Новости цифровых экосистем: суперапп для водителей, платежи в Viber и расширение «Одноклассников»

Вы в блоге Heads and Hands — в доме цифровых экосистем. Мы их создаем и исследуем, рассказываем про пользовательский опыт и мобильную коммерцию. Вступайте, чтобы быть в курсе.

В подборке рассказываем, как цифровые экосистемы изменились за две недели.

Walmart купил сервис пиринговой доставки

Новости цифровых экосистем: суперапп для водителей, платежи в Viber и расширение «Одноклассников»

Walmart приобрел часть JoyRun — сервиса пиринговой доставки. Walmart интегрирует в логистику последней мили некоторые активы сервиса: таланты, технологическую платформу и интеллектуальную собственность. В сеть JoyRun входит 540 торговых партнеров и 30 тысяч человек. Как работал сервис на старте:

Пользователь планировал поход в местную кофейню за большим капучино. Он создавал окно в приложении и уведомлял коллег, друзей или соседей. Желающие присоединялись к заказу через приложение. А пользователь приносил капучино на всех.

Сервис развился и разрешил пользователям подрабатывать курьерами. Это популярная модель в Америке, когда все зарегистрированные пользователи доставляют товары в качестве подработки. Так работает Amazon Flex, где пользователи регистрируются, указывают вид транспорта и доставляют товары с Amazon.

JoyRun стал сервисом социальной доставки. Люди объединяются, заказывают в одну локацию и платят меньше. Сотрудничество с Walmart расширит аудиторию и возможности сервиса, а Walmart решит проблемы на последней миле.

Британский стартап Caura запустил суперапп для автовладельцев

Новости цифровых экосистем: суперапп для водителей, платежи в Viber и расширение «Одноклассников»

Caura — суперприложение, в котором автовладельцы отслеживают и оплачивают все транспортные расходы «в едином окне»: налоги, штрафы, парковки, страховку, платные дороги и техобслуживание. При регистрации водители указывают только госномер автомобиля. А в приложении могут сравнить страховые тарифы, выбрать поставщика и оформить полис.

На старте разработчики приложения столкнулись с тем, что страховка — низкочастотная покупка. Если приложение работает только для оформления страховки, пользователи покидают его после оплаты и возвращаются, когда полис истекает. Caura же сфокусировалась на базе водителей и развивала сервис через управление повседневными тратами.

Когда водители оценили удобство приложения, разработчики добавили управление низкочастотными расходами: оплату ТО и страховки. Экосистема стала решать много задач водителя, собрала лояльную аудиторию и принесла компании больше прибыли.

Viber готовится к супераппу

Когда пандемия пришла на Филиппины, пользователи Viber стали в два раза чаще заходить в «Сообщества». Чат-группы поддерживали связь между друзьями, семьями и коллегами. Многие компании использовали функцию, чтобы общаться с клиентами.

Это подтолкнуло мессенджер заключить партнерское соглашение с Globe Telecom и объявить о планах стать супераппом. Мессенджер объединит сообщества, чат-боты, платежные сервисы и другие инструменты. А пользователи смогут покупать товары и услуги внутри приложения. Viber копирует путь китайского WeChat, который превратился в основной платежный сервис после подключения платежной системы.

Pinterest запустил доски с Zoom-конференциями

Новости цифровых экосистем: суперапп для водителей, платежи в Viber и расширение «Одноклассников»

В Pinterest появятся доски для онлайн-конференций. Они называются классами. Организаторы Zoom-конференций, которые проводят дистанционные уроки или мастерклассы, смогут подготовить участников к трансляциям. Организатор создает класс, добавляет описание урока, списки материалов, конспекты и иллюстрации. И управляет доской в прямом эфире.

Пользователи Pinterest, которые хотят подключиться к трансляции смогут сохранить доску, изучить материалы, скачать Zoom и подключиться к мероприятию. Они смогут поставить напоминание и получить информацию на почту. Pinterest увидел такой запрос у пользователей, когда они организовывали удаленное обучение во время карантина. Появление классов упростит процесс обучения, ведь локдаун закончится еще не скоро.

«Сбер» представил стратегию развития на дне инвестора

«Сбер» представил стратегию развития экосистемы на дне инвестора. В 2021 году «Сбер» запустит новый маркетплейс в партнерстве с Mail.ru Group и сразу выкупит мажоритарную долю. Это новая политика холдинга — контролировать партнеров, в которых инвестируешь деньги, или глубоко интегрировать их в свою экосистему — по сути, поглощать.

В 2021 году «Сбер» выпустит цифровую валюту и суперприложение с инструментами для инвестирования. Банк хочет создать «рынок массовых инвестиций» и перевести накопления 25% клиентов в инструменты фондового рынка.

В течение ближайших трех лет «Сбер» будет наращивать выручку нефинансовых сервисов экосистемы более чем на 100% ежегодно. В 2020 году они принесли холдингу 1% от общей выручки — ₽70 млрд, в 2023 году должны принести 5%, а в 2030 — 30%. Разработанный в банке искусственный интеллект снизит стоимость транзакций в 2 раза и через 3 года будет встроен во все процессы. Это высвободит дополнительные ₽360 млрд.

