Как разочаровать клиента и завалить проект

Чтобы понять, как сделать лучше, иногда нужно придумать, как все испортить. Это основа техники реверсивного брейншторма, которую мы протестировали со своей командой проджект-менеджеров и готовы поделиться впечатлениями и рекомендациями.

Как разочаровать клиента и завалить проект

С самого начала

Меня зовут Женя Москаленко, я Head of Project Management Office в MobileUp. В мобильной разработке я уже 3 года – за это время я перепробовала огромное количество техник для прокачки командной работы над проектами. Обычно я делюсь профессиональными инсайтами на своей странице в Facebook. Но тема реверсивного брейншторма показалась мне достойной большой формы.

Реверсивный брейншторм («обратный мозговой штурм») – это техника, которая заставляет команду думать о проблемах, а не о решениях. Поскольку люди изначально мыслят проблемами, это отличный способ заставить группу предвидеть трудности, которые могут возникнуть во время проекта.

Подробнее

На старте у меня было несколько важных целей. Во-первых, наладить взаимодействие с командой, которая уже сложилась и для которой я была новым человеком. Мне нужно было понять, кто как мыслит и как себя ведет в той или иной ситуации внутри команды, проследить динамику группы.

В первую очередь, это весело
В первую очередь, это весело

Во-вторых, нужно было оценить, есть ли внутри коллектива какие-то сложности в коммуникации. Но не устраивая условный «разбор полётов», где люди могут воспринять критику на свой счёт, а тактично и максимально безболезненно позволить каждому участнику транслировать свое восприятие.

Это нужно было, чтобы подсветить существующие трудности, которые мешали нам стать лучше, но без перехода на личности и в атмосфере максимальной безопасности и комфорта для всех.

У меня была какая-то тактика

Честно признаюсь, изначально я хотела использовать другой формат – если бы все смогли быть в офисе. Но, по всем понятным причинам, нам пришлось учесть, что часть команды будет с нами в онлайне.

Перед началом работы я обозначила команде основные правила работы: все идеи принимаются, не критикуем и не оцениваем, дополняем со словами «а ещё...», только конструктив, обязательно смеяться и have fun!

Женя Москаленко, Head of PMO, MobileUp

Чтобы никто не остался в стороне я выбрала Miro, где есть куча функций для дистанционной командной работы и её визуализации. Собственно, шаблон реверсивного брейншторма я увидела там же. Он показался мне подходящим именно для этого формата работы и моих целей.

В процессе мне все равно пришлось импровизировать и менять структуру шаблона под свои задачи, но базово – это оказалась отличная основа для такого анти-воркшопа. Суть в том, что нам нужно было выбрать тему и – сюрприз! – сделать её реверсивной, то есть перевести в какой-то негативный аспект.

Как разочаровать клиента и завалить проект

Мы и так каждый день обсуждаем и говорим друг другу о том, как сделать хорошо, как правильно работать с заказчиком, как не допускать факапов. А если запустить свой мыслительный процесс в обратном направлении, можно найти то, что не лежит на поверхности. И речь уже будет не про какие-то очевидные и общие вещи («Разговаривайте с командой», «Прислушивайтесь к клиенту»), а мы сможем увидеть наши индивидуальные зоны роста.

И я её придерживалась

Итак, мы собрались, обозначили тему – «Как разочаровать клиента и завалить проект» – и начали штурмить и накидывать идеи. Это была совместная командная работа, результатом которой стала куча стикеров на доске в Miro с «подрывными» рекомендациями.

Мы сгенерировали кучу идей
Мы сгенерировали кучу идей
И разделили их на подгруппы
И разделили их на подгруппы

И тут мы столкнулись с первой проблемой методики (или нашей собственной) – из-за широты темы идей было очень много, а времени, чтобы развернуть каждую из них в обратном направлении, как предлагает техника, у нас уже почти не осталось.

Поэтому сперва мы посмотрели, какие из наших мыслей повторяются из сформировали из них группы идей, относящихся к тому или иному аспекту работы на проектом:

  • Пресейл;
  • Коммуникация;
  • Документы;
  • Команда;
  • Код;
  • Процессы.

