Как выбрать мониторинг СМИ: сравниваем основные системы

Однажды я пару недель делала мониторинг СМИ, стоя в пробке по пути в офис. Тогда я только вышла на работу — стратегии нет, штат не набран, пожары полыхают. Но компания была большая, бюджет выделен, поэтому решилось все быстро. Вскоре завершилась процедура закупки — появился доступ к аналитике, мониторинг начал приходить каждое утро. Появилась возможность в пробке просто послушать радио.

Но есть же компании, для которых обычный поисковик и ворд — достаточные инструменты для аналитики. У них небольшой объем публикаций (они легко считаются в штуках), нет серьезных информационных угроз, предсказуемая динамика выходов.

Но вот компания начинает расти. Руководителю становится непонятным: 50 публикаций в месяц — это много или мало? А сколько публикаций у «ребят во дворе», т.е. у ближайших конкурентов? Все эти публикации — где они выходят, в хороших СМИ или не очень? Пишут ли о нас в регионах? И если да, то в каких? Статьи, в которых нас ругают, — сколько их и в каких они изданиях?

И конечно, краеугольный камень оценки эффективности PR: а какую пользу приносят нам публикации в СМИ? (И нужно ли согласовать все-таки второго человека и создать уже PR-отдел?)

Недавно я снова выбирала систему мониторинга СМИ и еще раз изучила продукты основных игроков на рынке. Поделюсь с вами своими мыслями о каждой системе, а в конце раскрою карты — кому я отдаю предпочтение и почему.

Критерии мониторинга

В моем случае на первом плане стояли следующие критерии:

● Моментальные оповещения. Если вы работаете в кризисогенном секторе (логистика, финансы, травмоопасное производство и др.), это одна из важнейших функций. Она позволяет почти сразу узнавать про информационные вбросы, аварии с участием водителей вашей компании, претензии госорганов и т.п. Часто важная новость появляется в закрытой ленте информагентства. Уведомление о такой публикации лучше бы получить до того, как новость заберут другие СМИ.

● Интегральные показатели для оценки информационного поля и рисков. Важно иметь систему показателей, понятных менеджменту компании и демонстрирующих взлеты и падения, угрозы и достижения.

● Визуальный отчет прямо в системе. Мне очень удобно, если основные метрики выводятся на дашборд, и сразу понятно, как отработаны сутки, неделя, месяц, квартал.

● Кастомизированный мониторинг в видедокумента. Я люблю открывать утром почту и видеть про себя и конкурентов сводку за прошедшие сутки (или за всю неделю — после выходных). Желательно, чтобы там не было микроупоминаний, а были только существенные инфоповоды.

Пожалуй, самая известная система на рынке. Создана еще в 2003 году бывшим куратором госСМИ Алексеем Волиным, что, конечно, послужило широкому распространению среди бюджетных заказчиков. Это и плюс и минус одновременно. Очень важно, чтобы сервис успевал за ростом бизнеса. К сожалению, в «Медиалогии» можно столкнуться с задержками в решении твоих вопросов со стороны персонального менеджера. Также вызывают вопросы интерфейс и кастомизация. Будучи когда-то современным и удобным, сейчас личный кабинет уже не дотягивает до современных стандартов и, на мой взгляд, нуждается в реновации.

При этом система может похвастаться обширной базой источников, в том числе большим количеством региональных и зарубежных СМИ, а также ТВ-каналов. Разработчики заявляют о 56 000+ источников СМИ и 900+ млн источников соцмедиа. Но эти тысячи источников в работе не играют особой роли. В русскоязычном сегменте около 15 000 «живых» СМИ, которые регулярно публикуют значимые новости. Поэтому принципиальной разницы между базой в 30 000 и 150 000 источников в своем мониторинге вы не увидите — если у вас нет специфической задачи найти вообще все упоминания, включая публикацию в «Голосе Табасарана» (издание одного из районов Дагестана).

