Командная сессия «Празднования» в IT-компании: почему она важна и как проводить
Привет, меня зовут Лев Ушаков. Работаю фасилитатором и тренером творческих состояний в IT-интеграторе kt.team
Область моего профессионального интереса - системный подход в работе с ресурсными, творческими состояниями команд и людей в мире IT. Поэтому я воспользовался возможностью и впервые за 7 лет оказался in-house. Приехал на 1 месяц в Тольятти и остался на полгода.
В настоящее время у меня есть достаточно наработок, наблюдений и успешных практик, которыми я хочу поделиться.
Первой моей задачей было выстроить продуктивную коммуникацию между людьми и командами в компании (в т.ч. взаимоуважение и взаимодоверие, умение давать и получать обратную связь, разделять и присваивать совместный успех). Одной из первых практик стала командная сессия Празднования.
Актуальность
Вдохновили меня на использование этой практики такие социо-культурные проекты как Dragon Dreaming, Энергия театра, Dance4life, где празднование могло быть на любом этапе проекта, даже на планировании. Было интересно и волнительно, зайдет ли данная практика среди разработчиков.
Часто члены команды пропускают важный этап проекта - Празднование. В компании бывает, что один проект сменяет другой и разработчики, топ и проджект менеджеры, дизайнеры не собираются вместе, чтобы присвоить личный и командный опыт. В череде проектов люди забывают искренне поблагодарить друг друга и себя за проделанную работу.
Бухнуть в кафешке и поболтать о работе - это НЕ отпраздновать. Сходить в бар помогает развеяться, получить "развлекательные" эмоции, но зачастую там нет условий, где в тихой безопасной атмосфере можно по настоящему встретиться, оглянуться назад, увидеть и вместе отметить какой-то отрезок пути (например, реализованный этап проекта, состоящий из 4х спринтов).
Как и для других занятий/процессов, для празднования необходимо специфическое ресурсное состояние, готовность к встрече с результатами труда/игры/проекта/этапа жизни. Отпраздновать - значит собрать урожай, сравнить, что было и что стало как внутри команды, так и во внешнем мире.
Получается, необходима встреча, в которой созданы условия для открытости, честности, внимания к своим чувствам и чувствам собеседников, сосредоточенности на принципе "здесь и теперь". И тогда участники будут готовы отмечать важное, благодарить, слышать и принимать благодарности, присваивать.
«Первая сессия запомнилась непривычными ощущениями - оказаться с командой в новой обстановке, не связанной с задачами. Было приятно давать и получать обратную связь по личным и командным успехам. Сформировалось понимание, что команда тоже подмечает и помнит про успехи в процессе работы. Для парней это было небольшим праздником - во время работы редко получается делиться эмоциями, а тут внезапно слышишь много признательности по моментам, на которые, возможно, и не обращал внимание ранее. На сессиях мы смогли обсудить и поняли, что надо не забывать подводить итоги, внедрять ориентировочные 'milestones' в процессы команды, чтобы работа не скатилась в рутину. Сессия благодарности - прекрасная возможность поделиться мыслями и эмоциями с людьми, которых видишь практически каждый день, сказать все, что накопилось, чтобы разгрузить голову», - Артем Калинкин, проджект менеджер kt.team.
Механика проведения
0 этап - подготовка
Пригласить всех на сессию «Празднования» описав событие, цель, тайминг. Важно, чтобы людям было понятно, куда и зачем они идут. Если это онлайн встреча, то у всех должно быть включено видео. Не должно быть рядом сторонних людей. Т.е. подготовить условия и атмосферу, в которой участники смогут безопасно встретиться - открыться друг другу.
1 этап - создание атмосферы
Предложить участникам в мини-группах поделиться представлениями о том, что для них праздник. Как вариант рассказать детские воспоминания о новом годе или приближающемся дне рождения. Это позволит участникам словить необходимое психоэмоциональное состояние для продолжения сессии. На этом этапе ведущему важно переключить участников из режима автоматических действий, дать возможность замедлиться.
