Google Market Finder, сайт и 15 минут времени: проводим первичную оценку новых рынков без маркетолога

Часто в условиях снижения спроса на домашнем рынке компании решают выйти на новые. Что делать, если вы только обдумываете такое решение, и маркетолога еще не нашли, а проверить свои планы нужно? Расскажу о том, какой полезный инструмент поможет сделать экспресс-анализ быстро и без привлечения специалистов.

Выбор рынка - это сложно?

В 2015-2018 годах, когда по СНГ прокатилась волна девальваций национальных валют, самым популярным обращением в моей практике было «помогите выйти на новый рынок N”. Сейчас этот запрос тоже звучит. При этом чаще всего компании по умолчанию хотят на самые богатые рынки, рассчитывая, что там выше и платежеспособность – в Евросоюз, Японию, Сингапур или США.

Имея опыт работы более чем с 30 национальными рынками, хочу внести несколько важных замечаний, если вы такую стратегию тоже рассматриваете:

1. Чем выше уровень жизни, тем дороже обойдется реклама, и тем накладнее будет привлечь каждого следующего клиента. Это касается как оффлайновой рекламы, так и digital-продвижения. Какой-нибудь «сладкий» рынок вроде Великобритании может требовать в 100 раз больших расходов на привлечение клиента, чем сравнительно бедная и вроде бы непривлекательная Индия (при отличии средних чеков по некоторым продуктам в 10 и менее раз);

2. Объем денег, который вы сможете заработать, зависит не только от общей платежеспособности населения, но и от развития средств приема платежей на данной территории, налоговых особенностей, простоты конвертации местной валюты, а если товар физический – еще и от работы локальных складов и служб доставки. Иногда рынок с высоким проникновением онлайн-платежей или диджитализированной таможней оказывается перспективнее рынка с богатыми гражданами;

3. Есть такое экономическое понятие как affordability – грубо говоря, это то, насколько по карману среднему гражданину жить в данном регионе. Чем хуже в стране с affordability, тем тщательнее люди будут считать деньги, и тем активнее они будут с вами торговаться. Из-за этого маржа на богатом рынке может быть очень небольшой. Вы, возможно, удивитесь, но проблемы из-за affordability бывают в самых неожиданных регионах: например, в Швейцарии тяжелую рыночную борьбу ведут производители мяса, так как ежедневное мясное блюдо по карману не каждой семье.

Поэтому выбор самого перспективного рынка для выхода – кропотливая задача, и ее решение в одной статье не опишешь. Но рынки в мире восстанавливаются с разной скоростью, и для многих компаний выход в новые регионы – это действительно шанс продержаться.

Что такое Google Market Finder

В помощь таким предпринимателям Google создал инструмент, позволяющий провести экспресс-оценку территорий - Google Market Finder. Понятно, что самому Google он помогает собирать сведения об интересах предпринимателей по всему миру, но такова плата за большинство бесплатных сервисов, так что смиримся.

Инструмент обобщает данные нескольких видов:

- о том, что люди искали в Google на данной территории;

- о том, какую рекламу размещал бизнес, и насколько конкурентное поле в digital по вашей теме в данной стране;

- о доходах населения и легкости ведения бизнеса.

В совокупности эти данные позволят вам понять, есть ли спрос на вашу тему в определенном регионе (по крайней мере, по данным Google, доля которого в мировом поиске составляет примерно 70%), и насколько трудно вам будет этот спрос освоить. Все эти сведения грамотный маркетолог за несколько дней соберет вам и без помощи сервиса. Но прелесть Google Market Finder в том, что тут вы можете сделать такую проверку сами - без маркетолога, и очень быстро.

Для чего НЕ подходит Google Market Finder? Для окончательного утверждения решения о выходе на новый рынок.

Для чего он тогда хорош? Он дает экспресс-оценку территории, имея лишь адрес вашего сайта и, если необходимо, заданный вручную список интересующих вас областей бизнеса (если не все они представлены на сайте). Таким образом, за четверть часа вы можете сравнить несколько потенциальных территорий и понять, какие вас точно не интересуют. Тогда разговор с маркетологом о более глубоком исследовании рынков будет более предметным, а само исследование обойдется вам дешевле.

Как пользоваться Google Market Finder

Сервис англоязычный, но, как и все страницы от Google, его можно перевести. Правой кнопкой мыши вызываем контекстное меню и выбираем "Перевести на ..." (у меня это "Перевести на русский", у вас, возможно, по умолчанию стоит перевод на другой язык).

