Чуть не закрыл бизнес, но привлек инвестора статьей на vc.ru, и компания выросла в 10 раз

В стартапах нет простых путей. Я впустую перепробовал много каналов продвижения и думал закрывать бизнес, но неожиданно нашел инвестора на vc.ru. Рассказываю, как это было.

Чуть не закрыл бизнес, но привлек инвестора статьей на vc.ru, и компания выросла в 10 раз

Привет! Я Сергей Гребеножко, создатель сервиса электронного подписания документов OkiDoki. Начал свой бизнес в 2021 году, но долго не мог найти клиентов. Запускал таргет, нанимал кол-центр для обзвонов. Реклама была дорогой, а заявок почти не поступало. Потратил много денег и уже думал сворачивать стартап. Но всё изменилось в ноябре 2022 года, когда я опубликовал статью о сервисе на vc.ru. После этого ко мне обратился инвестор, мы договорились о сделке, и бизнес вырос в 10 раз. Обо всём по порядку ↓

После публикации статьи мне написал инвестор

Спустя пару месяцев после выпуска статьи ко мне обратился инвестор — Ярослав Стригунов, бизнесмен и крупный блогер в области посуточной аренды, основатель сети апартаментов Sunny Days apartment. Он ведет один из крупнейших блогов о бизнесе в этой сфере, проводит обучение, снимает подкасты и видео на своем YouTube-канале, организует конференции, на которые я периодически езжу.

У Ярослава много подписчиков в соцсетях. Он помогает предпринимателям запускать и масштабировать бизнес в сфере посуточной аренды
У Ярослава много подписчиков в соцсетях. Он помогает предпринимателям запускать и масштабировать бизнес в сфере посуточной аренды

Ярослав сразу оценил идею сервиса и сказал, что мечтал о таком сайте и сам пытался разработать похожий.

Изначально OkiDoki мы запустили с моим другом-программистом Денисом (справа). На фото — наша первая офлайн-встреча с Ярославом (слева)
Изначально OkiDoki мы запустили с моим другом-программистом Денисом (справа). На фото — наша первая офлайн-встреча с Ярославом (слева)

Мы начали обсуждать разные варианты сотрудничества: white label, реферальные программы, создание нового бренда с функционалом OkiDoki. Объясню разницу.

White label — это когда одна компания производит товар, а другая продает его под своим брендом. В нашем случае я бы продолжил владеть бизнесом, а Ярослав использовал бы продукт под своим названием и сэкономил время на создание собственного сервиса с нуля. Реферальные программы работают так: Ярослав рекомендовал бы наш сервис своим клиентам и получал вознаграждение. Также мы рассматривали идею запустить новый бренд с функционалом OkiDoki.

Но Ярослав настоял на том, что хочет стать соучредителем и получить 15% доли в проекте. Он уже раскачивал многие сервисы, которые рано или поздно успешно продавались в другие руки, и Ярослав оставался ни с чем. Просто реклама или рефералка ему была неинтересна.

Оценили стоимость доли в 300 тысяч рублей

С одной стороны, продажа доли Ярославу была единственным шансом спасти бизнес, но с другой — отдавать 15% компании не хотелось.

Обычно бизнес оценивается по годовой выручке. OkiDoki на тот момент не приносил никаких доходов. Ярослав пообещал привести клиентов и сделать по 2000 подписаний договоров в день. Я начал прикидывать, сколько будем зарабатывать: при стоимости 15 рублей за договор получалось около миллиона выручки в месяц, а в год — почти 12 миллионов. Так я оценил сервис в 10 миллионов рублей.

Но проблема была в том, что тогда у нас не было ни клиентов, ни дохода. Именно поэтому решили оттолкнуться от стоимости создания проекта — это примерно 2,5 миллиона. В итоге мы с Ярославом договорились так: он выплачивает 300 тысяч рублей за 15% доли в компании. Сумма казалась смешной, и мне было неловко ее озвучивать. Но я понимал, что сотрудничество с Ярославом — выгодное предложение. Я согласился и продал часть сервиса.

Мы решили оформить ООО и выделить доли. Весь процесс длился больше полугода. Сначала налоговая не принимала мой паспорт, и мне пришлось его менять. Потом были задержки у Ярослава. Мы ударили по рукам в феврале, а открыли ООО только в октябре 2023 года.

Провел 10 кастдевов — и почти все клиенты сразу купили продукт

Ярослав передал мне контакты десяти своих учеников из курсов по посуточному бизнесу. Они были готовы пообщаться со мной и обсудить, нужен ли им такой сервис для электронных договоров. Я проводил опрос, а в конце рассказывал про OkiDoki и предлагал купить продукт со скидкой 50%. И они соглашались! Это было невероятно.

