Где Шаверма — сколько стоит аналог приложения?

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о разработке аналога приложения Где Шаверма.

Недавно ко мне обратился клиент, который попросил оценить разработку аналога приложения Где Шаверма. Это сервис, представляющий собой карту/список заведений, где продают шавуху: в нём можно посмотреть текущие акции, зарегистрироваться владельцем и смотреть отзывы. Разберём сколько стоит аналог под свою сферу и на чём можно сэкономить.

Ссылка на само приложение:

Идея обратившегося основателя была такой же, но на карте должны отмечаться не ларьки и рестораны, а объекты из его сферы. Грубо говоря, используя эту механику можно запустить другие подобные приложения для иныех отраслей:

  • Где Шиномонтажка
  • Где Ногти
  • и т.д.

При расчёте структуры и сметы я отсёк всё, что не принципиально для старта, оставив главный функционал, на который и идёт основной упор (всё то, о чём я рассказал выше). В итоге получилась сумма, которая для клиента была слишком большой. Он сказал, что они готовы выделить 500 тыс, и в них нужно вложить и разработку, и первичный маркетинг для теста идеи.

Речь шла не о загрузке миллионов пользователей, а о банальном спросе первых пользователей, которые начали пользоваться сервисом ещё на его старте.

На первичный маркетинг лично я выделяю тысяч пятьдесят. Конечно, очень многое зависит от сферы деятельности, но средняя температура по больнице – пятьдесят, не выше. Этой суммы вполне хватит, чтобы проверить несколько каналов, увидеть спрос и набрать первых клиентов.

С учётом того, что отрасль у основателя оказалась достаточно сложная, и людей из этой сферы найти тяжело, заложим в два раза больше – 100 000 рублей. Таким образом, от пятисот на разработку у нас остаётся четыреста.

Когда я оценивал разработку, у меня получилось чуть больше шестисот – соответственно, перед нами стояла задача суметь ужаться на треть от всего объёма. Давайте посмотрим, как это можно сделать, и в чём будут отличия по сравнению с моей первоначальной оценкой.

Структура экранов Где Шаверма

Итак, посмотрим получившуюся структуру

  • Авторизация по СМС – первое, что у нас есть в приложении. Устанавливая приложение, человек должен авторизоваться, чтобы создать свой профиль и иметь возможность публиковать отзывы (пользоваться сервисом и заказывать шаверму можно и под гостём, просто отзывы будут недоступными).
  • Создание профиля, следующий логичный экран, на котором вводится имя и прочие данные.
  • Карта заведений – основной рабочий экран, где местоположение пользователя определяется по GPS, и отображаются заведения рядом.
  • Просмотр заведения: тут есть фотоки, отзывы, написано, где оно находится, контакты – в общем, всё как в 2Гисе, где есть не только карты, но и детальная инфа о каждой компании.
  • Можно добавить заведение: это не кабинет клиента, а некая «социальная составляющая»: проходишь мимо, видишь ларёк, можешь добавить на карту. Для этого не обязательно быть его владельцем.
  • Отзывы – отдельный раздел для каждого заведения. Есть описательная часть, а есть все отзывы в одном разделе.
  • Можно добавить свой отзыв.
  • Посмотреть профиль другого пользователя: его имя, фотография и отзывы, чтобы оценить общую адекватность: если человек недоволен всем, на его отзывы, в принципе, можно не обращать внимания.
  • Список заведений. То что есть ближайшее на карте, но только списком.
  • Список всех отзывов – на самом деле, не знаю, зачем это нужно, это просто новостная лента новых отзывов, которые добавляются к заведениям. Скажем, появится хороший отзыв на шавуху на другом конце Москвы, а мне-то что? Я всё равно туда ради шавермы не поеду. По-моему, отзывов для конкретного заведения достаточно – большинство всё равно выбирают по географии, таких ценителей шавермы, готовых поехать ради неё на другой край города, пожалуй, маловато.
  • Перечень акций всех имеющихся заведений – тот же принцип ленты с новыми акциями.
  • Список пуш-уведомлений на события в сервисе
  • Меню приложения
  • Пользовательское соглашение, без которого нельзя попасть в сторы.
  • Возможность стать владельцем – форма, позволяющая получить доступ к управлению некоторым заведением.

