{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Командная сессия «Празднования» в IT-компании: почему она важна и как проводить

Привет, меня зовут Лев Ушаков. Работаю фасилитатором и тренером творческих состояний в IT-интеграторе kt.team

Область моего профессионального интереса - системный подход в работе с ресурсными, творческими состояниями команд и людей в мире IT. Поэтому я воспользовался возможностью и впервые за 7 лет оказался in-house. Приехал на 1 месяц в Тольятти и остался на полгода.

В настоящее время у меня есть достаточно наработок, наблюдений и успешных практик, которыми я хочу поделиться.

Первой моей задачей было выстроить продуктивную коммуникацию между людьми и командами в компании (в т.ч. взаимоуважение и взаимодоверие, умение давать и получать обратную связь, разделять и присваивать совместный успех). Одной из первых практик стала командная сессия Празднования.

Актуальность

Вдохновили меня на использование этой практики такие социо-культурные проекты как Dragon Dreaming, Энергия театра, Dance4life, где празднование могло быть на любом этапе проекта, даже на планировании. Было интересно и волнительно, зайдет ли данная практика среди разработчиков.

Часто члены команды пропускают важный этап проекта - Празднование. В компании бывает, что один проект сменяет другой и разработчики, топ и проджект менеджеры, дизайнеры не собираются вместе, чтобы присвоить личный и командный опыт. В череде проектов люди забывают искренне поблагодарить друг друга и себя за проделанную работу.

Бухнуть в кафешке и поболтать о работе - это НЕ отпраздновать. Сходить в бар помогает развеяться, получить "развлекательные" эмоции, но зачастую там нет условий, где в тихой безопасной атмосфере можно по настоящему встретиться, оглянуться назад, увидеть и вместе отметить какой-то отрезок пути (например, реализованный этап проекта, состоящий из 4х спринтов).

Как и для других занятий/процессов, для празднования необходимо специфическое ресурсное состояние, готовность к встрече с результатами труда/игры/проекта/этапа жизни. Отпраздновать - значит собрать урожай, сравнить, что было и что стало как внутри команды, так и во внешнем мире.

Получается, необходима встреча, в которой созданы условия для открытости, честности, внимания к своим чувствам и чувствам собеседников, сосредоточенности на принципе "здесь и теперь". И тогда участники будут готовы отмечать важное, благодарить, слышать и принимать благодарности, присваивать.

«Первая сессия запомнилась непривычными ощущениями - оказаться с командой в новой обстановке, не связанной с задачами. Было приятно давать и получать обратную связь по личным и командным успехам. Сформировалось понимание, что команда тоже подмечает и помнит про успехи в процессе работы. Для парней это было небольшим праздником - во время работы редко получается делиться эмоциями, а тут внезапно слышишь много признательности по моментам, на которые, возможно, и не обращал внимание ранее. На сессиях мы смогли обсудить и поняли, что надо не забывать подводить итоги, внедрять ориентировочные 'milestones' в процессы команды, чтобы работа не скатилась в рутину. Сессия благодарности - прекрасная возможность поделиться мыслями и эмоциями с людьми, которых видишь практически каждый день, сказать все, что накопилось, чтобы разгрузить голову», - Артем Калинкин, проджект менеджер kt.team.

Механика проведения

0 этап - подготовка

Пригласить всех на сессию «Празднования» описав событие, цель, тайминг. Важно, чтобы людям было понятно, куда и зачем они идут. Если это онлайн встреча, то у всех должно быть включено видео. Не должно быть рядом сторонних людей. Т.е. подготовить условия и атмосферу, в которой участники смогут безопасно встретиться - открыться друг другу.

1 этап - создание атмосферы

Предложить участникам в мини-группах поделиться представлениями о том, что для них праздник. Как вариант рассказать детские воспоминания о новом годе или приближающемся дне рождения. Это позволит участникам словить необходимое психоэмоциональное состояние для продолжения сессии. На этом этапе ведущему важно переключить участников из режима автоматических действий, дать возможность замедлиться.