Скриншот страницы Google Market Finder
Скриншот страницы Google Market Finder

Впрочем, страница интуитивно понятна, и можно обойтись и без перевода. Сервис осуществляет поиск подходящих вам рынков двумя способами - на основе анализа вашего сайта или на основе сведений на странице вашего мобильного приложения. Следует выбрать одну опцию из двух. Я выберу веб-сайт, для мобильного приложения процесс будет точно таким же.

Переключатель между сайтом и страницей приложения
Переключатель между сайтом и страницей приложения

Все, что от нас требуется - это ввести целевой сайт в окно для URL и согласиться с использованием введенной нами информации. Для примера я взяла некоммерческий юмористический сайт bash.im. Сайт может быть на любом языке, поддерживаемом Google (я проверила русский, украинский и английский - все работает одинаково корректно).

Вносим URL сайта, ставим галочку
Вносим URL сайта, ставим галочку

Далее несколько секунд идет процесс анализа контента на вашем сайте. Если у вас коммерческий сайт, на котором есть каталог товаров, то лучше указать ссылку на него, а не на стартовую страницу. Если вы ведете блог и привлекаете пользователей через тексты, ставьте ссылку на блог. Но, даже если у вас простейший сайт-визитка с одним URL, сервис все равно сориентируется (жалко, что он пока не работает с бизнес-аккаунтами соцсетей, но, возможно, все еще впереди).

Итак, мы получаем список категорий, или тем, в которых может продвигаться наш сайт. Если он кажется нам неполным, категории можно добавить, либо можно убрать лишние. Когда список готов, нажимаем "Подтвердить категории".

Окно категорий
Окно категорий

В результате получаем вот такую восхитительную карту:

Карта рынков
Карта рынков

Ниже под картой находится легенда, сама карта интерактивная - можно щелкнуть по ней и узнать рейтинг каждой отдельной страны по перспективности в вашей тематике. Три наилучшие страны выведены вверху страницы - в данном случае, это США, Объединенное королевство и Германия.

Если навести курсор на любую из рекомендованных стран, открываются подробные сведения, почему она рекомендована:

Рынок
Рынок

В данном случае мы видим, что по нашей тематике в США ежемесячно делается 32 миллиона запросов. Это достаточно много, значит, люди на данной территории привыкли искать что-то по нашей теме в сети, и привлекать их через диджитал каналы можно и нужно.

Вместе с тем, конкуренция при рекламе в Google очень высока. С одной стороны, это - признак активного рынка (отсутствие конкуренции - часто признак отсутствия спроса). С другой - это значит, диджитал-каналы обойдутся нам довольно дорого, и нам надо будет попросить маркетолога проверить потенциальные цены за клик инструментами Google Adwords, прежде чем решаться на рекламу.

Наконец, мы видим чистый доход домохозяйств и рейтинг легкости ведения бизнеса - это макроэкономические показатели, которые говорят о здоровье экономики в целом. Чем они выше, тем активнее платежеспособный потребительский спрос. Эти показатели особенно важны, если вы собираетесь продвигать товары и услуги на В2С-рынке.

Следует помнить, что Google зарабатывает на рекламе. Поэтому в его интересах порекомендовать вам наиболее "горячие" рынки, где рекламодателей много, и где вам придется увеличивать бюджет, чтобы обойти многочисленных конкурентов. Это своего рода красные океаны, где много клиентских денег, но и борьба за них идет нешуточная. Впрочем, выход на внешние рынки из уютного мало-конкурентного пространства СНГ - это всегда челлендж. Но объем таких рынков часто превышает наши домашние в десятки и сотни раз, поэтому даже небольшой кусок этого пирога может радикально изменить положение и перспективы вашей компании.

Таким образом, вы легко получаете статистику, которую маркетинговые агентства собирали бы долго и дорого. Если вы, например, колеблетесь между примерно десятком стран, которые могут представлять для вас интерес, Google Market Finder - подходящее решение, чтобы за чашкой кофе составить себе представление о них и ранжировать их по привлекательности. Уже потом вы можете переходить к предметному анализу деловой среды, исследованию спроса на отдельные товары и услуги и другим более частным вопросам. Если вы испытываете "предпринимательский паралич" и никак не можете сдвинуть такое большое решение, как выход на экспорт, Google Market Finder - отличный, бесплатный и простой инструмент, чтобы сделать первый шаг обоснованно и быстро.

22
2 комментария

Спасибо!
Очень познавательно

Ответить

Благодарю, Альберт!

1
Ответить