За какими навыками идти в преакселератор (и кому, и надо ли)

Всем привет! Меня зовут Валерий, я основатель проекта Everytale. Хочу поделиться своим опытом прохождения онлайн преакселерационной программы — чтобы вы поняли, нужно это вашему стартапу или нет. Мы с командой проходили программу от Starta Ventures — помимо моего отзыва, ниже будут мнения других фаундеров. Поехали!

Вы про что?

Наш продукт — маркетплейс для проведения онлайн и гибридных конференций. На основе ваших предпочтений платформа формирует подборку наиболее релевантных вебинаров. Мы задействуем технологии синхронного перевода для проведения мероприятий на международном уровне. Разработка велась с середины 2019 года.

До конца года мы планируем вырасти до 150 тысяч пользователей. Выручка за сентябрь составила $3400, за октябрь — $30000, до конца года планируем показать не менее $140 000 ARR.

Какой ещё преакселератор?

Если сравнивать, то аксель — что-то вроде университета для стартапов, а пре-аксель — школа. Суть обоих — развить скиллы команд, но пре-акселератор — скорее про базовые знания, без которых никак не обойтись. Это вообще была одна из самых интересных частей: круто послушать реальных экспертов, очень мотивирует. Еще мы получали всяческие образовательные материалы и выполняли еженедельные задания. Преакселератор помогает с разбором типичных юридических и бухгалтерских ошибок, организацией cusdev, локализацией стартапа на рынке США и построением бизнес-стратегии. Cover your basics, в общем!

Starta Ventures с ребятами из Winstrike
Starta Ventures с ребятами из Winstrike

Зачем мы туда пошли?

У нас были вопросы насчет USP (УТП) и плана выхода на рынок. В ходе программы мы на них ответили и даже почувствовали моментальный эффект. Интересно, когда после преакселератора с тобой работают профессиональные менторы с большим опытом в создании успешных стартапов на международных рынках — а потом встречаешься вживую с ними же в акселераторе. Они не только дают знания, но и ставят задачи, которые помогают сфокусироваться на росте бизнеса.

У каждой программы обычно свои плюшки, ради которых к ним приходят стартаперы. Преакселератор Starta, например, дает в краткие сроки все основы старта на рынке США, начиная от валидации идеи и заканчивая юридическими аспектами - позволяет инкорпорироваться заранее и не заниматься ерундой в Нью-Йорке. К моменту попадания у нас уже были ответы на ряд вопросов, но в ходе программы нам пришлось уложить все знания в таблицы и графики, что помогло доформулировать наши основные задачи и стратегию.

К тому же, по итогам онлайн части у нас была возможность попасть в 15 лучших стартапов (из 400 участников со всего мира) и к батчу Starta Ventures в Нью-Йорке длительностью 3 месяца. В этом случае каждой команде выплачивают $20 тысяч на компенсацию затрат. Старту в России все знают — это крутая возможность выйти на американский рынок. Мы обязаны были попробовать.

Сомнений в участии быть не могло, вся наша команда Everytale любит и готова учиться. А делать это бесплатно в интерактивном режиме — беспроигрышная лотерея.

В чем польза?

Учебы было реально много. И вот однажды мы проходили ценовую стратегию. На мой взгляд, это была одна из самых важных тем. До преакселя мы хотели сделать самый дешевый продукт, демпинговать рынок. После Старты мы поняли, что в США привыкли платить за качество, и нам необязательно конкурировать именно ценой. Произошел важный инсайт: мы продаем качественный продукт, это нормально, что он стоит дорого.

Конечно, работа с ментором после этого в акселе, это восторг:) С ним мы сформировали правильные формы обращений к потенциальным клиентам, выстроили стратегию привлечения на рынке США с низким САС, определились с go-to-market plan.

Ну и если бы не преаксель, мы не попали бы в основную программу Starta Accelerator, и я бы не писал этот пост из офиса на Манхэттене.

Команда Everytale
Команда Everytale

Мам, я снова в школе?

Нас постоянно загружали “домашкой”. Мы выполняли довольно большие и сложные задания — например, полный конкурентный анализ, составляли портрет идеального клиента, мучались с pitch deck. Нам помогли свести наших конкурентов в одну таблицу, решить задачу наличия стартапа на всех социально значимых площадках, даже упорядочить юридические документы.

Так как мы на 100% погружены в наш стартап, любые задания воспринимались как часть развития бизнеса, и им давался максимальный приоритет. Программу, на которую давалась неделя, мы проходили в среднем за 3 дня. Но кому-то и недели будет мало. Смотря как вы относитесь к этому всему.

Кому идти?

По моему личному опыту, идти в пре-акселератор нужно предпринимателям на стадии proof of concept или MVP. Это поможет сразу установить правильный mindset, что в итоге сэкономит кучу времени и сил. Стартапам уровня $1M ARR программа уже не добавит ценности. Это все же школа стартапов, а не Оксфорд со Стэнфордом. Тут нежно нянчат и дают базовые, но важные знания.