2 этап - Круг Празднования
Собраться в общий круг, в котором каждый может взять слово и рассказать о том, что для него самого важного и ценного произошло в течение проекта. Что удалось, а что - нет, в чем были трудности, а в чем - открытия и поддержка. Здесь есть место для благодарностей себе и коллегам.
Для структуры и ритуальности мы используем колокольчик, который находится в центре круга. Когда кто-то берет слово, он сначала звонит в колокольчик (можно использовать разные звуковые сигналы). Человек говорит и никто его не перебивает, если есть желание, то можно жестом показать, что присоединяется к говорящему. Тут важно, что человек понимает, что его не будут перебивать, это позволяет ему не спешить подбирать необходимые слова.
Когда человек завершает, то снова звенит и каждый участник сессии может откликнуться и присоединиться к празднованию того, кто говорит. Поделиться своими эмоциями и идеями, стараясь избегать суждений и оценок. И так проходит весь круг.
3 этап - Рефлексия
Предложить участникам отрефлексировать сам процесс празднования: заметить, как изменилось состояние, поделиться мечтами относительно продолжения сотрудничества или о совершенно новых проектах, в которые можно будет взять полученный опыт.
Регулярность
Предлагаю сессию празднования воспринимать не как отчетное событие в конце года/квартала, а как практику, которая может случиться на любом этапе проекта. Инициатором может стать любой участник команды. Кто-то предложит «а давайте это сделаем сегодня вечером - мне важно отметить наши достижения!»
«У нас была процедура отмечания запуска проекта, но это все было как будто бы мы не свой успех праздновали, а больше о проекте, клиенте шла речь. А тут мы действительно благодарили друг друга - проекты сложные, большие, всегда есть проблемы, и все друг другу помогают. И забывают поблагодарить за эту помощь. Порой человек забывает и не осознает сколько сделал за это время. У нас было много эмоций. Происходит какое-то единение команды, когда говорят и слышат слова поддержки и взаимопризнания. Это было круто», - Артем Мальгин, дизайн-директор Tsekh/kt.team.
Кто может провести сессию Празднования
Человек, который умеет организовать продуктивную коммуникацию в группе, имеет развитую эмпатию и разделяет ценность этой встречи. Специалист, который позаботиться об атмосфере и психоэмоциональном самочувствии участников. Не механически проведет, а эмоционально присоединится и отпразднует со всеми остальными.
А уже как называется его должность в компании - HR, тренер, scrum-master, разработчик, фасилитатор - не принципиально.
Надеюсь, вам была полезна эта статья и вы в ближайшее время окажетесь на сессии Празднования, а может, и проведете её. При необходимости, я готов ответить на вопросы, уточнить по деталям проведения, дополнить материал.
Следующая статья будет посвящена моей профессии - тренер творческих состояний. Расскажу, с какими барьерами встретился, что получилось, успешные практики.
Мы начинаем забывать о том, какими были мы, и как выглядели наши праздники...
А сессии мечтания, как в Драгон дриминг, заходят в IT? Поделишься опытом?..
Планирую под новый год провести для 1й команды.
Может опыт в проведении таких мероприятий мал, но мне кажется это как то роботизированно. Все по плану и тд. Единственное, что мне понравилось и что очевидно это надо делиться своими впечатлениями, поблагодарить команду и тд. Но это надо делать не в такой форме, рамках как здесь описано. Естественно что-ли как-то надо. Но будет интересно услышать мнения других. Я сам начинающий руководитель и мне интересен подход и опыт других компаний
Мурад, спасибо за отклик! Я как раз топлю за то, чтобы эта встреча была душевная. В тоже время она технологична, как и любой тренинг, сессия или спектакль. Я описал один из вариантов проведения. Ключевой посыл: важно праздновать, важно благодарить друг друга, быть искренними на встрече.
Спасибо. На работе занимаю руководящую должность и понимаю, что для меня важно делать работу моих ребят не просто удобной и понятной. Мне хочется делать их счастливыми, заметными, значимыми. Вот это вкусно. Вот это для меня про управление людьми.