Как «Альфа-Банк» сжевал наличку в банкомате и отключился

Доброе утро всем! На vc.ru я не нашел ни одной статьи о том, как банкомат «съедает» деньги. Ну и понятно почему. Ситуация достаточно обыденная, ну съел банкомат деньги, звонишь на горячую линию — через некоторое время деньги возвращают.

Но у меня сложилась совсем иная ситуация. В этой статье я хочу предостеречь людей от ошибок, которые совершаются при внесении наличных средств в банкоматы.

Итак, обо всем по порядку.

Предыстория

Мои родители занимаются небольшим бизнесом в регионе на протяжении 20 лет. С недавнего времени пользуются банком «Точка», у которого нет своих банкоматов. Родители занимаются торговлей, и поступления наличных у них больше, чем поступления платежей по торговому эквайрингу. И для оплаты счетов от поставщиков они вынуждены пользоваться банкоматами Альфа банка", чтобы пополнять свой расчетный счет «Точки» т.к. в нем нет комиссии за пополнение.

Итак, 23.10.2020 в 11:00 я со своим отцом поехал в местный ТЦ. Я направился в кофейню, а отец — пополнить счет через терминал альфы. Через пару минут звонит, встревоженный:

«У меня банкомат съел деньги». Я его успокоил, сказал, что такое бывает, сейчас все вернут. Ха-ха, наивный!

Нужно сказать, что пополнения через терминалы довольно регулярны, суммы пополнений бывают и от 150 тысяч рублей. В тот день пополнение было на 15700 рублей.

По горячим следам

После того, как банкомат взял деньги, на его экране появилась надпись «Банкомат временно не работает». Мы остались стоять у банкомата. Через некоторое время, он опять заработал, мы повторно вставили карту — в надежде, что он «выплюнет» деньги. Но ничего подобного не произошло.

Дальше у нас начались бесконечные разговоры со службой поддержки.

Сперва начали звонить по сотовому телефону, указанному на банкомате. Объяснили ситуацию. Нам посоветовали позвонить на горячую линию Альфы.

Занимательный факт - на терминале не написан ID. Мы узнали его только после звонка на горячую линию, куда нас направил местный сотрудник Альфы.
Занимательный факт - на терминале не написан ID. Мы узнали его только после звонка на горячую линию, куда нас направил местный сотрудник Альфы.

После долгих разговоров выяснилось, что звонить нужно в банк «Точка» т.к. по регламенту, при возникновении подобных ситуаций, нужно подавать заявление именно через банк, которому принадлежит карта.

Банк Точка принял наше заявление. Человек на том конце заверил нас, что деньги должны будут вернуться в течение 3-х рабочих дней.

Сомнений в том, что деньги вернут, у меня не было. На дворе 21-й век, любая транзакция прозрачна, есть камеры у банкоматов, в которых просматривается внесенная сумма и полно других методов отслеживания, включая банальный пересчет средств при инкассации из терминала.

Первый отказ «Альфы». Переговоры, подозрение в ошибке со стороны банка «Точка».

16.11.2020 нам звонит менеджер из «Точки», представился Владиславом. И сообщает, что нам пришел отказ в операции.

Причина отказа в том, что Альфа банк не видит операцию с нашей картой. «Но не беспокойтесь», — сообщает он. — «Мы обжалуем это решение».

Но я начинаю беспокоиться и звонить на горячую линию в Альфа банк. Объяснил ситуацию уже другому менеджеру. Он долго думал, советовался со своими коллегами. Затем выдал мне ответ: «Если бы вы подавали подобное заявление, даже если оно шло от «Точки», то мы бы Вас уведомили в СМС о ходе расследования». То есть он сказал, что никакого заявления они («Точка» банк) не подавали. Затем я написал на банки.ру на горячую линию «Альфа Банка». Пришел следующий ответ.

Ответ представителя "Альфа Банка"
Ответ представителя "Альфа Банка"
Ответ Точки, на ответ Альфы
Ответ Точки, на ответ Альфы

Тут я понимаю, что никаких официальных писем, бумаг, номера моего заявления я не знаю. Возможно, «Точка» вообще их не подавали? Или подали с ошибкой? Вдруг «Альфа» смотрит по другому банкомату? Или не правильная дата была подана «Точкой» в «Альфу»?

Начинаю писать в поддержку «Точки», чтобы мне предоставили хоть какую-то «официальную» бумагу по моему заявлению, чтобы я мог напрямую обратиться в «Альфу».

Ответ "Точки" на вопрос о номере входящего заявления, для моего последующего обращения в "Альфу"
Ответ "Точки" на вопрос о номере входящего заявления, для моего последующего обращения в "Альфу"

Затем, я начал запрашивать бумажку от «Точки», о том, что они подавали заявление. Через 10 дней (приблизительно) мне ее дали. С третьей попытки. И да, они подали заявление с ошибкой.

Как «Альфа-Банк» сжевал наличку в банкомате и отключился

Не правильно указано время проведения транзакции

Ответ на мой вопрос о не правильном времени в заявлении
Ответ на мой вопрос о не правильном времени в заявлении

Вообще, стоит отметить, что менеджеры банка «Точка» довольно лениво отвечали на мои вопросы по поводу этой операции, составляли бессмысленные обращения и на все это уходило очень много времени.

На 24.11.20 мы имеем второй отказ по операции, которую мы совершали. Отказ был озвучен так же сотрудником банка «Точка» по телефону. Причина все та же: не найдена транзакция по карте. То есть деньги-то они есть в банкомате — по крайней мере «Альфа» обратного не утверждает. А вот нашей карты «Точки» среди карт, вставляемых в тот день, нет.