Ключевые метрики «Медиалогии» — «Заметность» и «МедиаИндекс». С их помощью удобно оценивать качество своей работы от месяца к месяцу и по каждому инфоповоду. «Медиалогия» не раскрывает методику расчета этих индексов, что может вызывать вопросы в ряде случаев. Например, если ориентироваться только на медиаиндекс, можно вообще не стремиться попасть в региональные выпуски «Коммерсанта». Медиаиндекс по ним будет ничтожно мал, потому что он как-то технически перераспределяется в пользу федерального издания.

Другой важный показатель — «Тональность». «Медиалогия» не всегда корректно определяет тональность публикации. Например, любой мат в материале — это автоматический негатив. При этом обсценная лексика может относиться не к вашей компании. Но публикация все равно будет помечена как негативная. Исправлять это придется вручную или при помощи менеджера. Другими словами, оценка тональности присваивается ко всей публикации, а не к объекту, что может исказить аналитику. Также для анализа доступны количество публикаций и охват (на мой взгляд, на который можно ориентироваться только справочно).

У «Медиалогии» нет мобильного приложения — все алерты приходят на почту. Правда, в качестве альтернативы можно настроить уведомления на каждый отдельный отчет в Telegram, что неплохо.

В целом система позволяет решать задачи по аналитике и подготовке утренних мониторингов. Но в зависимости от тарифа в «Медиалогии» установлены ограничения на количество выгруженных публикаций. Эти лимиты очень нервируют: боишься лишний раз нажать кнопку, выгрузить большой объем и обнулиться. Получается, чтобы сделать большой анализ, проще дождаться конца месяца, чтобы смело израсходовать все остатки (лимит восстанавливается ежемесячно первого числа).

Это, пожалуй, ближайший конкурент «Медиалогии». СКАН очень долго «радовал» пользователей сложным интерфейсом, и чтобы в нем разобраться, нужно было закончить специальные курсы или ежедневно доставать вопросами менеджера: ) Повторное знакомство с системой оставило приятное впечатление. Было видно, что на славу поработали UX-дизайнеры, и интерфейс стал понятным и простым.

На стартовой странице здесь выводится дашборд с анализом ключевых показателей. Это удобно для подготовки еженедельных отчетов к планерке у шефа и для понимания, где ты находишься относительно квартальных и годовых KPIs. Кстати, этот же дашборд можно вывести в ТВ-режим. Ленты и графики обновляются при этом онлайн.

В СКАНе стало гораздо легче (чем раньше и чем у других сервисов) формировать поисковые запросы. Чтобы сделать детальную настройку, больше не нужны звездочки, скобочки, операторы OR AND NOT, — вся логика визуализирована, что значительно упрощает задачу.

К тому же у них очень милая поддержка, и менеджеры всегда помогут или настроят все за вас.

Неоспоримый плюс СКАНа — он «видит» закрытые информационные ленты: ТАСС, РИА Новости и, конечно, сам Интерфакс. Это особенно важно для тех, кто работает с кризисными темами. Новость можно «отловить» еще на «закрытой» ленте и подготовиться к тому, что она появится в «паблике». Тем более, что алерты всплывают прямо в телефоне (спасибо мобильному приложению), на почту или в Telegram.

Еще СКАН подтягивает в анализ данные из СПАРКа, что делает сервис полезным не только пиарщикам, но и, например, безопасникам или юристам. Скажу по своему опыту, это очень удобно, ведь у вас появляется партнер внутри компании, который поддержит закупку доступов. Можно анализировать контрагентов по ИНН и выводить агрегированный индекс риска. Результат выдается в виде наглядной карты риск-факторов. Или можно настроить юристам мониторинг по юрпрактике и прецедентным решениям ВАС. А карту репутационных рисков можно использовать для разработки пиар-стратегии: все «слабые» месте в вашем имидже у вас перед глазами. Или можно смотреть на «болячки» конкурентов и использовать эту информацию для работы на контрасте.

Интегрум еще жив. Это главное, что можно о нем сказать: )

За время моего недолгого пользования системой сложилось впечатление, что здесь долгое время ничего не менялось. В качестве оценки упоминаний Интегрум использует параметр IndEx, который учитывает эмоциональную окраску публикаций, заметность упоминания, роль объекта в публикации и цитируемость источника. Это удобно, но совершенно непонятно: нет выверенных исходных данных, не ясна методика подсчета.