Таким образом, из 13 компаний текущего набора почти половина участвовала в преакселераторе.

А другие что говорят?

Попросил ребят из нашего батча рассказать, что было у них.

Олег Колесников, фаундер Heymom:

Мы пришли в аксель, когда только запустились: у нас были тестовые пользователи — сейчас их уже пара десятков.

Мы изначально хотели в акселератор Starta и видели в преакселераторе возможность попасть туда напрямую. Думаю, в этом Starta Pre-Accelerator нам точно помог. Идти или нет — не сомневались. На протяжении 4 недель мы занимались по 3-4 часа в неделю. Уроки с коучами были очень полезны.

Очень зашли отработки навыков питчинга, полученные при выполнении заданий по коммуникации.

Сам отношусь к преакселератору как к дополнительному курсу по предпринимательству. Поэтому, если воспринимать его как бесплатный и очень полезный курс по улучшению навыков стартапера, то в эту программу стоит идти всем.

Кинг Ли, фаундер Artpot:

Сейчас мы на пути к достижению нашей цели увеличения количества клиентов от 2 до 12 и привлечения более 4000 художников в проект. Starta дает много ресурсов и проводит семинары, на которых мы прокачиваем ключевые навыки — например, в области продаж и маркетинга. Важный плюс для нас — то, что у преакселя есть много связей на американском рынке.

Если вы идете в преакселератор — будьте готовы, что придется реально пахать. Зачастую информации было так много, что требовалось время, чтобы научиться находить баланс: прислушиваться к советам наставников и при этом делать собственный выбор.

Наша бизнес-модель требует большого опыта менторов ввиду специфики ниши. В Starta Pre-Accelerator удивительные наставники: они всегда готовы услышать твое мнение, подвергнуть сомнению свои советы — это нереально улучшает результаты и ускоряет трекшен.

Из личных инсайтов — мы питчили инвесторам, которые не разбираются в нашей сфере (ArtTech). Так мы смогли понять, как простым языком донести нишевую идею инвесторам.

У стартапера, который идет на обучающие программы, должны быть помимо предпринимательской жилки чувство юмора и максимальная открытость к изучению нового.

Напоследок — от коуча

Поговорил с нашим наставником Габриэль Арант, попросил поделиться своими мыслями.

  • В чем сложности работы с предпринимателями?

Хотя я хотел бы думать, что большинство основателей достаточно скромны, чтобы признать свои ошибки и исправить их — правда в том, что многие фаундеры очень упрямы и не готовы прислушиваться к советам других. Именно поэтому первый стартап чаще всего провальный.

  • С какой самой распространенной проблемой к вам приходят?

Основная проблема, с которой сталкиваются международные стартапы на ранней стадии — это адаптация к рынку США. Часто те же самые стратегии, которые круто заходят на международном рынке, не работают здесь, в Штатах.

  • Что лучше работает — формальное или неформальное общение?

Для нас приоритетно не скатываться в формальности, а наполнить общение более глубоким смыслом. Помимо обучения очень важен контакт с основателями. Наши созвоны всегда задерживаются, мы остаемся с друзьями и после завершения программы. Это дает совсем другие результаты и поддержку проектам для их роста.

  • Вы работаете с проектами из разных стран. Есть какие-то отличительные черты у стартаперов из России?

Русские фаундеры очень вежливые. Они не боятся задавать вопросы, особенно сложные и требующие некоторой откровенности при ответах. Русские предприниматели очень много работают и всегда внимательно относятся к критике.

Однажды к нам пришли LeoHome с абсолютно безумным питчдеком на преакселератор, проработали его за три недели, а дальше настолько впечатлили куратора сутью проекта, что он отправил проект посмотреть партнерам, а мы взяли их в батч!

И подробнее про программу, если захотите:

В 10 набор программы Starta Global Residency, которая проходит в гибридном режиме этой осенью, отобрано 13 компаний из СНГ, Великобритании, Финляндии, США, Египта, Китая. После онлайн-части участникам предстоит приехать в Нью-Йорк на 1,5 месяца для прохождения офлайн-части в конце года или начале следующего, в зависимости от ситуации в мире.

Продолжается программа преакселератора, которая состоит из цикла тематических вебинаров с домашними заданиями. Переход к каждому следующему блоку осуществляется после выполнения и проверки домашнего задания.

География и статистика этого потока:

— зарегистрировалось компаний: 550 (+170% к прошлому кварталу)

— прошли весь курс / выполнили все задания: 227 (+846%)

— география: Россия ~42,2%, СНГ ~16,5%, другие страны ~41,3%

— результаты для основной программы Starta Accelerator: попали на интервью 23, приняты шесть

А вы проходили какой-либо акселератор или преакселератор? Посоветовали бы это другим? Пишите, если есть вопросы, буду рад пообщаться и обсудить разные программы!

44
1 комментарий

Спасибо за описанный опыт! Интересно, особенно учитывая, что большая часть обучения онлайн, а темы и советы релевантны твоему стартапу. Определённо рассмотрим такую возможность для нашей команды. 

1
Ответить