Правила работы с дизайнером, или Почему он выёживается

В каждой профессии есть свои особенности, и дизайнер не исключение. Если вы читаете эту статью, значит, вы клиент, а дизайнер решил сделать вашу совместную работу максимально комфортной. Меня зовут Елена Осипова, я дизайнер-верстальщик, со стажем работы в полиграфии 22 года, и сейчас расскажу, что от вас может попросить дизайнер, а главное, зачем.

Во-первых, нужно понимать, что практически все просьбы дизайнера нацелены на то, чтобы именно вы в итоге получили качественный результат. Это не блажь, и не попытка переложить ответственность. Поэтому желательно отнестись к его запросам так же внимательно, как и он к вам. Ведь в конце концов, если из печати выйдет брак, это будет брак вашего тиража.

Итак, давайте по порядку разберём самые частые запросы.

Нужен лого в векторе

Векторными будут считаться форматы ai, eps, cdr, svg, возможно, pdf. Возможно, потому что там может быть как векторный, так и растровый формат логотипа. Заранее неизвестно. Поэтому первые 4 формата всегда будут в приоритете.

В чём отличие?

Векторный логотип мы можем растянуть на баннер 10х15 метров, а растровый нет. Кроме того, в векторном логотипе закодированы чистые, не искажённые цвета логотипа, дизайнер сможет точнее взять их из макета, а вы получите более предсказуемый в печати цвет.

Где взять векторный лого?

Скорее всего, при разработке логотипа дизайнер (или агентство) отдал вам не только картинки (jpg, png), но и вот эти вот векторные форматы. Чаще всего, на компьютерах клиента такие файлы не открываются, но это не значит, что они плохие! Обязательно сохраняйте все виды форматов ваших логотипов, они пригодятся для всех будущих макетов. Также есть вероятность, что векторные варианты логотипа есть у вашего PR-отдела или маркетологов.

Нужны фото в высоком качестве

Этот запрос связан с тем, что для печати в 99% случаев недостаточно файлов с вашего сайта. Да, даже если они отлично открываются во весь экран. В полиграфии действуют немного другие правила, и для качественной печати любой фотографии «с монитора» её необходимо уменьшить как минимум в 4 (!) раза. Т.е. фото хорошо напечатается в том случае, если станет в 4 раза меньше, чем мы видим его на экране. И только после этого фото можно печатать, при условии, что изначально оно хорошего качества: не размытое, нет ярко выраженной пикселизации, не пересвечено или затемнено. В общем, именно такое, какое вы и хотите получить в печати.

А что он сам не исправит?

К сожалению, у большинства дизайнеров нет волшебной кнопки, с помощью которой можно было бы исправить все недостатки разом. И не все фотографии можно качественно увеличить с помощью нейросети. И не у всех дизайнеров есть доступ к этим нейросетям. Именно поэтому он и просит у вас изначально хорошие фотографии.

Где взять хорошие фото?

В идеале это должны быть ваши фото. Т.е. профессионально (или хотя бы на очень хороший телефон) сделанная фотосессия. Нет, фото из яндекса, гугла и пинтереста не подходят. Нет, не подходят совсем. Даже если вы никому об этом не скажете. Об этом поговорим чуть позже отдельно.

Нужны тексты в виде текстов

Это означает, что скрин, фото листа на столе, скан рукописи не подходят дизайнеру для работы. У него по-прежнему нет волшебной кнопки, которая бы распознавала текст. Увы и ах. Да, возможно, у дизайнера установлена программа для распознавания текста, но почти все они работают с ошибками. Самые частые из тех, что встречались мне:

• Внезапно появляются пробелы в середине слова;

• Слипаются в одно слово два (или целые словосочетания);

• Возникают принудительные переносы слов в виде дефисов посреди слова;

• Некоторые буквы заменяются на другие (иногда даже на латиницу);

• Из колонтитулов или помарок на листе возникают новые символы в тексте.

Что делать?

Распознайте или перенаберите текст самостоятельно. Ну не прямо лично, можно секретарю отдать. Главное, чтобы при распознавании участвовал живой человек, и видел, какие помарки возникают, а также устранял их.

Почему не дизайнер?

Работа с текстом — не задача дизайнера. И он не будет её делать, просто потому что не умеет. С текстами работают копирайтеры, а на ошибки их проверяют корректоры. Это недорого, но один раз вложившись в тексты для своих проектов, вы повысите и уровень лояльности клиентов. Я вас уверяю, тексты с ошибками читать неприятно, и эта неприязнь в конечном счёте переносится на бренд. Ваш бренд, если ошибки эти ваши.

Кстати, из pdf тексты часто тоже извлекаются точно так же, некорректно, и с теми же ошибками, что и со сканов. Но плюс к тому, есть риск, что часть текстов вообще распознается в виде иероглифов в некорректной кодировке. Т.е. на экране буквы есть, а при копировании — пшик. Поищите исходный ворд, всем проще будет. И к тому же работа пойдёт быстрее.