В формате веба есть кабинет владельца заведения:

  • Авторизация по логину/паролю
  • Возможность редактирования карточки заведения
  • Список акций
  • Добавление акции
  • Отредактировать акцию

Ещё я заложил индивидуальный дизайн и гарантию в 1 мес. с момента подписания договора, в течение которого клиент может проверить приложение, а мы – поправить баги, если они вдруг остались.

Итого разработка обходится в 611 900 рублей, займёт 13 недель работы. Как это всё оптимизировать и удешевить?

Точки экономии

Чтобы уложиться в 400 тысяч, я предлагаю сэкономить на следующих экранах.

Добавить заведение. Раз уже есть экран «стать владельцем», добавление отдельного экрана от конкретного пользователя уже не так критично. Без него, конечно, наполняемость приложения сократится, ведь добавлять заведения смогут только владельцы, но на раннем этапе это не страшно – а потом, по получении транша от инвестора, его всегда можно будет добавить.

Просмотр профиля пользователя. То же самое – если я вижу отзывы, мне, конечно, будет удобнее зайти в профиль конкретного пользователя и посмотреть, что он ещё пишет, но это не критично: если у заведения 10 отзывов, 9 положительных, 1 негативный – я, наверное, всё-таки пойду туда. Если 50/50 – другое дело, и смотреть чьи-то профили мне тут уже не особо нужно.

Подборка и список всех отзывов. Это, как я уже писал, какая-то непонятная для меня каша. Явно не нужно для старта – можно спокойно урезать.

Соответственно, из 15 экранов я нашёл 4, которые без ломания основной логики можно преспокойно убрать.

Ещё можно обойтись без индивидуального дизайна. В бизнес-приложении это вообще не так важно: конечно, оно должно быть аккуратным, опрятным, без перекосов, но его легко можно запустить и на типовом дизайне фреймворка.

Делать красивое, приятное приложение, но экономить на маркетинге – куда менее эффективно, чем тратить деньги на продвижение продукта с типовым дизайном. В первом будет меньше заведений, чем во втором – и поскольку клиенту нужен не дизайн, а шаверма, приложение, где заведений меньше, пусть оно и в сто раз красивее, будет менее востребовано.

Итого, с учётом всех пунктов сумма составила 351 300 рублей со сроком реализации 7 недель – иными словами, аналог ГдеШаверма можно запустить на 40% дешевле и в два раза быстрее, просто делая его дизайн на типовых элементах Ionic и без ненужных первое время экранов – без какого-либо ущерба основной идее сервиса.

99
19 комментариев

«если человек недоволен всем, на его отзывы, в принципе, можно не обращать внимания»

Очень странная логика 🤔

Например, лично я никогда не оставляю положительные или хвалебные отзывы (ибо моё молчание уже подразумевает мою удовлетворённость сервисом/продуктом), а вот если что-то плохо — непременно сообщу, если есть как и куда.

12
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

я тоже, если пишу, то только тем, чем недоволен.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Автор, вы очень очень плохо считаете, не надо так.

В таких проектах 80-90% разработки это бекэнд сервиса а не мобильные приложения: данные нужно откуда-то брать, данные нужно валидировать, данные устаревают, становятся некорректными, их будут намеренно портить и тд.
Я делал похожий проект, только вместо шаурмы были банкоматы. Это более простая задача тк практически все банки имеют публичный список своих банкоматов - хотя-бы можно их автоматически собирать. Вот только оказалось что эти списки далеко не всегда отражали реальность - те в списке по определенному адресу банкомат есть а по факту - нет. Было что годами эти списки не обновлялись.
В итоге механика автоматической загрузки, валидации + ручной правки ( это все через специализированную админку ) + обработки комментов пользователей ( 'Сообщите о неверном адресе' и тд ) заняла несколько лет разработки а визуальный виджет с картой, поиском и тд - месяц. 

Качество данных в таких проектах = качество сервиса, как этот сервис выглядит у конечного пользователя вопрос второй. Поэтому если хотите немного срезать затраты - сделайте просто мобильный сайт а не приложения. 

В вашем случае начальные данные придется собирать по крупицам, парся сайты объявлений, какие-то местные форумы и тд. Либо ножками обходить весь район и вбивать адреса в базу.

5
Ответить

2ГИС разве не продает свои базы или подписку на них?

Ответить

Речь про оценку с серверной частью под ключ

Ответить