ABC-XYZ-анализ: как выделить самые «ходовые» товары

Бизнес зачастую выпускает или продает множество видов продукции. Номенклатура может включать десятки, сотни и даже тысячи позиций.

Из месяца в месяц повторяется ситуация: склад заполнен. Но начальник отдела продаж докладывает, что нужных клиентам позиций недостаточно, хотя в прошлый раз пришлось списать просроченные товары. Получается, что компания заполняет склад излишками, которые не продаются, а того, что пользуется спросом, постоянно не хватает.

Эти проблемы знакомы многим бизнесменам. Руководители компаний часто не понимают, на какие товары или продукцию нужно обратить особое внимание.

Разобраться и понять, что приносит бизнесу основной доход, а от чего лучше отказаться, поможет ABC-XYZ-анализ.

ABC-XYZ-анализ: как выделить самые «ходовые» товары

Из этой статьи вы узнаете:

ABC-анализ выделяет товары, которые приносят основной доход

Больше века назад итальянский экономист Вильфредо Парето сформулировал свой принцип: «20% усилий дают 80% результата». Это значит, что 20% товаров приносят 80% дохода. Бизнесу нужно провести анализ и найти эти 20%.

Для анализа удобно использовать Excel. Это универсальная программа — каждый руководитель может составить таблицы для расчета так, как ему удобно с учетом особенностей своего предприятия.

Чтобы найти ключевые товары, нужно следующее.

Во-первых, определить процент от выручки, который приносит каждая позиция. Для этого нужно разделить выручку по товару на общую выручку компании и умножить на 100%.

Например, ООО «Идея», небольшой мебельный магазин, продает шкафы, кровати, столы, стулья, полки и тумбочки. За месяц компания получает выручку в 33 687 рублей.

При этом шкаф для одежды приносит выручку в 7 368 рублей. Получается, что от общей выручки:

7 368 / 33 687 х 100% = 21,9%

Таким образом нужно рассчитать долю в общей выручке для каждого товара в ассортименте
Таким образом нужно рассчитать долю в общей выручке для каждого товара в ассортименте

Товарных позиций могут быть сотни и даже тысячи. Чтобы упростить анализ, можно рассчитывать процент не по каждой позиции отдельно, а по группам. Например, если бизнесмен торгует стройматериалами, то считать за одну позицию всю краску, все гвозди и т. п.

Вместо выручки можно взять и другие показатели. Это может быть, например, маржинальность каждого товара, т. е. разность между его продажной и закупочной ценой. Но в примере будем рассматривать выручку, так как данные по ней проще получить.

Во-вторых, распределить все товары по убыванию этого процента.

Распределение товаров по убыванию доли в общей выручке
Распределение товаров по убыванию доли в общей выручке

В-третьих, рассчитать по каждой строке долю выручки нарастающим итогом, начиная с тех товаров, которые дают самый существенный вклад.

В колонке «Доля в общей выручке нарастающим итогом» последовательно прибавляйте итог по каждой строке к итогу следующей.

Например, для кухонного стола показатель будет 63,0%. Он складывается из доли самого кухонного стола (20,2%) и предыдущего итога (42,8%). Для шкафа-купе показатель равен 80% (63% + 17%) и т. д.

Пример расчета для мебельного магазина. Видно, что доля в общей выручке первых трех товаров: шкафа для одежды, кровати и кухонного стола — дает 63%. Это больше, чем доля трех других товаров
Пример расчета для мебельного магазина. Видно, что доля в общей выручке первых трех товаров: шкафа для одежды, кровати и кухонного стола — дает 63%. Это больше, чем доля трех других товаров

В-четвертых, разбить все товары на три группы:

  • А — дают 80% выручки;
  • В — формируют 15% выручки;
  • С — дополняют оставшиеся 5%.

В основную группу А далеко не всегда попадут ровно 20% товаров. Чем больше объем товаров, тем ближе к этому значению будут данные, — таковы закономерности статистики.

Например, если компания производит или продает 10 товаров, то необязательно, что 80% выручки дадут именно 2 из них. Если речь идет о тысячах позиций, то в большинстве случаев группу A составят примерно 20% товаров.

Номенклатура товаров магазина «Идея» состоит из 10 позиций. В группы A и B попали по 4 вида мебели, оставшиеся 2 составили группу C.

Однако ABC-анализ не может полностью показать ценность того или иного товара для компании.

Важно не только то, какой объем выручки приносит конкретный товар, но и регулярность продаж. Чтобы понять, насколько стабильно клиенты покупают те или иные товары, используют XYZ-анализ.

XYZ-анализ распределяет товары в зависимости от стабильности спроса

Сначала нужно разбить выручку на несколько периодов. Обычно берут данные за год и делят их по месяцам. Если использовать сведения за более короткое время, например квартал или полугодие, то результат будет менее точным.

Дело в том, что для многих бизнесов характерна сезонность продаж, и чтобы учесть ее, нужно видеть показатели за весь год.

Например, для кухонного стола разбивка по месяцам будет выглядеть так.

После разбивки данных по месяцам нужно для каждого вида товара провести следующие расчеты.

Определить среднемесячную выручку и занести ее в колонку «Среднее». Для этого итоговую сумму за год нужно разделить на 12.

Для кухонного стола 6 802 / 12 = 567 рублей.

Рассчитать стандартное отклонение с помощью функции Excel СТАНДОТКЛОН() и занести ее в колонку СТДО.

В скобках нужно указать диапазон значений выручки по товару. Если взяты данные за год, то будет 12 ячеек с показателями с января по декабрь.

Рассчитать коэффициент вариации (КВ). Чем меньше коэффициент вариации, тем стабильнее спрос на товар.

