Как женское предпринимательство раскрылось в пандемию

и почему женская повестка в бизнесе 2020 года стала одной из самых значительных

На днях прошел форум Woman Who Matters, на котором свыше четырех тысяч участников в течение двух дней обсуждали проекты и программы, которые удалось реализовать и усилить женщинам в текущем году. Для сравнения, в прошлом году форум ВТБ Капитала Russia Calling, который традиционно открывает глава государства, собрал 2500 гостей. Внимание к проблеме гендерного равноправия и инклюзивности побуждает бизнесы совершать колоссальные прорывы, причем в текущему году многие из них делали это балансируя на грани закрытия и попыток поддержать коллег, оказавшихся в такой же ситуации.

Согласно последнему исследованию Mastercard, посвященному преодолению гендерного неравенства и помощи в раскрытии потенциала женщин-предпринимателей (Mastercard Index of Women Entrepreneurs, MIWE) во всем мире женщины оказались наиболее пострадавшей стороной во время пандемии: большинство (87%) предпринимательниц сообщили, что кризис COVID-19 негативно сказался на их бизнесе. Объясняется это тем, что женщины чаще ведут бизнес в отраслях, наиболее чувствительных к экономическому спаду (такие как сфера услуг), они все еще отстают от мужчин в использовании преимуществ цифровых технологий и испытывают давление обязательств по уходу за детьми. Впрочем, пандемия послужила и мощным рывком, предоставившим предпринимательницам возможность опровергнуть присущие обществу гендерные предубеждения.

Россия и мир

Россия в рейтинге Mastercard, оценивающем наилучшие условия и возможности для женщин в бизнесе до начала пандемии, в этом году заняла 22 место из 58. Как оценивают в компании, российские женщины добились значительного прогресса: за год гендерный разрыв в предпринимательской активности сократился с 47% до 16%.

Рейтинг исследования возглавил Израиль, который начал осуществлять целенаправленную институциональную поддержку для малого и среднего бизнеса. Аналогично Швейцария поднялась с 11-го места в 2019 году на 3-е в 2020 году, чему способствовало значительное увеличение государственной поддержки МСБ (на 37% по сравнению с 2019 годом) и, как следствие, улучшение культурных представлений о предпринимательстве (на 45% по сравнению с 2019 годом).

В то же время согласно данным исследования Комитета по развитию Женского предпринимательства opora.ru, на которые ссылается Мария Грудинина, идеолог и основатель курорта «Первая Линия», которым 90% социально-ориентированного бизнеса и проектов в сфере развития и образования детей реализуются именно женщинами. При этом доля женщин-руководителей в России в 4,5 раза выше, чем в среднем в мире.

Женщина в финансовой сфере

При этом, если рассматривать отрасль финансов, где традиционно преобладают мужчины, согласно последнему исследованию Goldman Sachs (сентябрь 2020), которое приводит глава Sber PrivateBanking Евгения Тюрикова в своем вступлении в рамках сессии «Woman in Tech» WWM, фонды под управлением женщин и где присутствуют женщины среди партнеров показали лучшие результаты в 2020 году, чем фонды, управляемые мужчинами (-0.57% и -1,64% в среднем). Например, фонд Кетрин Вуд Ark Innovation ETF за 5 лет показал доходность 445%, за 3 года – 202%. Аналогичный по стратегии индекс показал 113% и 65% соответственно.

По мнению BCG, первого в истории стратегического консультанта, инвесторам сейчас стоит ставить на стартапы, основанные женщинами. Несмотря на то, что начинающие предпринимательницы реже получают финансирование на раннем этапе, в долгосрочной перспективе они приносят гораздо больший доход, чем мужчины.

Женщины и благотворительность

Несмотря на все вызовы 2020 года практически все сложные социальнозначимые проекты ведут женщины. Если посмотреть на недавний круглый стол Forbes Life, собравший руководителей главных благотворительных фондов России и представителей топовых компаний, лидирующих в вопросах корпоративной социальной ответственности, то 15 из 17 ответственных за данное направление людей – женщины.

Бизнес, возглавляемый женщинами, настолько самоотверженно и ярко проявил себя в период пандемии, что это стало поводом для того, чтобы один из крупнейших ювелирных домов Mercury в коллаборации с Forbes Woman учредил премию для предпринимательниц, которые сумели не только спасти свой бизнес, но и запустить благотворительные и социальные инициативы, направленные на борьбу с COVID-19 и помощь пострадавшим.

Если оперировать цифрами, например, по данным партнера EY Софьи Азизян, совокупный доход компаний женщин-предпринимательниц, которые в 2020 году подали заявки на участие в конкурсе «Деловые женщины» EY превышает 12 млрд рублей, они создали более 5000 рабочих мест, а женщины-руководители высшего звена создали более 141 000 рабочих мест и показали доход свыше 409 млрд рублей.

2020 год предоставил возможность женщинам продемонстрировать свою способность руководить в чрезвычайных обстоятельствах, адаптироваться к новым условиям рынка и использовать появившиеся барьеры как стимул для структурных преобразований.

22
2 комментария

«Внимание к проблеме гендерного равноправия и инклюзивности порождает бизнесы совершать колоссальные прорывы»
Белиберда получается, будто автоисправление подвело. Замените «порождает» на «побуждает», пожалуйста, ну либо бизнесы должны не «совершать», а быть «совершающими» прорывы. 

Ответить

Спасибо, действительно.

Ответить