«Команда 99»: как и зачем коммунальщики создали мультфильм о правильной сортировке отходов

Какие задачи были поставлены организацией, чего удалось достичь и каким образом, рассказывает анимационная студия Chin Up

«Команда 99»: как и зачем коммунальщики создали мультфильм о правильной сортировке отходов

Уже несколько лет «Оператор вторичных материальных ресурсов Беларуси» ведет проект «Цель 99», суть которого достичь 99% переработки отходов. Для того, чтобы привлечь внимание к данному вопросу использовались различные инструменты: реклама на билбордах и TV, социальные проекты и экскурсии на полигоны – все это способы воздействия на взрослую аудиторию.

Но проще научить, чем переучивать, поэтому было решено создать мультфильм для детей.

В оговоренном плане перед анимационной студией стояла задача придумать контент для детей и их родителей, который в простой и увлекательной форме расскажет о необходимости заботы о Земле и ее ресурсах и как в этом может помочь раздельный сбор и переработка отходов.

«Сортировка бытовых отходов» – тема с конкретными данными, которые необходимо запомнить. Не все взрослые любят и воспринимают сухие факты, а что говорить о детях… Здесь воздействие только через наглядность и игру, интересную историю. Конечно, в детских мультсериалах были отдельные серии на тему загрязнения окружающей среды, например, использованными батарейками. Но мы первые в СНГ, кто сделал экомультсериал. «Команда 99» объединила в себе социальную и развлекательную цели. Аудитория данного мультсериала не ограничивается ничем кроме языкового барьера. Но и над этим мы сейчас работаем.

Ярослав Лукашевич, исполнительный продюсер анимационной студии «Chin Up»

Почему команда именно 99, если героев всего 3?

Часть названия мультсериала логично вышла из цели проекта (в глобальном плане), а «Команда» – это отсылка к тому, что только вместе мы сможем достичь желаемого. Не бывает маленькой помощи!

Команда 99 — Бумажный переполох — 1 серия (0+)

На роль главных героев еноты были выбраны неслучайно: у заказчика уже была успешная кампания с енотами, которые полюбились зрителям. Просто теперь они стали мультяшными. А дальше пошел реально творческий процесс: героям нужно было дать имена и определить характер и предпочтения каждого.

Имена. Сначала мы искали имена по основному критерию – краткость (в разумных пределах), чтобы было проще запомнить. Были варианты: Кики, Кокос и еще несколько листов формата А4. Но все было не то! Либо такие персонажи уже где-то встречались, либо не звучали вместе, в общем, «не зажигало».

Тогда решили отталкиваться от цветовой палитры контейнеров для вторичных отходов, чтобы детям было проще запоминать. Так и появились Киви, Лимон и Ежевика. Конечно, Ежевика не самое короткое имя, но нам было важно, чтобы в команде была девочка.

Благодаря проекту, мы узнали много нового о правильной сортировке и утилизации отходов. Да элементарно сами начали сортировать мусор! Например, вы знали, что нельзя бросать в контейнер для макулатуры коробочки из-под сока, т.к. у них внутри алюминиевый слой? Такую тару надо выбрасывать в контейнер со смешенными отходами.

Олег Печень, режиссер проекта

Развитие идеи

Главной задачей было найти образы, которые запомнятся детям и смогут воздействовать на них. Решено было вводить различных монстров и злодеев, которые при этом не буду слишком страшными. Их присутствие должно было логично объясняться: каждый монстр появился в результате неправильного обращения с отходами. Порой их становится даже жалко.

В мультфильме есть еще персонажи, которые вызывают симпатию у зрителей – суслики! Это жители мультпланет, из-за которых и возникают проблемы. Несмотря на их «косяки», которые приводят к возникновению проблемы, эти персонажи располагают к себе внешним видом (суслик в меховой шапке и граф Сусало – наши любимчики), манерой разговора.

Каждая серия – это путешествие на тематическую планету, где енотам-сортировщикам предстоит разобраться с монстром или злодеем, а также научить сусликов обращаться с вторичными отходами, ценить исчерпаемые полезные ресурсы.

Рабочий процесс

Когда мы остановились на том, что персонажи у нас еноты, нужно было решить, как они будут выглядеть. Для этого было отрисовано 4 варианта персонажей. Затем мы показывали эти варианты фокус-группам, которые состояли из школьников 6-10 лет.

Вовлечение детей в создание мультфильма помогло нам не только определиться с изображением героев, но и дала мощный фитбэк: тема актуальна и интересна.

«Команда 99»: как и зачем коммунальщики создали мультфильм о правильной сортировке отходов

Интересно, что взрослые не могли сразу ответить, чем отличались варианты персонажей, а дети считывали различия моментально. И тогда уже выбирали понравившийся вариант.

Ярослав Лукашевич, исполнительный продюсер анимационной студии «Chin Up»

Написание сценария начинается с заданной заказчиком темы, например, «Утилизация использованных батареек и старая бытовая техника». Сценаристы вникают в суть проблемы, потом дают первый вариант сценария. Далее идут правки внутри студии, а затем сценарий отправляется заказчику. Если сценарий одобрен, то рисуется раскадровка, фоны, аниматик и т.д.

Объективно понимаем, что для нас, взрослых, последние серии динамичнее первых. Но не стоит забывать, что мультфильм рассчитан в первую очередь на детей. А потом на их родителей.

Главное в работе – это умеренный диалог между заказчиком и исполнителем.

Также команда занималась созданием и публикацией контента, поддерживающего интерес к мультфильму, общением с подписчиками.

Людям очень понравились раскраски с заданиями и новые листовки-памятки. Файлы находятся в свободном доступе.

Татьяна Добриян, менеджер проекта

Релиз

Одновременно с запуском трейлера мы рассылали пресс-релизы по печатным, интернет- и телевизионным СМИ. Оглядываясь назад, следует отметить, что надо было это делать где-то за неделю до запуска.

На руку сыграло то, что наш проект был на самом деле первым в СНГ: детский мультсериал на экологическую тему. Да, отдельные серии встречались и в других мультсериалах, которые отличаются масштабностью, но, чтобы полностью – нет!

Команда 99 — Темное дело — 5 серия (0+)

За неделю до запуска трейлера начали функционировать новые группы в социальных сетях (VK, Одноклассники, Instagram) + в Facebook и в VK были «работающие» группы заказчиков. В этих группах помимо трейлеров и серий мультфильма выходили полезные статьи на экотему, ответы на вопросы, которые задавали подписчики.

«Команда 99» сегодня

«Команда 99» — это восьмисерийный (в сети пока 5 серий) мультфильм о приключениях команды енотов-сортировщиков. Судя по отзывам, мультфильм оказался интересен молодым родителям и их детям, а также работникам сферы образования.

  • Просмотры. В планах было, чтобы минимальное количество было не менее 36 тыс. Сейчас общее число просмотров 4 серий в Youtube – более 372 тысяч. В "Одноклассниках" — 144 тыс., а "Вконтакте" — 185 тыс.

  • Упоминания в СМИ: более 60 (Беларусь, Россия).
  • Рост активности и количества подписчиков в группах заказчика.
1717
10 комментариев