Все бумаги от банка «Точка» у меня на руках. Нет ни одного подтвержденного ответа от «Альфа Банка». Все ответы мы получали через менеджеров банка «Точка». В каком виде подано наше заявление в «Альфу», я не знаю.

На данный момент я повторно написал на Банки.ру, уже с прикрепленным заявлением от «Точки». Буду ждать ответа непосредственно от «Альфы».

Как избежать подобных проблем? Выводы.

Можно было бы посоветовать снимать на камеру внесение средств, брать с собой свидетелей и т.д. Но к чему это все, если у терминалов все это есть? Ведь они и так отслеживают любое поступление средств? Тут вопрос в неисправности самого банкомата, за которую заплатили мои родители. Хорошо, что хоть сумма не слишком большая. Гораздо большая сумма могла бы выпасть из оборота — и это уже было бы проблемой выживания бизнеса.

Вывод тут очевиден. Не нужно пользоваться компаниями, которые не имеют собственной инфраструктуры. У «Точки» нет своих банкоматов, нет ответственности за этот банкомат, за действие с ним. Им не важно, вернут вам деньги или нет. Если это отказ — то отказали не они, они хороший банк, а другой банк — плохой. Тут главная проблема именно в «коленке». Пополнение происходит от организации на аппарат другой организации, посредством третьей организации. Необходимо избегать подобных «коленей» или быть готовыми к последствиям.

Родители рассказывали, как в 90-е годы передавали наличные через проводников в поездах и ни разу никто не крал деньги. Потому что это была репутация человека- она стоила дорого. А тут никто ни за что не отвечает. Бесконечные отписки от «самого современного банка» и молчание от банка, который в итоге эти деньги украл.

Что делать дальше?

Одно могу сказать точно — сотрудничество с банком «Точка» для нас окончено. Категорически не могу его рекомендовать тем, кто работает в регионах и пополняет наличными свой расчетный счет.

Будем искать другой банк, так сказать «надежный». Который в состоянии брать на себя ответственность.

Ну и вопрос к «Альфе», пересчету средств в банкомате, просмотре видео записи. Я искренне верю, что банк примет единственное правильное решение. Не предполагал, что в наше время, век ИТ, где можно воспроизвести любой чих, такие ситуации возможны.

UPD: Банк "Точка" вернули деньги

Точка пошла нам на встречу, но непонятно что с Альфой. И так же непонятно, что с деньгами в банкомате. Ситуация показательная и каждый должен сделать нужные выводы сам. Мы в свою очередь будем пополнять счета исключительно через кассы, с чеками, людьми и очередями.

1717
50 комментариев

Добрый вечер, Михаил!
Проблемы с банкоматами случаются. Это всегда неприятно. Как правило, до момента зачисления денег на счёт в таких случаях, проходит около 30 дней от написания заявления на опротестование операции.
Вы правы, у нас нет своих терминалов. Это удобно – вам не нужно искать "свой" банкомат и платить комиссию, но есть и свои минусы - мы не можем провести инкассацию за коллег, да и процесс взаимодействия между банками не полностью прозрачный. Вдвойне неприятно, получать ответ от банка, что операций по внесению не было обнаружено, и возврат денег под вопросом.
Хочется отметить, что мы со своей стороны работали без промедления – регистрировали заявления на опротестование, держали связь с вами и Альфа-банком, готовили официальные справки от юристов по вашей просьбе.
Как писали в чате, мы дважды отправляли в Альфа-банк запрос на поиск операции по указанным вами параметрам, и оба раза получали ответ, что таких операций не зафиксировано.
Обычно сложностей в работе с банками-партнёрами не возникает. По-видимому, в этот раз что-то пошло не так. Вы правы, что вы, как клиент не должны тратить время на выяснения и попытки вернуть деньги.
Несмотря на то, что срок опротестования ещё не завершён, и деньги не найдены, мы возместили вам сумму, которую вы внесли в банкомат, и которая не была зачислена на ваш счёт.
Нет причин не доверять вам, деньги были внесены в банкомат – они должны быть найдены. Мы продолжим общаться с Альфа-банком.
Простите, что заставили понервничать.
Надеемся, мы сможем продолжить работу вместе. Нам бы этого хотелось.

9

Спасибо, что решили вопрос, деньги увидели, пост апдейтнул!

Мне кажется вы не в ту сторону воюете.

Посмотрел я ваше заявление - на "опротестование операции". И все ведь верно, никакой операции то не было! Поэтому и АльфаБанк отказал, и Точка получила такой ответ.
Банки, они как машины, шаг вправо, уже отказ. Тут все четко должно быть.

У вас не опротестование операции, надо было идти в Альфу и писать заявление (они знают какое), при инкассации ваши деньги находятся и вам возвращаются. Поздно ли сейчас, хз.  Но определенно вы не то делали.

Рекомендую почитать на форуме "банки ру" что делать в таких ситуациях, там много таких случаев.

5

Как я и описал в статье, первым делом мы звонили в Альфу. И уже там нас сказали связываться с точкой. Так как по регламенту заявление в банк должен направлять тот банк, чья карта, а не чей терминал. Мы в банкомат Альфы вставляли карту Точки

Вывод один, пользоваться тему, у кого инфраструктура своя, а не недобанками.

3

Недобанки и инфраструктура.. Если вы про наличие собственных банкоматов, то не думаю, что это обязательный атрибут банковской инфраструктуры.

2

Интересно выходит, один банк, другой, и в обоих ваши нашим х..ями машут!

3