Как digital-агентству на УСН получать комиссию от Яндекса и давать клиентам входящий НДС с рекламного бюджета
Digital агентство получает вознаграждение (комиссию) от Яндекса, если агентство пропускает рекламный бюджет клиента через свой расчетный счет. В этой статье рассказываем, как делать это правильно, чтобы сэкономить на налогах и чтобы клиент смог получить входящий НДС, если агентство на УСН.
В чем дело
Предположим, что имеется агентство, которое запускает контекстную рекламу для своих клиентов. Агентство использует упрощенную систему налогообложения (УСН), а клиент общую или упрощенную систему налогообложения (ОСН или УСН).
У агентства есть возможность дополнительной монетизации своих услуг: агентство может стать партнером Яндекса и получать дополнительное вознаграждение от рекламного бюджета своих клиентов (примерный порядок комиссий составляет 2-5% от рекламного бюджета клиента).
Для получения комиссии digital агентство должно пропускать через себя рекламный бюджет своих клиентов. Т.е. оплата рекламных кампаний должна происходить через расчетный счет агентства.
У предпринимателя может возникнуть следующее желание: оформить договор с клиентом на общую сумму услуг агентства и рекламного бюджета. Т.е. агентство заключит с клиентом договор на 100 рублей, где 20 рублей — стоимость услуг агентства, а 80 рублей — рекламный бюджет клиента.
У такого решения есть минусы:
- Если вы через договор оказания услуг прогоните через свой расчетный счет рекламный бюджет, то рекламный бюджет станет вашим доходом. Соответственно, вы уплатите с этой суммы налоги в бюджет.
- Ваш клиент может быть на ОСН, и он может попросить входящий НДС с рекламного бюджета. В этом случае вы можете выставить счет-фактуру, хоть вы и на УСН (закон это не запрещает подпункт 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ). Однако для клиента стоимость ваших услуг возрастет на сумму НДС (подробнее про НДС в нашей статье).
- Если вы выставляете на УСН НДС вашему клиенту, а далее покупаете рекламу в Яндексе, в стоимость которой входит НДС, то вы не сможете принять входящий НДС к вычету и снизить налог.
Рассмотрим на примере.
Вводные данные:
- Агентство заключило договор на 150 000 рублей/месяц, где 115 000 рублей — рекламный бюджет с учетом НДС, 35 000 рублей — стоимость услуг агентства.
- Предполагаемые расходы агентства на этот проект (с учетом зарплат, ПО, офиса, процентов и другого) — 60% от стоимости услуг агентства. 35 000 × 60% = 21 000 рублей.
Агентство на УСН 6% и клиент на УСН
Сумма налога к уплате в бюджет:
- Налог УСН 6% к уплате по договору = 150 000 × 6% = 9 000 рублей
Однако доходом агентства является сумма в 35 000 и действительная величина налога должна быть следующей:
- Налог УСН 6% к уплате действительный = 35 000 × 6% = 2 100 рублей
Агентство будет переплачивать в ~4.3 раза больше налогов.
Агентство на УСН 15% и клиент на УСН
Сумма налога к уплате в бюджет:
- Налог УСН 15% к уплате по договору = (150 000 - 115 000 - 21 000) × 15% = 2 100 рублей
Если не брать в расчет сумму рекламного бюджета, то налог к уплате получится идентичным:
- Налог УСН 15% к уплате действительный = (35 000 - 21 000) × 15% = 2 100 рублей
Агентство на УСН, а клиент на ОСН
Клиенту на ОСН выгодно работать с подрядчиками на ОСН, т.к. клиент сможет получить входящий НДС. Если компания на ОСН начнет сотрудничество с агентством на УСН, которое будет пропускать через себя рекламный бюджет, то клиент лишится входящего НДС на сумму:
- Потенциальный входящий НДС с рекламного бюджета = 115 000 × 20/120 = 19 166 рублей
- Потенциальный входящий НДС с услуг агентства = 35 000 × 20/120 = 5 833 рублей
Если входящим НДСом с услуг агентства можно пренебречь (тем более агентство будет выставлять НДС сверху, т.е. 35 000 × 1,2 = 42 000 рублей, где 35 000 — услуги агентства, 7 000 рублей — НДС), то НДСом, который уже входит в сумму рекламного бюджета пренебрегать нелогично.
В этом случае клиент самостоятельно будет пополнять рекламный кабинет, получать входящий НДС от Яндекса, а агентство лишится комиссии с рекламного бюджета.
Проблема
У агентства имеется 2 проблемы, которые нужно решить:
- Нужно придумать способ прогона рекламного бюджета клиента через расчетный счет агентства, чтобы рекламный бюджет не считался доходом агентства (в случае УСН 6%).
- Нужно придумать способ прогона рекламного бюджета клиента через расчетный счет агентства, чтобы входящий НДС от Яндекса «передавался» клиенту и не возникало дополнительных налогов и расходов (когда клиент на ОСН).
Решение проблемы с входящим НДС и налогом с дохода
В законодательстве есть законная схема по отражению таких операций: когда исполнитель выступает «буферным» звеном, прогонщиком товара или услуг от продавца до покупателя — это называется агентская схема. Официальное определение можно почитать в законодательстве (статья 1005 ГК РФ).
Краткое определение: при заключении агентского договора, исполнитель (агент) обязуется выполнять действия (покупать или продавать товары и услуги и др. действия) от лица заказчика (принципала) за вознаграждение.
При использовании данной схемы агентство решит проблемы:
- Доходом агентства по агентскому договору будет являться только стоимость услуг без суммы рекламного бюджета. Хотя через расчетный счет агентства будет прогоняться полностью вся сумма (рекламный бюджет + стоимость услуг).
- Агентство сможет пополнять баланс в Яндекс Директ через свой расчетный счет, при этом клиент на ОСН сможет получить входящий НДС от Яндекса.
Схема работы
Заключение договора
- Агентство заключает 2 договора с клиентом: первый договор на оказание услуг (настройка рекламных кампаний), а второй договор — агентский, по которому агентство обязуется за вознаграждение пополнять рекламный кабинет клиента.
- Агентство уменьшает стоимость услуг на размер комиссии по агентскому договору, чтобы соблюсти баланс итоговой стоимости своих услуг. По определению услуги по агентскому договору должны оказываться за вознаграждение.
Как работать
- Агентство выставляет стандартный счет на оплату своих услуг и пополнение рекламного кабинета (2 отдельных платежки) для своего клиента.
- После прихода средств на расчетный счет агентство пополняет рекламный кабинет на ту же сумму.
- После «открутки» Яндексом рекламы, Яндекс формирует акт и счет-фактуру. В документах будет указан покупатель — агентство.
- После получения счет-фактуры от Яндекса агентство перевыставляет счет-фактуру клиенту. В счет-фактуре указывается: поставщик — Яндекс; получатель — клиент; дата счет-фактуры указывается точно такая же, как в счет-фактуре от Яндекса; указываются номера и даты платежек перечисления средств от клиента — агентству, и от агентства — Яндексу (п.п. “а”, “в”, “з”, “и” п.1 правил заполнения счет-фактур).
- Фиксируются полученные и отправленные счет-фактуры в журнале полученных и отправленных счетов-фактур (без регистрации счетов-фактур в книге продаж и покупок) (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).
Агентству не придется сдавать декларацию по НДС (т.к. агентство не будет уплачивать НДС в бюджет), нужно будет только фиксировать счет-фактуры для дачи пояснений налоговым органам — налоговые органы потребуют объяснения с 99% вероятностью.
- Подготавливается отчет агента по произвольной форме, которую агентство утвердило в учетной политике организации. Жестких требований к документу со стороны законодательства нет (но главное, чтобы выполнялись требования к оформления первичной документации).
- Первичка по оказанию услуг (не агентских) оформляется по стандартной форме.
Итоги
При использовании агентского договора:
- Агентство на УСН 6% снизит налоговую нагрузку и будет получать комиссионное вознаграждение от Яндекса.
- Клиент на ОСН сможет получать входящий НДС от Яндекса с рекламного бюджета, а агентство свои комиссионные от Яндекса.
- Агентство незначительно усложнит и увеличит документооборот.
Материал подготовили S4 Consulting.
Подписывайтесь на наш Telegram канал, в нем мы рассказываем про бухгалтерию, налоги и управленку для предпринимателей на языке предпринимателей.