Поиск конкурентов: как это делают аналитики и предприниматели

Рассказываем, какие инструменты использовать, чтобы прокачаться в поиске конкурентов.

Alamy
Alamy

Почему мы решили написать статью про поиск конкурентов? Да потому что готовы поспорить (не на деньги), что вы знаете далеко не всех своих конкурентов. И вот почему:

а) забываете, что конкуренция — это борьба за потребителя, а не против альтернативных решений,

б) верите в то, что если конкурента нет в медийном пространстве, то его не существует,

в) ленитесь пролистать дальше первых двух строчек в выдаче Google-поиска,

г) еще не знаете о всех полезных инструментах для конкурентного анализа, о которых мы расскажем далее.

Ловите подборку инструментов и методик, которые сделают процесс поиска конкурентов проще, чем приготовление яичницы.

Giphy

Гугл в помощь

Да-да, гуглить конкурентов тоже можно и даже нужно.

Одни и те же вещи ищем разными словами. Очевидно, но это часто забывается.Например, для поиска конкурентов московской кофейни X мы будем гуглить не только «рынок кофеен Москвы», но и «кондитерские», «булочные». Уверены, точнее уже проверили, что под этими запросами найдутся компании, которые могут решить одну и ту же проблему клиента. То есть, являются конкурентами.

Используем кавычки для поиска конкретных слов. Допустим, нужно найти конкурентов по отдельной услуге, как «внедрение информационных систем». Если вбить название услуги в поиск в кавычках, велика вероятность, что в топ поисковой выдачи попадут те полезные сайты, которые по тем или иным причинам плохо индексируются.

Поиск по дате. Любой поисковый запрос можно профильтровать по актуальности. Особенно полезен данный инструмент для поиска новостей. Например, о последних скандалах-интригах-расследованиях на финансовых рынках.

Поиск по картинкам, чтобы миновать «ниочемные тексты» из топ-выдачи. Вбиваем в поисковую строку анализируемый рынок. Например, рынок смартфонов 2020. Заходим в картинки, выбираем заинтересовавшее изображение — «клик!», и а) получаем имена основных игроков рынка, б) другую полезную (или не очень) информацию в цифрах и графиках.

Поиск конкурентов на рынке смартфонов по картинкам с помощью Google

В режиме «инкогнито». Полезный лайфхак для поиска конкурентов через поисковик — отключение геолокации и использование режим «инкогнито». Так в топ не выходят преимущественно компании поблизости, а выдача становится менее персонализирована.

Соцсети

Shutterstock
Shutterstock

Инсайт: круто для поиска конкурентов в отдельных индустриях (например, потребительские услуги, консалтинг, HoReCa) работают соцсети. В первую очередь, Facebook, VK и Instagram. Они помогут найти тот бизнес, который наработал себе хоть какой-то социальный капитал. Социальные сети в поиске конкурентов — своеобразный фильтр значимости. В поисковике легче найти крупного медийного игрока, а в том же контакте или фейсбуке — нишевой бизнес со своей аудиторией. Для простоты примера возьмем какой-нибудь магазин одежды, который не имеет своего сайта, не светится в медиапространстве, реализует свою продукцию только через Инстаграм. Зато обладает солидной базой лояльных клиентов и является прямым конкурентом более раскрученного модного бренда.

Агрегаторы, подборки и луклайки

Удобны для поиска конкурентов специальные подборки и агрегаторы (РБК-500, Rusbase, Сlutch, GoodFirms и тд). Составители рейтинга уже проранжировали компании по значимости, объему, прибыли или другим критериям, и остается только пройтись по списку. Однако есть нюансы.

Рейтинг или агрегатор создает ощущение «ложной надежности». Кажется, если компания не попадает под рейтинг или выборку агрегатора, то и незачем ее рассматривать. Поэтому важно сравнивать несколько источников с разной методикой ранжирования. Например, при анализе нами рынка веб-дизайна, в выборки агрегаторов для поиска поставщиков ИТ, маркетинговых и бизнес-услуг Clutch и GoodFirms попали в значительной степени разные компании.

Остановимся подробнее на Clutch. Сервис предлагает встроенные фичи, которые в разы упрощают поиск. Например, агрегатор раскидывает компании в отраслях по Leaders Matrix, в который попадают топ-фирмы по отзывам, количеству клиентов, опыту, положению на рынке. Помимо этого, сервис позволяет выделять конкурентов по географии, масштабам проектов, количеству сотрудников, индустрии и клиентам.

Leaders Matrix на сервисе Clutch
Leaders Matrix на сервисе Clutch

Другой полезный и простой инструмент для поиска конкурентов — карты-инфографики. Например, интерактивные карты тех-рынков Rusbase. По таким картам легко мониторить значимых игроков на рынке, без воды. Найти такие карты можно, в том числе, через поиск по картинкам, о котором писали выше.

