реклама
разместить

История телефонных продаж: Как один звонок изменил маркетинг навсегда. Матчасть для сейлза и РОПа

История телефонных продаж: Как один звонок изменил маркетинг навсегда. Матчасть для сейлза и РОПа

Всем привет. Меня зовут Антон и я веду канал в телеграм Заметки Сейлза.

По названию в целом понятно, что это про продажи). Последние мои 15 лет в целом - это всё, что с ними связано (б2б, б2с, B2G, товарка, услуги, финтех, эдтех, екоммерс и т.д).

Строил отделы продаж не только в РФ, но и в Азии, в том числе под ключ, с наймом, адаптацией и т.д. Обо всем это можно прочитать в канале.

Сегодня же, задался вопросом про историю возникновения телефонных продаж. Сам совершил десятки тысяч звонков, но с удивлением понял, что фактически не знаю “истории”. Как оно все развивалось. Ушел в исследование.

Ниже будет статья как раз про важные “вехи” в появлении и развитии телефонных продаж.

Сам телефон был запатентован Александром Беллом в 1876 году. Его еще назвали “самым дорогим патентом”. Легенда гласит, что первые продажи были сделаны домохозяйками (богатыми) в конце 19го века, которые продавали свою выпечку (печеньки) друг дружке.

Легенда красивая, подтверждений особо нет правда, поэтому пойдем в задокументированную часть продаж.

Первые шаги: от случайных звонков к маркетинговому инструменту

Первые задокументированные случаи использования телефона для продаж относятся к началу XX века.

К этому времени как раз телефонная связь начала выходить за рамки чисто технического любопытства и стала применяться в бизнесе.

Grow-гипотезу (если говорить на современный манер) сделали в 1903 году в американском магазине (торговавшем галантереей).

Обзвонив клиентов по телефону - они получили более эффективный результат, чем рассылка курьерами или посыльными. Надеюсь википедия не врет на этот счет.

Там где эффективность, там и попытка систематизировать базу телефонов: так, фактически первой компанией, которая начала заниматься лидогенерацией для обзвона, стала нью-йоркская компания Multi-Mailing Co. в начале 20го века, начала составлять и продавать списки потенциальных клиентов на основе телефонных справочников.

Первый такой «лист с лидами» содержал порядка 600 000 телефонных номеров в разных городах

Ну и мы же помним, что телефон на старте это было дороге, поэтому это считай премиальная база клиентов сразу была (ведь либо это телефон в организации, либо это физлицо богач)

Политика и продажи

Небольшую ветку в сторону сделаем, там где эффективность донесения информации, там же и политическая активность

Уже в 1908 году проводились первые агитационные политические обзвоны: например, инициатива «Get Out The Vote» в США использовала звонки избирателям, призывая их прийти на выборы

Примерно тогда же появились и первые автоматические проигрывания записанных сообщений – предшественники современных голосовых рассылок – когда избирателям по телефону ставили заранее записанные речи политиков

Первые успешные примеры телефонных продаж

Красивую комбинацию продажи реализовали в 1909 году. Крупный магазин организовал массовый обзвон более 1000 своих клиентов по телефону, чтобы пригласить их на специальную распродажу под названием «карнавал выгодных цен»

Звонки не абы как, а по скрипту по сути. Сотрудники, которые звонили сообщали домашним хозяйкам нечто вроде: «Мы звоним Вам, миссис Джонс, чтобы рассказать, что с понедельника у нас начинается карнавал невиданных скидок…» – по сути, сразу закидывали оффер-крючок. Я, даже не представляю, какой это был эффект… Ведь это по сути самый настоящий дизрапт рынка.

Так появилось “персональное” приглашение - по сути первый вестник прямого маркетинга.

Звонок на “вебинар” сейчас - это ровно то же самое фактически.

Как без известных фамилий в истории.

В 1910 году еще один супер случай произошёл в Бруклине (Нью-Йорк, США), где Edison Electric Illuminating Company использовала телефон для продвижения своих услуг.

Вдумайтесь ребят. Было 100 лет назад фактически. Звонили по телефону - чтобы продать подключение к ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ!! А заодно и всякие электроприборы (лампы и т.д).

Да не просто так звонили. Уже понимали, что ЛПР в семье - это мужчина. Но мужчина на работе. Значит звонить надо вечером, в интервале после работы, и после ужина, но еще до сна.

Иии, собственно обзвон шел с 8 до 9 вечера.