Нужны фото в виде картинок

Если бы я могла, то покрасила заголовок в какой-то яркий, кричащий цвет, потому что это очень важный пункт. Такой запрос означает, что от вас пришли фото в каком-то некорректном виде. Давайте также на примерах разберём, что слать нельзя и почему.

Фото в ворде. Если у вас картинка хранится на компьютере в виде файла jpg или png, то именно в таком виде и нужно её отправлять дизайнеру. Любая вставка графики в документы MS Office ухудшает их качество. И нет, вы не помогаете дизайнеру, а усложняете его задачу. Чтобы извлечь графику из сторонней программы, требуется приложить гораздо больше усилий, чем если бы у него просто была картинка. В конечном итоге увеличивается время работы над проектом. А если таких фото много, то и время работы увеличивается намного.

Что можно делать?

Прислать свёрстанную в ворде статью, где вы расставили фотографии по смыслу, и отдельно, дополнительно — папку с исходными фото. Так дизайнер будет знать, куда какую графику ставить, и вот такой вариант работы существенно ускорит процесс.

Фото в Excel, Power Point — по своей сути абсолютно аналогичны работе с графикой в ворде.

Фото в мессенджерах. Ужимаются при пересылке и после этого вообще не подлежат восстановлению до исходного размера.

Скрины с телефона. По своему качеству обычно аналогичны картинкам с сайта и к печати не пригодны. Вообще никак. Точно.

Что делать?

В телеграме есть функции отправки фото, видео, а есть отправка файла. Вот если вы отправите фото как файл, он придёт к дизайнеру в исходном виде. Но если вы ему таким образом отправите два десятка фото, то в ответ вам придёт проклятие поносом. Мысленно, конечно, но вдруг сработает? Потому что сохранять эти файлы дизайнеру придётся поштучно. Поэтому самым корректным способом пересылки файлов (не только графических, а вообще, в целом) будет отправка их по почте или ссылкой на какое-то облачное хранилище.

Нужны исходники предыдущего макета

Нет, pdf не является исходником. Даже если это файл к печати. В конечном счёте он, конечно, может подвергаться редактированию, но на моей практике это часто приводило к ошибкам как на этапе пересылки файла между дизайнером и клиентом, так и на этапе сдачи такого, отредактированного файла в печать.

Что может пойти не так?

• При замене фотографий внутри pdf есть риск поставить фото низкого качества или неподходящей цветовой модели. В программе вёрстки это можно было бы проконтролировать, а при редактировании pdf всем остаётся лишь молиться.

• После замены/редактирования текста часть букв или слов может некорректно сдвигаться на странице. В том числе возможен сдвиг совершенно других элементов макета. Например, вы редактировали подзаголовок, а со страницы уехал колонтитул. И вы это заметите только после печати.

• После пересылки отредактированных pdf туда-сюда были случаи превращения заменённых текстов точками. Ну т.е. были буквы, стали точки. Не весь текст, а кусками. Тоже такой себе редизайн.И, конечно, далеко не всё можно исправить в pdf. К примеру, если какой-то текст переходит со страницы на страницу, а вам надо туда, между страницами прямо два абзаца дописать… Нет, такой волшебной кнопки у дизайнера тоже пока нет.

Что же делать?

Если вы заказали какой-то серьёзный многостраничный макет (а в идеале — любой), обязательно в конце работы забирайте исходники. Оговорите это на начале сотрудничества, обычно адекватные дизайнеры будут только рады вам их отдать, чтобы не хранить самим.

Зачем это вам?

В первую очередь исходники любого проекта — ваша страховка на случай редизайна. Почти всегда проще внести изменения в исходник, чем создавать макет заново. Ну и кроме того, дизайн-студии, агентства имеют свойство закрываться, а дизайнеры умирать. Да, вот так прозаично. А создание макета заново (даже при наличии pdf к печати) — это отдельная, дополнительная, и часто кропотливая работа, которая не только будет стоить отдельных денег, но и займёт время. Часто продолжительное. Скажите, обидно же два раза оплачивать одну и ту же работу, особенно, когда дедлайн уже близко?

Нужны исходники для работы

Задача дизайнера — сделать красиво из ваших исходных материалов. Если у вас нет ни текстов, ни графики, дизайнер искать их не должен. Нет, ему не лень. Просто он не настолько погружен в ваш проект, чтобы на глаз отличать стеклопластиковые трубы от пластиковых, и по нюансам маркировки понимать назначение каждой отдельной модели. Скорее всего, дизайнер найдёт где-то бесплатные фотографии (и хорошо если бесплатные), но они будут относиться к вашему проекту процентов на 10–20.