Фрагмент карты искусственного интеллекта Rusbase
Фрагмент карты искусственного интеллекта Rusbase

РБК-500 — рейтинг для поиска крупных игроков на рынках России. В выборку попадают только крупнейшие по чистой выручке компании. Их можно отфильтровать по сектору, выручке и прибыли.

Топ-5 компаний в России в сегменте ИТ по версии РБК-500
Топ-5 компаний в России в сегменте ИТ по версии РБК-500

Луклайки — сервисы для поиска похожих сайтов компаний. Отличный пример такого инструмента — SimilarWeb, который фильтрует сайты конкурентов по трафику в специальном разделе Competitors & Similar Sites. Показываем, как это работает, на примере сервиса Grow Food.

Поиск конкурентов сервиса Grow Food на платформе SimilarWeb

Важно! Инструмент может провалиться, если искать конкурентов относительно маленьким решениям, либо если сайт компании плохо индексируется. В выборку частенько залетают порно-сайты (упс!)🔞.

Конкуренты Rusbase  по версии SimilarWeb
Конкуренты Rusbase  по версии SimilarWeb

Профессиональные тусовки

IMDb
IMDb

Это настолько на поверхности, но вспоминается не сразу. Проверьте сайты отраслевых ассоциаций и тематических мероприятий (форумов, конференций, выставок). Все предельно просто: заходим на сайт ассоциации — и проваливаемся в раздел участники. К примеру, на странице Ассоциации коммуникационных агентств России можно найти много полезной информации о ее многочисленных членах.

С мероприятиями работать еще интереснее. Возьмем крупный форум в области кибербезопасности CISO Forum. Переходим на официальный сайт мероприятия — и перед нами масштабное пространство для ресерча: здесь информация и о спонсорах, и об участниках, и о спикерах. Хороший материал для формирования базы конкурентов.

Лайфхаки и советы от аналитиков и предпринимателей

Константин Большухин
Сооснователь и партнер Modelta

Далеко не на всех рынках конкуренты очевидны. Например, в ритейле все просто — заходишь на Яндекс.Карты, а большинство конкурентов уже там. А вот на рынке AR/VR не так всё просто. По неофициальной статистике в России порядка 400 таких компаний — не все из них попадают в выдачу, рейтинги, легко прослеживаются в медиапространстве. Поэтому грамотный поиск конкурентов — сочетание различных инструментов за пределами поисковиков и рейтингов.

Научитесь пользоваться агрегаторами. Умение грамотно пользоваться агрегаторами — это власть и более качественный результат поисков, в чем мы уже не раз убеждались в рамках различных проектов. Это поможет найти те компании, о которых вы раньше не знали, о которых не знают другие ваши конкуренты, а также более ловко ориентироваться на рынке.

Александра Овчинникова
Руководитель направления «Бизнес и управление», Нетология

Для поиска конкурентов хорошо зарекомендовали себя профильные телеграм-каналы. В них можно найти полезную аналитику по отраслям, а также отследить конкурентов, которые делают рекламу в тематических каналах.

Общайтесь с экспертами и целевыми потребителями: знакомыми, знакомыми знакомых, в тематических группах и сообществах. Не стесняйтесь спрашивать напрямую, кто в индустрии «топ-5», кого можете порекомендовать, кто уже хорошо заявил о себе.

Ставьте задачу по поиску конкурентов стажерам, аспирантам, представителям другой отрасли. Наверняка компании в вашем списке и в той выборке, которую представит стажер будут отличаться. Проделав такое упражнение, можно сделать вывод о том, каких конкурентов легко или сложно найти, не являясь экспертом на рынке.

Марк Хлынов
Основатель why_effect и esprezo

Важно быть в тусовке. То есть, нужно знать, кто есть в отраслевой тусовке, кто уходит, кто появляется, и оперативно эти изменения отслеживать.

Необходимо понимание того, с кем вы собственно конкурируете. Например, для коммуникационного агенства конкурент — это не только другие коммуникационные агентства, но и PR-агентства, рекламные агентства, презентационные агентства, компании, которые занимаются UX или CX. Это может значительно расширить поле для поиска.

Мы рассказали о самых полезных на наш взгляд инструментах для поиска конкурентов. Совет: не останавливайтесь на поиске 2-3 лидеров рынка, анализ андердогов и неочевидных конкурентов даст вам большее преимущество на рынке. А преимущество — это уже шаг к победе, не так ли?

Giphy

Ну а если хотите узнать еще больше и пообщаться в рамках своих проектов — велкам!

P.S. Будем рады вашим рекомендациям по другим интересным инструментам для поиска конкурентов в комментариях.

1515
1 комментарий

Motivation Shayari has played an important role in people who get motivated with the inspirational poetry or shayari and achieve their goals.

Ответить