonald's.
Интерфейсы приложений KFC, Burger King и McDonald's.

Но по моим наблюдениям большой популярностью эти каналы все ещё не пользуются. Одна из возможных причин — терминалы самообслуживания внутри этих заведений. Экран терминалов гораздо больше экрана смартфона, не нужно ничего устанавливать себе на устройство и проходить авторизацию. За годы использования терминалов у клиентов успела сформироваться привычка, и требуется время для перехода в приложение.

В отличие от коллег по рынку, мы планируем «перескочить» эпоху терминалов, реализовав сразу заказ через приложение. При этом мы понимаем, что просто дать возможность покупки через приложение недостаточно. Чтобы клиенты перешли в диджитал-канал, необходимо не только создать дополнительную ценность, но и сделать сам процесс покупки максимально простым, быстрым и удобным. В этом и заключается основной челлендж при разработке этого продукта. По сути нашим главным конкурентом станет наша же касса, у которой самый простой для клиента интерфейс – голос.

Какого дизайнера мы ищем

Мы ищем опытного (мидл и выше), талантливого, энергичного и неравнодушного дизайнера в широком смысле этого слова, ищем того, кто сможет переосмыслить опыт клиентов в наших ресторанах.

  • Первоочередной задачей будет придумать такой интерфейс заказа в приложении, после которого в принципе отпадает желание заказывать на кассе. При этом, необходимо будет учесть, что большая часть пользователей приложения – это клиенты доставки, поэтому важно не «сломать» их основной флоу заказа.
  • Скоро мы запустим новую программу лояльности, и нужно будет понять, как лучше всего адаптировать ее концепт под формат ресторана.

Если прочитав всё это, вы поняли, что эта позиция – именно то, что вам нужно, откликайтесь на вакансию.

Если есть сомнения или вопросы, пишите на почту b.gern@dodopizza.com.

Если интересно узнать больше о преимуществах работы дизайнером в «Додо», пишите в Телеграм нашему хэд оф диджитал дизайн Никите Полозникову.

2121
8 комментариев

мою возвращаемость можно увеличить, предложив наконец-то какой-нибуь вкусный продукт, будь то пицца или закуска, но ни одно из моих периодических даваний шанса этой сети не увенчалось успехом. на вкус все продукты заурядны, с целом хуже чем в ресторанаъ, а притом часто и дороже. создали такой продукт вокруг продукта, а сам продукт захудалый. ну вы чего, а?

3
Ответить

Додо — это история про бизнес, а не про вкусную пиццу ;-)

1
Ответить