Интегрум предоставляет тестовый доступ на три дня. Но новый пользователь вынужден сам разбираться в системе — клиенту дают презентацию, но не предлагают просмотреть вебинар или обучающее видео, чтобы продемонстрировать возможности. Ходят слухи, что от них ушел главный разработчик и начальник блока аналитики и мониторинга. Последний, кстати, вроде бы ушел в СКАН.

Сервис Factiva — это американская разработка для мониторинга СМИ и медиа. Для компаний, работающих на мировом рынке, — это плюс, так как дает возможность качественного мониторинга по зарубежным источникам на 28 языках. В системе подключен автоперевод, так что не придется прогонять статью, например, на немецком через Google-переводчик. У Factiva есть мобильное приложение, что удобно для оперативного реагирования на инфоповоды.

Из минусов — компания не является резидентом РФ, поэтому контракт с ней заключается только в долларах или евро, а минимальный срок — 12 месяцев. Да и тестовый доступ предоставят только после того, как клиент приедет в офис на встречу. Благо, представительство в России есть. Система отслеживает ограниченное количество российских СМИ, но зато мировые источники у вас под рукой. Если у вас международный бизнес, надо мониторить каждый день упоминания в WSJ или на лентах Dow Jones, а еще лишние 2,5 тысячи долларов в месяц, вам сюда! Но все задачи сервис не закроет, можно брать дополнительным инструментом на иноСМИ.

Сервисы аналитики соцмедиа (Brand Analytics/YouScan)

Специализируются на аналитике информации из социальных сетей. Изначально подобные продукты задумывались как social CRM — инструмент для оперативного поиска постов и комментариев о компании или бренде в социальных сетях. Но выяснилось, что есть трудности оперативного сбора многих миллионов сообщений — упоминания о вашей компании могут попасть в систему с задержкой от нескольких часов до одного дня.

Поэтому основное назначение подобных инструментов — анализ и оценка PR-активностей в социальных сетях. Например, YouScan так и называют себя дополнительным продуктом к другой системе мониторинга СМИ, либо агентским мониторингам. Системы позволяют оценить охваты и тональность публикаций. Но для корректных выводов нужны большие объемы данных, потому что эти системы работают на machine learning. Если про ваш инфоповод вышло более 5 тысяч сообщений, тогда можно полагаться на тональность — погрешность будет не важна. А вот если меньше, то тут не обойтись без проверки вручную.

Агентства

Еще один вариант мониторинга СМИ и медиа — заказать его у PR-агентства. С одной стороны, вы получаете максимальную кастомизацию. Но есть ряд существенных недостатков. Вы не будете оперативно получать алерты. О горячем инфоповоде вы узнаете только после формирования очередного мониторинга. К тому же, подобные агентства сами используют какие-то IT-решения для мониторинга. Соответственно, ваш мониторинг будет перенимать все плюсы и минусы той системы, которая используется в агентстве. Большая часть PR-агентств работает с «Медиалогией» (как мне рассказали, СКАН с агентствами не работает совсем), а значит перенимает и все ее ограничения. Кроме того, интерпретация показателей в отчете проводится целиком сотрудниками агентства. Нужно очень доверять (или проверять) агентству, чтобы на базе отчетов выстраивать свою стратегию.

Вместо выводов

Для наглядности я свела важные для моего кейса параметры в таблицу (см. прикрепленную картинку).

И в заключение я обещала раскрыть карты, кого же я выбрала. Не буду томить, в этот раз я взяла доступ к СКАНу и мониторинг от их же редакторской группы. Каждое утро я получаю готовый, вычитанный профессиональным редактором отчет, а для оперативных оповещений у меня есть алерты из системы и мобильное приложение. Если нужно найти какую-то новость или быстро посмотреть, как разошелся инфоповод, я могу оперативно сделать это сама или обратиться в поддержку, просто написав в WhatsaApp. Отвечают за 3 минуты, проверено.