Абсолютно аналогичная история с текстами. Если вам нужен каталог или листовка с краткой выжимкой данных, а вы отправили дизайнеру страницу с описанием товара на 3 тысячи слов, будьте уверены, что он возьмёт не самое важное, а самое первое. Повторюсь, дизайнер не погружен в ваш проект, и с текстами по-прежнему должен работать копирайтер. Либо же ваш сотрудник, который хотя бы понимает, что из описания действительно важно для вашего покупателя.

Почему нельзя просто взять фото с интЫрнета?

Вот мы и добрались до важного. У каждого файла в интернете есть автор. И очень часто за взятое без спроса можно получить абсолютно такую же ответственность, как за взятое что-то без спроса в реальной жизни. У вас же не возникает мысли, проходя мимо столика в ресторане, взять с чужого стола бутылку вина или захватить в гардеробе чью-то шубу? С точки зрения законодательства фотографии в интернете имеют абсолютно такой же статус чужой вещи.

Что это означает для вас?

Возвращаемся к началу статьи. Самые идеальные фото — это ваши. Потому что, если хозяин чужой фотографии увидит её в вашем макете (неважно, в полиграфическом или электронном), он будет вправе подать на вас в суд с требованием не только компенсировать свои моральные страдания, но и нарушение авторских прав. А это в современном мире исчисляется суммами от десятков тысяч рублей до нескольких миллионов. При плохом раскладе автор вправе даже потребовать полного уничтожения тиража. И знаете что? Количество прецедентов по таким искам только увеличивается.

А я всё свалю на дизайнера!

Опять же, в современном мире дизайнеры очень часто оказываются довольно-таки подкованными в юридическом плане ребятами. И у вас может оказаться два безрадостных варианта событий.

Первый. Вы подписали договор, по которому дизайнер отвечает за те фотографии, которые сам нашёл, а вы отвечаете за те, которые ему отправили. В этом случае он может добросовестно предлагать вам бесплатные (которые вам не понравились), а сам сделать скрин, как вы прислали ему чёткое указание «взять вот это фото с этого сайта». В этом случае и по договору, и по совести ответственность ваша.

Второй. У вас вообще не было договора. Вы по-чесноку скинули дизайнеру 5 тыщ предоплаты на карту, а он потом прислал готовый макет, который вы и напечатали. В этом случае вам будет ооочень сложно доказать, кто поставил именно это фото, но поскольку и бренд на обложке, и тираж ваши, то и ответственность юридическая тоже будет ваша. В конце концов, с дизайнера вы даже если сможете взыскать какую-то сумму, то вряд ли она будет значительной. А после банкротства физлица и вовсе — никакой.

Абсолютно всё то же самое относится к шрифтам. Они являются объектом авторских прав, и за нелегальное их использование иски исчисляются такими же десятками тысяч и миллионов рублей. И да, изъятием и уничтожением продукции тоже. Поэтому когда дизайнер спрашивает у вас, какой шрифт ставить в проект, послушайте его аргументы тоже. Возможно, он предлагает пиратские шрифты из брендбука заменить на бесплатные. И я бы вам категорически советовала к нему прислушаться.

Какой из всего этого мы должны сделать вывод?

Запросы дизайнера чаще всего являются его заботой о вас и вашей безопасности, с одной стороны. Но кроме того, он порой больше вас заинтересован в том, чтобы проект получился хорошо, потому что ваш заказ — это его портфолио. И чем больше в портфолио будет красивых реальных фотографий выполненных проектов, тем ценнее он будет как специалист.

Помните также и о том, что ваш позитивный отзыв — пропуск дизайнера к другим заказам. А негативный — ну понятно, да?

Поэтому искренне, от лица всех дизайнеров, прошу вас со всем возможным вниманием относиться к нашим просьбам. Не игнорируйте наши запросы, пожалуйста, ведь хорошие качественные исходники — это основа вашего будущего красивого тиража.

P.S. А перепечатка — это дорого! 😊

11
реклама
разместить
5 комментариев

Честно говоря, думал, что большинство проблем с клиентами уже ушли в прошлое, но, похоже, и современные дизайнеры сталкиваются с одними и теми же вопросами..

1

А ничто не ново под луной :) Я поголовно встречаю клиентов, которые «ни сном, ни духом» про шрифты и авторское право не знают, шлют «референсы» с чужих сайтов и далее по списку. А уж о том, чтоб фотографии в ворде прислать, даже не стоит говорить — это реально сплошь и рядом

Кто бы мог подумать, что "просто картинка из мессенджера" может обернуться миллионными штрафами

Ну просто картинка из мессенджера может и не обернуться, а вот взятое с чужого сайта, да ещё и (бывает-бывает) с водяными знаками... Можно за это очень здорово попасть на деньги