«Много людей говорит, но не так много людей делает. Мы решили начать»

Как молодые московские предприниматели помогают бизнесу стать экологичнее.

«Много людей говорит, но не так много людей делает. Мы решили начать»

Никита Литвинов и Анастасия Варлыгина основали компанию «Простое дело», когда им было около 20 лет. Компания предлагает комплексные решения для бизнеса: образовательные лекции и корпоративное обучение, проведение исследований (оценка жизненного цикла, анализ упаковки и т.д.), разработка и внедрение экологических проектов. Всё это помогает минимизировать влияние бизнеса на окружающую среду и сделать его более экологичным.

Никита Литвинов
сооснователь и генеральный директор компании «Простое дело»

Что такое устойчивое развитие и почему оно необходимо компаниям?

Устойчивое развитие — это новая система координат, в которой все компании должны будут развиваться в будущем. Согласно отчёту Комиссии по бизнесу и устойчивому развитию Better Business Better World (2017), рынок в области устойчивого развития к 2030 году может составлять 12 триллионов долларов.

Помимо ответственности за свою деятельность и воздействия на окружающую среду, внедрение повестки устойчивого развития в компании даёт следующие преимущества:

  • оптимизация расходов;
  • имидж ответственного бизнеса;
  • PR;
  • усиление бренда;
  • конкурентное преимущество;
  • повышение лояльности и вовлечённости клиентов и сотрудников;
  • создание более комфортной рабочей среды.

Как ваше увлечение экологией превратилось в работу?

По образованию я инженер-эколог, выпускник МГТУ им. Баумана. До того, как основать компанию «Простое дело», я занимался экологической сертификацией зданий и зелёным строительством. Также какое-то время стажировался в Швеции, где разрабатывал системы очистки биогаза в экопоселении.

В университете я познакомился со своей коллегой-партнёром Анастасией Варлыгиной. Нас объединили похожие ценности, но мы долгое время не могли понять, в какой форме их реализовывать. Летом 2018 года мы участвовали в Startup Village в СКОЛКОВО. На лекции профессора Московской школы управления «Сколково» Павла Лукши мы услышали от него понятие «протопия», состоящие из двух слов: «прототипирование» и «утопия». Это значит, что, если у нас уже есть некое видение будущего, в котором мы хотим находиться, мы можем выстроить траекторию, как прийти к этому будущему.

В какой-то момент мы поняли, что много людей говорит, но не так много людей делает. Мы устали обсуждать наши ценности и решили просто начать. Сначала попробовали за один месяц полностью перейти на концепцию zero waste, но быстро поняли, насколько это сложно сделать в Москве. Тогда начали исследовать рынок и постепенно сложилось понимание, чем мы можем быть полезны. В итоге в 2018 году мы создали компанию «Простое дело».

Какие решения вы предлагаете для бизнеса?

Мы разрабатываем и внедряем системные экологические решения как для существующих компаний, так и для молодых стартапов.

Для компаний мы предлагаем широкий спектр услуг, начиная от корпоративного обучения и заканчивая оптимизацией производственных процессов. Молодым стартапам мы помогаем оценить риски и влияние их проекта на внешнюю среду, а также найти для себя новые возможности.

У нас есть пять основных направлений работы:

  • корпоративное обучение — лекции и программы в области устойчивого развития, обращения с отходами, циклической экономики;
  • аналитика и оптимизация производственных процессов — расчёт углеродного следа, жизненного цикла, анализ экологичности и перерабатываемости упаковки;
  • зелёный офис — оптимизация закупок, выстраивание процессов обращения с отходами, энергоэффективностью, водоснабжением;
  • экологизация мероприятий — помощь в организации без ущерба для окружающей среды, расчёт и компенсация углеродного следа;
  • стратегический менеджмент — внедрение на уровне стратегии компании принципов устойчивого развития.

Многие клиенты не понимают, как встроить экологическую повестку в их бизнес, поэтому запросы от компаний очень вариативны. Нам важно предлагать комплексный продукт и мы видим будущее за партнёрством и кооперацией. Именно поэтому у нашей компании более 50 надёжных партнёров и экспертов отраслей.

Какие самые интересные кейсы были в вашей практике?

У нас были интересные проекты в сфере образования, например корпоративное обучение для Paulig. Мы организовывали экологические лекции в офисе и на заводе компании и получили большой отклик от сотрудников.