Первые продажи пошли в марте — спустя месяц после того, как договорились о сотрудничестве с Ярославом
Первые продажи пошли в марте — спустя месяц после того, как договорились о сотрудничестве с Ярославом

После этого мы начали выяснять у клиентов, какие фичи они хотели бы добавить в сервис. По их отзывам разработали автоматические формулы для расчета стоимости брони и количества дней, добавили возможность загружать селфи с паспортом.

Изначально сервис задумывался как конструктор: вы сами вносите документ, цифровизируете его и подписываете на сайте. Но когда к нам массово пришли люди из посуточной аренды, у всех был запрос на шаблоны договоров. Именно поэтому мы сделали подборку с образцами документов для этой сферы.

На одном из кастдевов я понял, что пользовательский интерфейс сайта был сложным. Даже сам путался, на какой странице нахожусь — договора или шаблона. Решил доработать UX и заказал проект у дизайнера. Все изменения внедрили всего за месяц и запустили обновленный сайт.

Выросли с нуля до 2800 клиентов за полтора года

На конец 2024 года мы получаем около миллиона рублей в месяц. С ноября у нас рекордные результаты — по 40 тысяч выставленных договоров. За полтора года сотрудничества с Ярославом мы увеличили количество клиентов до 2800, из которых 90% — посуточники.

Наша выручка зависит от сезонности на рынке посуточной аренды жилья
Наша выручка зависит от сезонности на рынке посуточной аренды жилья

Да, с одной стороны, я заплатил высокую цену — отдал 15% доли в бизнесе. Но с другой, успех пришел благодаря статье на vc.ru и Ярославу. Без этого сотрудничества мы не были бы там, где сейчас.

Количество выставленных договоров по месяцам: красный столбец — клиенты из посуточной аренды, зеленый — общее количество подписанных договоров
Количество выставленных договоров по месяцам: красный столбец — клиенты из посуточной аренды, зеленый — общее количество подписанных договоров

Теперь в планах развиваться дальше. Рынок посуточной аренды огромный: в России около 20 тысяч активных игроков в этой сфере. Плюс есть 10 миллионов индивидуальных предпринимателей и еще несколько миллионов самозанятых и ООО. Если мы получим хотя бы 10% от этого рынка, наши показатели вырастут в 100 раз.

Сейчас я ищу эффективные каналы привлечения клиентов. Пробовал разные способы: рекламу в Яндексе и Телеграме, статьи и холодные звонки. Ничего не дало результатов. Сарафанное радио работает лучше и дешевле, но нам нужно что-то еще.

Мы предлагаем клиентам реферальную программу: если они приводят новых пользователей, возвращаем 50% от стоимости подписки в виде кешбэка. А еще обе стороны получают бонус на баланс договоров. Это выходит выгоднее, чем тратить деньги на рекламу. Но четкой стратегии по привлечению клиентов у нас пока нет — все находят OkiDoki благодаря органическому трафику, поэтому сосредоточились на SEO и рефералке.

Вот такая история! А как публикации на vc.ru повлияли на ваш бизнес?

3333
99
11
реклама
разместить
22 комментария

В очередной раз убеждаюсь, что в бизнесе все возможно. Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Инвестор вложил не просто 300 тыс. но и ценные связи, и опыт, которые просто деньгами не приобрести. Так что вклад был куда больше, чем может показаться на первый взгляд. Теперь твердо убежден, что социальные сети - очень полезный и действенный инструмент как для привлечения клиентов, так и инвесторов.

1

Очень правильные слова. Сказать честно, спустя 2 года мы 300 к так и не забрали)) Просто Ярослав иногда платит из своего кармана и все. А так да, тут дело даже не в 300 к, а в доп ценности которую несет партнер, уместнее даже именно "партнер", а не "инвестор")

1

Как вы сейчас распределяете обязанности между соучредителями?

1

Я занимаюсь продуктовой разработкой и пишу код. Денис пишет код и поддерживает инфраструктуру. С Ярославом созваниваемся и обсуждаем идеи продвижения и маркетинга

1

А у вас есть еще сотрудники? Нагрузка на сервис выросла все-таки. Справляетесь втроем?

1

Есть еще техподдержка, пока вывозим)) Но расширяться конечно уже пора, ищет фронтенда

Думаете искать клиентов в других сферах или пока только в посутке?

1