Результаты мы знаем даже в конверсии, ведь около 30% звонков приводили к появлению потенциального клиента, заинтересованного в подключении электричества

Тут цитата из базовой статьи: За первые месяцы кампании агенты совершили около 500 звонков и при этом, как отмечалось в отраслевом журнале Telephony, «не получили ни одного грубого отклика или жалобы»

А что там в B2B?

Там естественно тоже сдвиги титанические были.

В августе 1914 года в городе Канзас-Сити состоялся один из первых задокументированных случаев холодных звонков от бизнеса к бизнесу

Кейс супер крутой. Потому что тут не просто обзвон был. Тут и по сути партизанский маркетинг и чувство FOMO отработано было.

Местная компания, продававшая промышленные льдогенераторы (холодильные установки для производства льда), услышала, что один из сывороточных заводов собирается приобрести новое оборудование для охлаждения продукции. Но, что за завод - НЕ знали.

Сейлзы решили экономить время, и вместо классчического на тот момент обхода решили узнать через обзвон. Причем обзвон ВСЕХ заводов.

В разговоре они ссылались на тот самый слух: примерно говорили, что «мы слышали, будто один из сывороточных заводов планирует установить себе льдогенератор – возможно, это как раз ваше предприятие?».

Хитрость удалась: даже те заводы, которые изначально не собирались покупать оборудование, заинтересовались, чтобы не отставать от конкурентов (то самое FOMO сработало в чистом виде)

НУ а уже дальше, поняв фичу, сейлзы компании уже осознанно всунули это в свой скрипт, и специально создавали “слухи” в разных городах, и дальше - начинали всех обзванивать.

Первые рекомендации по телефонным звонкам появились уже к 1912 году.

Появилась профессиональная литература: типа перечень из четырнадцати советов, как лучше осуществлять обзвоны и добиваться заказов по телефону. Наверно можно назвать автора первым тренером по продажам.

Ну там классика: когда звонить, как звонить и тд

Первые отделы телефонных продаж и колл-центры

Хотя телефонные продажи начались еще до Первой мировой войны, настоящий расцвет телемаркетинга как отрасли произошёл ближе к середине XX века.

Произошло это во многом благодаря широчайшему распространению телефонов. Если в начале века телефон был роскошью, то к концу 1940-х он стал обыденностью для многих семей.

Например, в США к 1946 году более половины домохозяйств имели телефон, а уже к концу 1950-х – около 75% семей были подключены

Одновременно и предприятия оснащались телефонными линиями. Это создало условия для того, чтобы массовые телефонные продажи стали реальностью: потенциальных абонентов, которым можно позвонить с коммерческим предложением, теперь было очень много.

НА удивление, понадобилось почти 50 лет, чтобы начали появляться специальные отделы/команды, которые НИЧЕМ больше не занимаются, кроме продаж.

В 1957 году группа продавцов, работавших на компанию Life Circulation Co., впервые организованно принялась обзванивать клиентов, фактически став первой командой теле-продавцов (inside sales).

Естественно это было про журналы/газеты, ведь ребята были частью издательства, выпускавшего журнал Time и Life.

Начали привлекать подписчиков посредством прямых звонков. Опыт оказался успешным, и впоследствии данный телефонный отдел был выделен в отдельную фирму – DialAmerica – после приобретения телефонной подразделения Time Inc.

DialAmerica считается одним из первых полноценных call-центров, начав работу с двумя телефонными станциями (одна для входящих звонков, другая для исходящих)

В послевоенной Америке, на фоне экономического подъёма, подобные инициативы процветали. Работа не пыльная. Сиди на телефоне разговаривай с людьми. Да товарищи сейлзы? Ведь так? Вам слово.

Телемаркетинг быстро показал высокую эффективность и масштабируемость: DialAmerica вскоре выросла в огромную компанию, которая, например, к началу XXI века обрабатывала около 100 миллионов звонков в год

Практика звонков не сильно быстро шагала по миру. Великобритания после США подхватили флаг сейлз команд и сейлз сервисов.

В 1960-х британские компании начали использовать новые технологии автоматической распределения вызовов (Automatic Call Distributor) для обработки входящих звонков клиентов. Прообразы первых “каруселей”)

Но, супер активные исходящие продажи по телефону в промышленных масштабах в Европе оформились позже: первым крупным европейским колл-центром, ориентированным исключительно на телепродажи, стал центр страховой компании Direct Line, открытый в 1985 году

Фишка интересная в том, что и сейчас, на текущий момент - одних из самых сильных специалистов по продажам, выпускает как раз страховая отрасль.