Участники погружаются в праздничные воспоминания

2 этап - Круг Празднования

Собраться в общий круг, в котором каждый может взять слово и рассказать о том, что для него самого важного и ценного произошло в течение проекта. Что удалось, а что - нет, в чем были трудности, а в чем - открытия и поддержка. Здесь есть место для благодарностей себе и коллегам.

Для структуры и ритуальности мы используем колокольчик, который находится в центре круга. Когда кто-то берет слово, он сначала звонит в колокольчик (можно использовать разные звуковые сигналы). Человек говорит и никто его не перебивает, если есть желание, то можно жестом показать, что присоединяется к говорящему. Тут важно, что человек понимает, что его не будут перебивать, это позволяет ему не спешить подбирать необходимые слова.

Когда человек завершает, то снова звенит и каждый участник сессии может откликнуться и присоединиться к празднованию того, кто говорит. Поделиться своими эмоциями и идеями, стараясь избегать суждений и оценок. И так проходит весь круг.

Также в середину круга мы кладем тарелку с фруктами, как символ урожая вокруг которого мы собрались. Разработчикам и проджектам нравится такой антураж.

3 этап - Рефлексия

Предложить участникам отрефлексировать сам процесс празднования: заметить, как изменилось состояние, поделиться мечтами относительно продолжения сотрудничества или о совершенно новых проектах, в которые можно будет взять полученный опыт.

Регулярность

Предлагаю сессию празднования воспринимать не как отчетное событие в конце года/квартала, а как практику, которая может случиться на любом этапе проекта. Инициатором может стать любой участник команды. Кто-то предложит «а давайте это сделаем сегодня вечером - мне важно отметить наши достижения!»

«У нас была процедура отмечания запуска проекта, но это все было как будто бы мы не свой успех праздновали, а больше о проекте, клиенте шла речь. А тут мы действительно благодарили друг друга - проекты сложные, большие, всегда есть проблемы, и все друг другу помогают. И забывают поблагодарить за эту помощь. Порой человек забывает и не осознает сколько сделал за это время. У нас было много эмоций. Происходит какое-то единение команды, когда говорят и слышат слова поддержки и взаимопризнания. Это было круто», - Артем Мальгин, дизайн-директор Tsekh/kt.team.

Кто может провести сессию Празднования

Человек, который умеет организовать продуктивную коммуникацию в группе, имеет развитую эмпатию и разделяет ценность этой встречи. Специалист, который позаботиться об атмосфере и психоэмоциональном самочувствии участников. Не механически проведет, а эмоционально присоединится и отпразднует со всеми остальными.

А уже как называется его должность в компании - HR, тренер, scrum-master, разработчик, фасилитатор - не принципиально.

Надеюсь, вам была полезна эта статья и вы в ближайшее время окажетесь на сессии Празднования, а может, и проведете её. При необходимости, я готов ответить на вопросы, уточнить по деталям проведения, дополнить материал.

Следующая статья будет посвящена моей профессии - тренер творческих состояний. Расскажу, с какими барьерами встретился, что получилось, успешные практики.

0
5 комментариев
Ol Ka

Мы начинаем забывать о том, какими были мы, и как выглядели наши праздники...

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Ушакова

А сессии мечтания, как в Драгон дриминг, заходят в IT? Поделишься опытом?..

Ответить
Развернуть ветку
Ushakov Lev
Автор

Планирую под новый год провести для 1й команды.   

Ответить
Развернуть ветку
Murad Ikramov

Может опыт в проведении таких мероприятий мал, но мне кажется это как то роботизированно. Все по плану и тд. Единственное, что мне понравилось и что очевидно это надо делиться своими впечатлениями, поблагодарить команду и тд. Но это надо делать не в такой форме, рамках как здесь описано. Естественно что-ли как-то надо. Но будет интересно услышать мнения других. Я сам начинающий руководитель и мне интересен подход и опыт других компаний

Ответить
Развернуть ветку
Ushakov Lev
Автор

Мурад, спасибо за отклик!  Я как раз топлю за то, чтобы эта встреча была душевная.  В тоже время она технологична, как и любой тренинг, сессия или спектакль.   Я описал один из вариантов проведения. Ключевой посыл:  важно праздновать, важно благодарить друг друга, быть искренними на встрече.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда