Как digital-агентству на УСН получать комиссию от Яндекса и давать клиентам входящий НДС с рекламного бюджета

Digital агентство получает вознаграждение (комиссию) от Яндекса, если агентство пропускает рекламный бюджет клиента через свой расчетный счет. В этой статье рассказываем, как делать это правильно, чтобы сэкономить на налогах и чтобы клиент смог получить входящий НДС, если агентство на УСН.

В чем дело

Предположим, что имеется агентство, которое запускает контекстную рекламу для своих клиентов. Агентство использует упрощенную систему налогообложения (УСН), а клиент общую или упрощенную систему налогообложения (ОСН или УСН).

У агентства есть возможность дополнительной монетизации своих услуг: агентство может стать партнером Яндекса и получать дополнительное вознаграждение от рекламного бюджета своих клиентов (примерный порядок комиссий составляет 2-5% от рекламного бюджета клиента).

Для получения комиссии digital агентство должно пропускать через себя рекламный бюджет своих клиентов. Т.е. оплата рекламных кампаний должна происходить через расчетный счет агентства.

У предпринимателя может возникнуть следующее желание: оформить договор с клиентом на общую сумму услуг агентства и рекламного бюджета. Т.е. агентство заключит с клиентом договор на 100 рублей, где 20 рублей — стоимость услуг агентства, а 80 рублей — рекламный бюджет клиента.

У такого решения есть минусы:

  • Если вы через договор оказания услуг прогоните через свой расчетный счет рекламный бюджет, то рекламный бюджет станет вашим доходом. Соответственно, вы уплатите с этой суммы налоги в бюджет.
  • Ваш клиент может быть на ОСН, и он может попросить входящий НДС с рекламного бюджета. В этом случае вы можете выставить счет-фактуру, хоть вы и на УСН (закон это не запрещает подпункт 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ). Однако для клиента стоимость ваших услуг возрастет на сумму НДС (подробнее про НДС в нашей статье).
  • Если вы выставляете на УСН НДС вашему клиенту, а далее покупаете рекламу в Яндексе, в стоимость которой входит НДС, то вы не сможете принять входящий НДС к вычету и снизить налог.

Рассмотрим на примере.

Вводные данные:

  • Агентство заключило договор на 150 000 рублей/месяц, где 115 000 рублей — рекламный бюджет с учетом НДС, 35 000 рублей — стоимость услуг агентства.
  • Предполагаемые расходы агентства на этот проект (с учетом зарплат, ПО, офиса, процентов и другого) — 60% от стоимости услуг агентства. 35 000 × 60% = 21 000 рублей.

Агентство на УСН 6% и клиент на УСН

Сумма налога к уплате в бюджет:

  • Налог УСН 6% к уплате по договору = 150 000 × 6% = 9 000 рублей

Однако доходом агентства является сумма в 35 000 и действительная величина налога должна быть следующей:

  • Налог УСН 6% к уплате действительный = 35 000 × 6% = 2 100 рублей

Агентство будет переплачивать в ~4.3 раза больше налогов.

Агентство на УСН 15% и клиент на УСН

Сумма налога к уплате в бюджет:

  • Налог УСН 15% к уплате по договору = (150 000 - 115 000 - 21 000) × 15% = 2 100 рублей

Если не брать в расчет сумму рекламного бюджета, то налог к уплате получится идентичным:

  • Налог УСН 15% к уплате действительный = (35 000 - 21 000) × 15% = 2 100 рублей

Агентство на УСН, а клиент на ОСН

Клиенту на ОСН выгодно работать с подрядчиками на ОСН, т.к. клиент сможет получить входящий НДС. Если компания на ОСН начнет сотрудничество с агентством на УСН, которое будет пропускать через себя рекламный бюджет, то клиент лишится входящего НДС на сумму:

  • Потенциальный входящий НДС с рекламного бюджета = 115 000 × 20/120 = 19 166 рублей
  • Потенциальный входящий НДС с услуг агентства = 35 000 × 20/120 = 5 833 рублей

Если входящим НДСом с услуг агентства можно пренебречь (тем более агентство будет выставлять НДС сверху, т.е. 35 000 × 1,2 = 42 000 рублей, где 35 000 — услуги агентства, 7 000 рублей — НДС), то НДСом, который уже входит в сумму рекламного бюджета пренебрегать нелогично.

В этом случае клиент самостоятельно будет пополнять рекламный кабинет, получать входящий НДС от Яндекса, а агентство лишится комиссии с рекламного бюджета.

Проблема

У агентства имеется 2 проблемы, которые нужно решить:

  • Нужно придумать способ прогона рекламного бюджета клиента через расчетный счет агентства, чтобы рекламный бюджет не считался доходом агентства (в случае УСН 6%).
  • Нужно придумать способ прогона рекламного бюджета клиента через расчетный счет агентства, чтобы входящий НДС от Яндекса «передавался» клиенту и не возникало дополнительных налогов и расходов (когда клиент на ОСН).

Решение проблемы с входящим НДС и налогом с дохода

В законодательстве есть законная схема по отражению таких операций: когда исполнитель выступает «буферным» звеном, прогонщиком товара или услуг от продавца до покупателя — это называется агентская схема. Официальное определение можно почитать в законодательстве (статья 1005 ГК РФ).

Краткое определение: при заключении агентского договора, исполнитель (агент) обязуется выполнять действия (покупать или продавать товары и услуги и др. действия) от лица заказчика (принципала) за вознаграждение.

При использовании данной схемы агентство решит проблемы:

  • Доходом агентства по агентскому договору будет являться только стоимость услуг без суммы рекламного бюджета. Хотя через расчетный счет агентства будет прогоняться полностью вся сумма (рекламный бюджет + стоимость услуг).
  • Агентство сможет пополнять баланс в Яндекс Директ через свой расчетный счет, при этом клиент на ОСН сможет получить входящий НДС от Яндекса.

Схема работы

Заключение договора

  • Агентство заключает 2 договора с клиентом: первый договор на оказание услуг (настройка рекламных кампаний), а второй договор — агентский, по которому агентство обязуется за вознаграждение пополнять рекламный кабинет клиента.
  • Агентство уменьшает стоимость услуг на размер комиссии по агентскому договору, чтобы соблюсти баланс итоговой стоимости своих услуг. По определению услуги по агентскому договору должны оказываться за вознаграждение.

Как работать

  • Агентство выставляет стандартный счет на оплату своих услуг и пополнение рекламного кабинета (2 отдельных платежки) для своего клиента.
  • После прихода средств на расчетный счет агентство пополняет рекламный кабинет на ту же сумму.
  • После «открутки» Яндексом рекламы, Яндекс формирует акт и счет-фактуру. В документах будет указан покупатель — агентство.
  • После получения счет-фактуры от Яндекса агентство перевыставляет счет-фактуру клиенту. В счет-фактуре указывается: поставщик — Яндекс; получатель — клиент; дата счет-фактуры указывается точно такая же, как в счет-фактуре от Яндекса; указываются номера и даты платежек перечисления средств от клиента — агентству, и от агентства — Яндексу (п.п. “а”, “в”, “з”, “и” п.1 правил заполнения счет-фактур).
  • Фиксируются полученные и отправленные счет-фактуры в журнале полученных и отправленных счетов-фактур (без регистрации счетов-фактур в книге продаж и покупок) (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).
  • Агентству не придется сдавать декларацию по НДС (т.к. агентство не будет уплачивать НДС в бюджет), нужно будет только фиксировать счет-фактуры для дачи пояснений налоговым органам — налоговые органы потребуют объяснения с 99% вероятностью.

  • Подготавливается отчет агента по произвольной форме, которую агентство утвердило в учетной политике организации. Жестких требований к документу со стороны законодательства нет (но главное, чтобы выполнялись требования к оформления первичной документации).
  • Первичка по оказанию услуг (не агентских) оформляется по стандартной форме.

Итоги

При использовании агентского договора:

  • Агентство на УСН 6% снизит налоговую нагрузку и будет получать комиссионное вознаграждение от Яндекса.
  • Клиент на ОСН сможет получать входящий НДС от Яндекса с рекламного бюджета, а агентство свои комиссионные от Яндекса.
  • Агентство незначительно усложнит и увеличит документооборот.

Материал подготовили S4 Consulting.

Подписывайтесь на наш Telegram канал, в нем мы рассказываем про бухгалтерию, налоги и управленку для предпринимателей на языке предпринимателей.

1616
21 комментарий

Агентская схема хороша всем, но если большие объемы таких транзакций, то банк посчитает налоги к обороту, увидит там меньше 0,9%(или сколько там сейчас) и мы увидим на vc еще одну статью "<цветБанка> БАНК требует <жадностьБанка> процентов с остатка за расторжение договора прикрываясь 115фз".
и не то чтобы что-то  происходило незаконное, просто банки так в крендельки скрутили за транзит, что проще вот так, чем разбираться "а прачечная там или ##ячечная"

4
Ответить

Поэтому бухгалтерия должна не только отчеты в налоговую делать, но и следить за бухгалтерией в целом)

1
Ответить

Многие агентства, вроде "..гейт", делают из 200к так: 15-20к на директ, остальное на свои услуги, но такие счета они выставлять не могут, так как клиенты просто офигеют. Поэтому они получили статус в Сколково, и мутят без оглядки)))

3
Ответить

Не совсем понятно, что вы имеете в виду.

2
Ответить

Все предельно понятно, до момента "статуса Сколково". Что он дает в этом случае?

Ответить

Звучит как фантастика 

1
Ответить

Почему? Описали практический опыт.

Ответить