Важные вехи и эволюция телемаркетинга

Ниже, пробежимся галопом немного.

Развитие технологий связи значительно повлияло на трансформацию телефонных продаж. В 1960-х появились автоматические коммутаторы (PBX), позволявшие компаниям самостоятельно управлять десятками внутренних линий и звонков. Сейчас в эту технологию вкручивается уже ИИ - но на самом деле, база с прошлого века не сильно изменилась

В те же годы была внедрена тональная система набора номера (первые тональные телефоны от Bell System), которая в перспективе открыла путь к автонабору и голосовым меню (IVR)

До появления компьютеров большинство операций выполнялось вручную и телефонными операторами – зачастую эту работу доверяли женщинам, которых считали более вежливыми и внимательными к собеседнику

К началу 1970-х начали экспериментировать с автодозвоном: появились системы, способные автоматически набирать номера по списку без участия человека.

Несмотря на эти улучшения, производительность ранних телемаркетеров оставалась по современным меркам невысокой – в 1970-е опытный агент совершал около 100 звонков в день. Специалист современного коллцентра смееется в полный голос, делая 300-500 звонков в день

К 1981 году объем расходов бизнеса на телемаркетинг в США впервые превзошёл расходы на прямую почтовую рекламу. Но это на самом деле особенность США, потому что там и сейчас много рекламы приходит именно почтовой.

Проблемы звонков. Законодательные ограничения.

Но, лафа достаточно быстро закончилась конечно.

Массовость и неконтролируемость звонков - породила у потребителей чувство раздражения.

К концу XX века во многих странах начали вводиться ограничения и правила, призванные защитить граждан от злоупотреблений.

В США, (аж 35 лет назад почти), в 1991 году был принят Закон о защите прав потребителей в телефонии (Telephone Consumer Protection Act), устанавливающий правила времени звонков и запрещающий автообзвон без согласия

И 22 года назад, в 2003 году в США заработал национальный реестр «Do Not Call» («Не звонить»), куда миллионы людей внесли свои номера, чтобы полностью отказаться от маркетинговых вызовов.

Хочется пошутить, что наоборот тем самым создали еще одну базу точно верифицированных телефонов, где точно есть реальные клиенты

Подобные «черные списки» и законодательные ограничения появились и в Европе.

Вот тут расцвел как раз контроль. Отделы ОКК, качество скриптов, бесконечное обучение, и т.д -чтобы звонки были более уместными и результативными.

Сейчас у нас с вами новый виток развития. ИИ обзвон. Человекоподобные роботы и вот это вот все.

Скорее всего - у, нас, как клиентов скоро появятся свои роботы для ответов на входящие звонки от роботов.

НО, то что жизнь сейлза в целом не будет прежней - это точно. У меня есть несколько гипотез на этот счет.

О советах для сейлзов, я пишу в своем канале Заметки Сейлза. Подписывайтесь. Буду рад всех видеть.

Также, мы собрал мини-комьюнити - где обсуждаем волнующие нас вопросы, касающиеся продаж.

Кто любит дискуссии, или вам хотелось бы узнать что-то новенькое - закидывайте свои вопросы - в комментарии, я постараюсь собрать информацию - и оформить ее на будущее в статью.

Всем больших продаж друзья! Крутых клиентов, с сформированным запросом и отсутствием возражений!

P.S. кстати, тут лежит промпт (бесплатно), который можно скормить любому ИИ, и он вам выдаст клиента, с которым вы сможете потренироваться в продаже, а после еще и получить качественный фидбек.

А тут, можно забрать 15 ИИ сервисов для сейлза и РОПа

11
реклама
разместить
8 комментариев

Зацепила тема с первыми отделами продаж. Сидят такие ребята, 1957 год, и просто звонят, предлагают журналы. Это ж как сейчас, только вместо интернета телефон. И ведь работало. А потом эти колл-центры, как грибы после дождя, поперли. И ведь до сих пор работают, только теперь с ИИ и прочими приблудами

1

да) я вот когда решил статью написать, мне и стало интересно).
А еще у меня мысли типа, начало 20го века, 1910 год, и вот говорят какому-то сотруднику - а теперь вот надо по этой приблуде звонить и разговаривать с человеком, которого ты не видишь)).

Вот там реально был выход из зоны комфорта для сотрудников

1

Работало, да. Но тогда и время другое было. А вот сейчас новая схема нужна

1

Даже пошел восстанавливать свой пароль, чтобы зайти в аккаунт и написать комментарий! Крутая статья. Было интересно читать!