Например, для кухонной мебели КВ будет меньше, чем для школьных парт: кухни стабильно покупают в течение всего года, а школьную мебель обычно обновляют летом или в начале осени.

Для расчета КВ нужно разделить стандартное отклонение на среднюю выручку.

КВ = СТДО / СВ

Например, для кухонного стола:

КВ = 31 / 567 = 0,05

Если товарных позиций много, неудобно вручную вводить функцию для расчета по каждой позиции. Но работу можно ускорить, используя возможности Excel.

Зная коэффициент вариации по каждому товару, можно разбить их на группы:

  1. Группа Х — стабильный спрос, объем продаж от месяца к месяцу почти не изменяются: КВ < 0,1.
  2. Группа Y — условно стабильный спрос, т. е. объемы продаж меняются, но без резких скачков: 0,25 > КВ > 0,1.
  3. Группа Z — спрос нестабилен, покупатели приобретают товар от случая к случаю: КВ > 0,25.

Этот пример показывает, что наиболее стабильно продаются двуспальные кровати, кухонные столы и диваны-книжки.

Продажи таких позиций, как тахта, тумбочка и набор стульев спрогнозировать очень сложно, выручка по ним отличается в несколько раз от месяца к месяцу.

Спрос на письменные столы, полки, шкафы для одежды и шкафы-купе можно считать условно стабильным: отклонения между месяцами есть, но они сравнительно невелики.

Объединенный ABC-XYZ-анализ: как работать с каждой группой

Итак, мы разбили товары на три группы по выручке и на три по стабильности спроса. Теперь объединим результаты. Каждый из товаров попадет в одну из 9 групп.

Самый высокий ряд — это категория A, самый нижний — категория C. Чем правее находится товар, тем нестабильнее на него спрос. Левый ряд — это категория X, правый — Z. То есть самые непопулярные товары будут в нижнем правом квадрате, а самые популярные — в верхнем левом.

  1. Товары из групп AX и BX обеспечивают основной доход и при этом стабильно продаются. Они всегда должны быть на складе. Необходимый запас легко спрогнозировать, так как объемы продаж почти не меняются от месяца к месяцу. В нашем примере это двуспальная кровать, кухонный стол и диван-книжка.
  2. Группы АY и BY — это тоже высокий доход, но стабильность продаж уже ниже. По этим товарам на складе необходимо создать дополнительные резервы, на случай роста спроса в отдельные периоды. Резерв нужен обязательно, это важные для компании группы, которые приносят значительную часть дохода. В примере это шкаф для одежды, шкаф-купе и письменный стол.
  3. Группы AZ и BZ тоже приносят существенный доход. Но спрос на них почти невозможно спрогнозировать. Если создавать запасы на складе, исходя из максимально возможной месячной выручки, то значительная часть товара может остаться непроданной. Поэтому лучше использовать другие способы, которые обеспечат нужное количество товара. Например, заключить договоры с поставщиками, которые находятся максимально близко от магазина и могут в любой момент привезти нужную партию. В примере такие товары — это тахта и набор стульев.
  4. Группа CX продается стабильно, но в небольших объемах. По этой позиции нужно создать постоянный запас, исходя из среднего объема продаж.
  5. Группа CY — небольшие объемы продаж и невысокая стабильность. Запасы этой группы нужно создавать по остаточному принципу, т. е. после того, как выделены деньги на закупки товаров из более выгодных групп. Даже если в какой-то момент товара из этой группы не окажется на складе, потери компании будут невелики. В примере это полка.
  6. Группа CZ — самые низкие объемы выручки, при этом спрос невозможно спрогнозировать. Сюда относятся товары, которые уже перестали пользоваться спросом. Запасы по этой категории обычно не создают, работают под заказ. В нашем примере это тумбочка. Но! В эту группу могут попасть и новинки. Они не пользуются спросом потому, что клиенты пока о них не знают. Эти товары еще не привезли в магазины, не выставили на витринах, не запустили маркетинговую кампанию и пр. Учитывайте этот момент при анализе.

ABC-XYZ-анализ нужен практически любому бизнесу. Но у метода есть ограничения

ABC-XYZ-анализ позволяет разбить все товары или продукцию на 9 групп в зависимости от объемов продаж и стабильности спроса.

Однако не следует полностью полагаться на результаты ABC-XYZ-анализа — нужно учитывать и другие факторы. Не нужно сразу отказываться от товаров, которые попали в невыгодные группы. Сначала стоит проанализировать все причины, по которым они туда попали, и только потом принимать решение об изменении ассортимента.

Например, новый товар на начальном этапе его продвижения может довольно долго находиться в группе «аутсайдеров». Но это не значит, что ими не следует заниматься. Возможно, они поднимутся до категории тех, что приносят самую большую прибыль.

Также спад продаж может быть связан с форс-мажорными обстоятельствами, которые носят временный характер. Например, аномально теплая зима 2019–2020 года в европейской части России привела к существенному снижению спроса на зимнюю одежду. Но это не значит, что дальше заниматься продажей зимних товаров невыгодно. При возврате климатической нормы в следующем году восстановится и спрос на эти товары.

Не подойдет ABC-XYZ-анализ компаниям, которые продают один товар или услугу. Но таких очень мало.

Этот анализ полезен для всех бизнесменов, которые работают с несколькими видами товаров или продукции. Чтобы нужные запасы всегда были на складе, но не оставалось непроданных излишков, с каждой из групп необходимо работать по своему алгоритму.

1111
1 комментарий

Замечательная статья, но в анализе XYZ пропали таблички и примеры, "разбивка по месяцам будет выглядеть так." - как?? 

Ответить