После мы попробовали «развернуть» идеи сразу целыми группами, но и здесь все оказалось непросто. К примеру, в блоке коммуникаций было много карточек, которые раскрывали совсем разные аспекты процессов и внутри, и снаружи, и так далее. И нельзя бы однозначно наклеить на целую группу реверсивную «хорошую» карточку вроде «разговаривай с клиентом правильно и регулярно». То есть это должно было работать не так.

С самого начала у меня была какая-то тактика и я её придерживалась

В итоге мы остановились на работе с подгруппами идей, но не успели реверсировать и обсудить каждую из предложенных – к этому времени все уже были довольно уставшими. Стало понятно, что нужны какие-то более четкие ограничения (и тематические, и по срокам), чтобы формат был более эффективным.

«Коллективная работа! Классный мозговой штурм!»

«Я расстроилась, что присутствовала онлайн – кажется, очень важная составляющая мероприятия была именно в живом общении»

«Игровой формат, нетривиальная задача, обстановка, общение вне рамок рабочих вопросов, атмосфера»

«Все было хорошо, а особенно интерактив и настроение»

Отзывы участников анти-воркшопа

При этом я все равно получила нужные мне ответы и достигла своих целей: я увидела работу команды, услышала её боли, отметила зоны, которые требуют особого внимания. И относительно самой техники появилась пища для размышлений и рекомендации по её улучшению, которыми я делюсь с вами.

5 рекомендаций по работе с методом реверсивного брейншторма:

  • Ставьте конкретную цель. Все участники воркшопа должны понимать, зачем вы это делаете и чего хотите добиться, чтобы не получилось процесса ради процесса.
  • Сужайте постановку проблемы. Чем шире тема, тем больше будет идей – а это, как показывает практика, не всегда хорошо.
  • Собирайте всех участников в одном месте. Понятно, что сейчас это довольно сложно, но идеально этот формат подходит именно для работы лицом к лицу. С другой стороны, я бы попробовала провести подобный воркшоп и в онлайне – главное, чтобы все были в равных условиях.
  • Ограничивайте время работы. Максимум 20 минут на генерирование идей и 10-15 минут на их «переворачивание». Это позволит не устать и получить все инсайты в рамках брейншторма всей командой.
  • Импровизируйте. Даже если что-то пошло не так, это не повод паниковать. Помните, что любой инструмент – это всего лишь инструмент. Как его применять, зависит только от вас, а все инструкции можно рассматривать как рекомендации.
Как разочаровать клиента и завалить проект
2020
19 комментариев

Комментарий недоступен

9
Ответить

Англоязычные аббревиатуры кажутся странными ровно до момента, когда погрузишься в суть профессии, которая за ними скрыта. В данном же случае речь вообще не про придумывание фич и их рекомендацию кому-либо. Это об инструментах для внутреннего тренинга и повышения эффективности работы сотрудников, ведущих проекты заказчиков.

Жаль, что у вас сложилось превратное представление и получились такие выводы, хотя статья совсем о другом. Она как раз том, как сделать чтобы команда молодых и прогрессивных приносила больше пользы на каждый вложенный рубль – как ее, команды, нанимателей, так и клиентов.

3
Ответить

а если сами придумывают фичи и сами же по фичам работают?

Ответить

Как и во всем же: есть те, кто деятельность имитируют, и те, кто потом идет и их реализует, с переговорами, подготовкой, бесконечными итерациями согласований и сидениями на всех стульях)

Ну и вытекающее: можно нагенерировать хоть тонну классных идей и даже реализовать их, и даже без перерывов на кофе-брейк, но если они не доносятся нормально до клиентов (а работники - это тоже клиенты) - все сливается в топку, все недовольны.

Жаль, что вы пока встречались только с неудачными кейсами

Ответить

хорошо оплачиваемых бездельников

не завидуйте

Ответить

Женя красотка 

3
Ответить

Госпожа Москаленко, приветствую вас на сайте для стартаперов!
У нас тут не Пикубу и не ЯПлакал, мы тут про деньги.
Пара вопросов по теме ваших фоточек в статье:
1. Какая площадь комнаты , где вы там все вместе улыбаетесь в объектив?
2. Сколько платите за эту комнату в месяц?
3. Где берёте деньги на оплату комнаты?
(буду ждать ваших ответов на вопросы, в прошлый раз девушка "с дворянской фамилией" признала силу правды моей логики)

1
Ответить