1

Спасибо большое))
есть еще несколько идей) надеюсь реализую их скоро)).

Так, еще есть время запустить ИИ КЦ, пойду фин. модельку собирать и с CRM-маркетинг соединять 😈

1

да конечно. однозначно работающая история.

Как я зарабатываю 100 000+ в месяц без личного бренда: Откровенно о маркетинге, харизме и холодном трафике

Привет, VC и все читатели моего скромного блога, меня зовут Сергей, и я не продаю курсы, не кричу о миллионах за неделю и не строю из себя гуру, в этой статье расскажу, как работает маркетолог, без вранья, я чист перед всеми, мне нечего скрывать.

Как я зарабатываю 100 000+ в месяц без личного бренда: Откровенно о маркетинге, харизме и холодном трафике
2323
44
HR в аду: Ошибки, из-за которых хорошие МОПы бегут от вакансии. Как читать "вакансию". Бонусом ссылка на идеальную вакансию
и такое бывает к сожалению
22
Не только поисковики: как технологии ускоряют процесс трудоустройства

Рассказываем, как с помощью ИИ (и не только) упростить поиск работы и прохождение собеседований.

Не только поисковики: как технологии ускоряют процесс трудоустройства
1212
CSO, РОП, РГ, Тимлид, Head of Sales... кто эти люди? Или как сэкономить до 200к в месяц. На мемах. VC vs Дзен 2.
CSO, РОП, РГ, Тимлид, Head of Sales... кто эти люди? Или как сэкономить до 200к в месяц. На мемах. VC vs Дзен 2.
Эра ИИ-продавцов уже наступила.

Менеджеры теряют заявки из-за долгого ответа, настроения, состояния, погоды, девушки, жены, пятницы…

Эра ИИ-продавцов уже наступила.
77
СТРОГО для РОПов старше 30. Маркетингу вход ЗАПРЕЩЕН. 10 вариантов тет-а-тет обучений сейлза. МемоОбучение. VC vs Дзен.
СТРОГО для РОПов старше 30. Маркетингу вход ЗАПРЕЩЕН. 10 вариантов тет-а-тет обучений сейлза. МемоОбучение. VC vs Дзен.
ТОП-40 агентств недвижимости Москвы: лучшие агенты по жилой, коммерческой и элитной недвижимости 2025 года

Выбор агентства недвижимости влияет на безопасность и выгоду сделки. В Москве работает сотни риэлторских компаний, но не все из них одинаково надёжны.Мы собрали 40 агентств, которые доказали свою компетентность в работе с жилой, коммерческой и инвестиционной недвижимостью. В рейтинг вошли компании с подтверждённой репутацией, прозрачными условиями…

ТОП-40 агентств недвижимости Москвы
Троянский конь — незаметно рушим отношения с клиентами агрессивным маркетингом.

Помните ли вы ту милую коняшку, которую греки троянцам от всей души подарили? Мол, вот вам подарок — перемирие, все дела, давай дружить… По итогу коняшка навела шороху, и многим было плохо.

Троянский конь — незаметно рушим отношения с клиентами агрессивным маркетингом.
2626
11
Рисовая каша — новый тренд в B2B-сегменте. Как управлять маркетингом в среде инфантилизма, бизнес-дружбы и отсутствия любви к продукту

В статье — первый факап 2025 года в управлении B2B-проектом и процесс работы, который перерос в контентное болото. Как побороть гилттриппинг в деловых вопросах и почему редфлаги за 60к не сразу замечаешь — мясо на грани адекватного и попыток не сойти с ума.

Рисовая каша — новый тренд в B2B-сегменте. Как управлять маркетингом в среде инфантилизма, бизнес-дружбы и отсутствия любви к продукту
11
реклама
разместить
Низкая конверсия в консультации, медленные ответы менеджеров и текучка кадров в отделе продаж

Искусственный интеллект, обученный продажам и шахматной стратегии. В результате менеджеры работают только с теплыми заявками на консультациях. Минимальный ФОТ только на сильных менеджеров и расходы на запросы GPT, CRM, сервер для работы ИИ-продавца.

22
11
Мощный промпт для сейлзов и РОПов. Создай сам своего ИИ-клиента для тренировок навыков продаж. Проверено. Заходите и забирайте
РОП сильно задумался видимо
11
Как быстро увеличить выручку SaaS сервисам?
Как быстро увеличить выручку SaaS сервисам?
[]