«Сбер» активно расширяет экосистему и пытается встроить абсолютно все услуги рынка. У холдинга большой опыт корпоративных партнерств, поэтому он смело заявляет про контроль и поглощение успешно запущенных продуктов. Сказывается опыт раздела бизнеса с Яндексом. Скоро отдельным сервисам будет сложно конкурировать с экосистемами техногигантов. Сейчас единственный верный путь — стать частью чьей-то экосистемы и работать как поставщик для нее.

В «Одноклассниках» появились мини-аппы

Новости цифровых экосистем: суперапп для водителей, платежи в Viber и расширение «Одноклассников»

«Одноклассники» запустили раздел «Приложения» следом за китайскими соцсетями. Раздел объединяет мини-аппы с платформы VK Mini Apps. Первыми заработали сервисы заказа такси от «Ситимобил», доставки еды от Delivery Club и поиска работы от Worki. Скоро заработают мини-приложения с курсами валют и прогнозом погоды.

Разработчики могут бесплатно разместить свой сервис в «Одноклассниках» после модерации — заявка подается в настройках мини-приложения. Автором приложения могут быть члены независимой команды или представители бизнеса.

Сейчас в «Одноклассниках» успешно функционируют сервисы для:

— оплаты ЖКХ и дорожных штрафов

— пополнения баланса

— покупки товаров в маркетплейсе на базе AliExpress

— продажи услуг: маникюр, стрижка, ремонт и обучение

Мини-аппы — основной драйвер роста WeChat. Китайские компании интегрировали мини-приложения в сервисы и увеличивали посещаемость сервисов внутри суперприложений. Российские и зарубежные компании перенесли китайские кейсы на свои рынки: Snapchat, «Тинькофф», «ВКонтакте».

Такая модель развития выгодна за счет того, что затраты на разработку мини-приложения существенно ниже разработки полноценного приложения. А интеграция мини-аппов в экосистему открывает новые аудитории. Например, VK Mini Apps открывает аудитории «ВКонтакте» и «Одноклассников».

JD Health и Alibaba Health сражаются за китайскую медицину

Новости цифровых экосистем: суперапп для водителей, платежи в Viber и расширение «Одноклассников»

JD.com — второй по величине онлайн-ретейлер в Китае. Дочка JD.com — интернет аптеки JD Health — планирует провести IPO и может привлечь $3,5 млрд. Это будет крупнейшее IPO в сфере азиатского здравоохранения.

JD.com — прямой конкурент Alibaba. И две экосистемы борются за китайскую медицину через JD Health и Alibaba Health. Аптеки доставляют лекарства, биодобавки, продают медицинские услуги, предоставляют услуги телемедицины, рекламируют фармпроизводителей и дают больницам вести запись пациентов через свои сервисы.

В 2020 году JD Health на первом месте по общей выручке — ¥8.8 млрд за январь-июнь, у Alibaba Health — ¥7 млрд за апрель-сентябрь. Аптека Alibaba заработала меньше, но ее аудитория в 3 раза превышает аудиторию JD Health за счет всей экосистемы Alibaba.

За год 250 млн человек купили в аптеке через TMall и еще 65 млн через сайт аптеки. У JD Health 72,5 млн уникальных покупателей. По количеству врачей, которые предоставляют услуги через китайские экосистемы, JD снова обходит Alibaba: 65 000 против 39 000.

Главное про цифровые экосистемы — каждый день в нашем Telegram-канале.

2020
8 комментариев

«Сбер» представил стратегию развития на дне инвестораПрочитал сперва "Дно инвестора" 😄

Из подборки интересно про волмарт и водительский суперапп, спасибо автору)

13
Ответить

Тоже самое прочёл 🤣

1
Ответить

По политике JoyRun курьер должен тщательно проверить заказ, когда забирает его в ресторане. Если курьер забрал заказ, то подтвердил, что с ним все в порядке. Поэтому дальше за появление окурка в стакане с кофе отвечает курьер)

2
Ответить

Будет круто круто когда у нас запустят подобные аптеки. Жду первую от сбера.

1
Ответить

Скорее озон запустит мне кажется.(бады они итак продают). Но у нас убогая вся эта система относительно лекарств и касательно бюрократии и законодательства.

1
Ответить

водительский суперапп- думаю в приложениях сбера или Тинькофф уже есть все виды оплаты. к примеру в каспи все виды оплат по авто работают 2 года, пакет докав на авто: 2 штуки, права и тех.документ. в отрыве от других услуг супер апп по авто услугам звучит не полноценно

1
Ответить

Желающие присоединялись к заказу через приложение. А пользователь приносил капучино на всех.

Интересно, а как все стороны (и «курьер», и продавец, и присоединившиеся) страхуются от, так скажем, неловких ситуаций?

Допустим, пошёл один чувак и принёс кофе себе и троим к нему присоединившимся. А в одном стакане оказался окурок.

Продавец клянётся, что окурка не было — кофе разливалось при курьере.

Курьер 100% не курит, и руки его табаком не пахнут.

Присоединившийся (кто обнаружил в своём стакане окурок) получил и открыл свой стакан при свидетелях — он тоже не при делах.

Кого будут винить в такой ситуации, и какие меры будут предприняты?

Ответить