Познакомившись поближе с различными системами мониторинга, могу сказать, что у всех решений есть свои преимущества и минусы. Выбор системы должен исходить из круга ваших задач и специфики компании.

Сравнительный анализ мониторинга СМИ
Сравнительный анализ мониторинга СМИ
4040
46 комментариев

Анастасия, спасибо за авторский обзор. Личный опыт наиболее ценен и к нему прислушиваются. СКАН – отличный выбор. Действительно современная система и, кстати, партнер Brand Analytics в части анализа соцмедиа. Критерии оценки мне напомнили наш весенний материал с чек-листом каким должен быть современный мониторинг СМИ: "Мониторинг СМИ – снова must have, но только мобильный и реалтайм" (https://br-analytics.ru/blog/mediamonitoring-checklist). Значит думаем в одном направлении ))

Но по анализу соцмедиа информация, все-таки, не точная. Вы правы, первую задачу, которую бренды давно и успешно решают с помощью систем анализа соцмедиа – это контроль репутационных рисков и отработка публичных обращений. Но это самый-самый базовый уровень. На практике анализ соцмедиа решает задачи оперативного и стратегического маркетинга по управлению развитием продуктов и продвижению. И много чего еще.

Для многих пиарщиков, например, изменилось медиапланирование B2C–коммуникаций. Нет смысла в размещении даже в топовых СМИ, если у них низок индекс цитируемости в соцсетях, то есть информация по реальных потребителей не доходит. В материале "Зачем бизнесу анализировать социальные медиа" (https://br-analytics.ru/blog/why_social_media_analytics) мы описали основные задачи, для которых сейчас используется аналитика соцмедиа. 

А теперь важный момент. Сейчас одним из критерием выбора стала реализация в одном кабинете и мониторинга СМИ и анализа соцмедиа. Так, к слову, устроен СКАН. Так устроен и Brand Analytics, в котором сейчас есть и соцмедиа, и СМИ в одном кабинете и в одном тарифе. Вот этот критерий я бы добавил в систему выбора.

Если же говорить о соответствии критериям (оповещения, закрытые ленты, интегральные показатели, визуальный отчет, кастомизированный мониторинг, мобильное приложение, лимиты...), то на настоящий момент все, кроме закрытых лент, в Brand Analytics не просто присутствует, а очень хорошо присутствует )) Не буду утомлять ссылками на новинки, но если кому-то будет интересно, готов ответить на вопросы. Или приходите к нам на демо (https://br-analytics.ru/account/registration) – увидите все своими глазами и сможете поделиться своими впечатлениями.

Еще раз спасибо за материал и правильный, как нам кажется, подход к выбору.

8

Василий, спасибо за комментарий! Думаю, теперь многим клиентам, которые склоняются к выборе аналитики соцсетей, стало чуть более понятно где ее искать и что можно совместить сразу с мониторингом в одном пакете :) 

1

А кто кроме Скана, еще может мониторить закрытые ленты? И можно ли в Скана выгружать, например, платные статьи с пейволов (типа подписных статей Ведомостей, РБК Про, ДП)?

5

Медиалогия мониторит.

1

Мониторит закрытые ленты информагентств только СКАН, у них несколько сотен платных источников, с которыми заключены договоры. Поэтому в мониторинге это все появляется и за подписку можно не платить, интересующие статьи можно найти в системе. Хотя моя позиция, что нужно поддерживать медиа и оформить подписку, например, на Ведомости, Harvard business review и др. Это же чуть ли не единственная бизнес-модель для многих СМИ. 

Отсутствие мобильного приложения - это уже прошлый век. Мы, конечно, сейчас меньше перемещаемся, в связи с карантином, но когда вернемся к обычной работе - трудно представить пиарщика, который следит за инфополем за настольным компом, все в движении.

3

Работа с большим массивом данных бессмысленна на мобильных устройствах. :-)
А для просмотра свежих упоминаний у Медиалогии есть адаптированная мобильная версия инструмента и телеграм-бот.