Также мы работали с Bonduelle. У них был праздник, посвящённый 25-летию бренда в России, и они позвали нас в качестве модераторов на лекцию об экологических инициативах для сотрудников. Мы делали серию экспертных интервью с директорами по сельскому хозяйству и агропромышленному производству.

Ещё мне очень запал в душу кейс для архитектурного бюро UTRO с небольшим офисом. Они обратились к нам с комплексным запросом на полную экологизацию офиса. Мы провели аудит и морфологический анализ их отходов и закупок, полностью прописали стратегию по обращению с отходами, подобрали оптимальных поставщиков, дали рекомендации по энергоэффективности и водосбережению, провели серию образовательных мероприятий среди сотрудников.

«Много людей говорит, но не так много людей делает. Мы решили начать»

Помимо основного направления работы с бизнесом, мы развиваем повестку устойчивого развития через проекты, связанные с образованием и искусством. Например, в области искусства нас интересует направление Science Art. Оно формируется на стыке технологий, науки и искусства, когда художники и учёные собираются вместе и создают новые ценности. Нам с Анастасией очень интересно исследовать и развивать такие проекты, но в данный момент мы фокусируемся на отстройке бизнес-процессов.

Какие ещё проекты реализует компания?

Рынок России в области устойчивого развития не очень большой, поэтому нам приходится работать в двух направлениях сразу: мы и формируем рынок, и работаем на нём. Мы открыты к коллаборациям как на коммерческой, так и на некоммерческой основе, чтобы вместе с другими проектами формировать культуру осознанного потребления.

Два года назад мы задумались, как сделать сортировку удобной для каждого человека, потому что в интернете много разрозненной информации и непонятных инструкций. Тогда я изучил язык программирования и создал простого телеграм-бота с кодами отходов. В сентябре 2020 года мы вместе с командой BotX выпустили обновлённую версию бота, которым пользуются уже больше 2000 человек.

Ещё одним нашим проектом является Banements — создание уникальных аксессуаров из отработанных рекламных баннеров вместе с дизайнером одежды Frut Arin. Мы работаем с крупными корпоративными заказами и продаём в розницу.

Также мы развиваем капшеринг CUPS в Москве. Больше года назад я был в Америке на климатическом саммите ООН, где познакомился с проектом по решению проблемы с одноразовыми стаканчиками. Я вдохновился, вернулся в Москву и мы решили попробовать сделать что-то своё в этом направлении. Потом узнали, что в Питере делают похожий проект, и начали развиваться совместными усилиями. Суть проекта в том, чтобы человек мог прийти в любое заведение, подключённое к нашей системе, взять напиток с собой в многоразовый стакан, заплатив депозит, и потом вернуть его в любое другое заведение сети.

С недавних пор мы являемся партнёрами проекта Moscow Circular — сообщества, которое ставит себе цель сделать Москву городом с циклической экономикой и разрабатывает для этого решения.

Какие у вас планы по развитию бизнеса? Что планируете сделать в ближайшее время?

В ближайшее время мы планируем старт нескольких крупных проектов. Сейчас мы расширяем команду, отстраиваем стабильные каналы продаж и оптимизируем наши бизнес-процессы. Нам есть ещё куда расти и двигаться.

22
17 комментариев

Возможно, дело вы и хорошее делаете, но из написанного, я ниче не понял, чем вы занимаетесь. Морфологический анализ, экологизация, аудит, рекомендации и образовательные мероприятия.

А чего делаете то?

5
Ответить

Будет у вас кофейня, они придут к вам, посмотрят на ваши крышки, скажут, что они не эко и отправрят к ребятам из недавней статьи, которые биоразлагаемые крышки производят

4
Ответить

Учат персонал выкидавыть мусор в правильную урну.

2
Ответить

Удалите статью, прочтите «пиши, сокращай», напишите статью заново.

2
Ответить

достаточно первого шага

1
Ответить

Самая большая проблема SDG/ЦУР - это неумение профильных компаний понятным языком рассказывать, зачем это нужно и какие ключевые выгоды несет. Обращайтесь - научу внятно доносить ценности.

1
Ответить

ваш комментарий из той же оперы. позволю себе сократить до "Нахуя и, главное, зачем?"

Ответить