Как стать самозанятым и получать все "плюшки" работника по найму?

Стать самозанятым в России теперь может каждый. Но стоит ли им становиться? - вот в чем вопрос. Для начала нужно взвесить все "за" и "против" и рассчитать все в цифрах. Ведь они, как известно, не лгут.

Я провел сравнения и подсчеты, актуальные для моего вида деятельности. Выводы публикую ниже. Если я что-то упустил или приняты новые поправки, обязательно напишите в комментарии, буду вам благодарен.

Самозанятый - это специальный льготный налоговый режим для граждан, у которых нет работодателя и нет наемных работников.

Я оказываю услуги консалтинга, и мой максимальный доход в этом направлении не превышает 2.4 млн. руб. в год, поэтому, став самозанятым, я буду платить налог:

  • 6% на оказание услуг юридическим лицам;
  • 4% на оказание услуг физическим лицам.

Зарегистрироваться как "самозанятый" смогу через мобильное приложение "Мой налог". Также оно будет рассчитывать сумму налога с доходов и мне не придется заниматься "бухгалтерией". Как самозанятому мне не нужно будет подавать налоговую декларацию в конце года и приобретать кассовый аппарат.

Приятным бонусом является то, что в случае отсутствия дохода от консалтинговой деятельности, не нужно платить никаких "взносов", т.е. дополнительных расходов на "содержание" статуса "самозанятый" нет.

Другим приятным бонусом является то, что я могу быть самозанятым и при желании параллельно работать по трудовому договору (с другим юр.лицом, конечно). Тогда:

  • С трудового дохода от работодателя с меня будут удерживать НДФЛ;
  • С профессионального дохода (консалтинговая деятельность) я буду платить налог как самозанятый.

Я слышал, что некоторые работодатели предлагают своим сотрудникам стать самозанятым и оказывать услуги теперь уже бывшему работодателю как самозанятый. При этом зарплату предлагают ту же самую.

И тут я решил посчитать:

Сколько мне надо зарабатывать как самозанятый в месяц, чтобы получать все "плюшки" работника по найму?

Например, моя официальная зарплата у работодателя 21000 руб. в месяц. Сравним положение дел у работника по найму и самозанятого:

  • Работодатель платит с моей зарплаты НДФЛ 13%, т.е. 2730 руб. в месяц. Казалось бы, эти деньги я "отдаю" в бюджет и больше их не увижу, но это не так. Ведь я верну НДФЛ через налоговый вычет, например, при инвестировании на рынке акций через ИИС. То есть 18270 руб. получу зарплатой "на руки" сразу, а 2730 руб. - "бонусом" позже.
    Как самозанятый я не смогу вернуть налог 6% на профессиональный доход через налоговый вычет. Поэтому помимо 18270 руб. я должен дополнительно зарабатывать 2730 руб. в месяц.
  • Работодатель делает взносы в фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
    У самозанятого в ФОМС автоматически поступает часть налога на профессиональный доход (1.5%), поэтому можно рассчитывать на бесплатную медицинскую помощь.
  • Работодатель делает взносы в пенсионный фонд (ПФР).
    Как самозанятый взносы в ПФР могу не перечислять, но тогда и трудовой стаж начисляться не будет. Законом установлен минимальный размер взносов в год (32448 руб. в 2020). Можно внести меньшую сумму, но тогда стаж засчитают не год, а количество месяцев, пропорциональное взносу. Следовательно, как самозанятый я должен зарабатывать дополнительно 32448 / 12 = 2704 руб. в месяц, чтобы платить взносы в ПФР или формировать свой личный пенсионный капитал.
  • Работодатель делает взносы в фонд социального страхования (ФСС). При официальной зарплате 21000 руб. эти расходы приблизительно равны: 1940 руб. (оплачиваемый отпуск) + 500 руб. (пособие на случай временной нетрудоспособности) + 500 руб. (выходное пособие - право на компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении) + 500 руб. (выходное пособие - выплата при увольнении) = 3440 руб.
    Как самозанятый взносы в ФСС делать не могу в принципе. Значит, нет выходных пособий, оплачиваемого отпуска и больничных листов. Следовательно, я должен сам себе оплачивать эти взносы, зарабатывая дополнительно 3440 руб. в месяц и откладывая их на указанные расходы.
  • Работодатель оплачивает сотруднику полис добровольного медицинского страхования (ДМС).
    Как самозанятый я должен сам себе оплачивать этот полис, зарабатывая дополнительно, например, 3000 руб. в месяц и откладывая их на эти расходы.
  • Работодатель предоставляет справку 2-НДФЛ, если я захочу взять кредит.
    Как самозанятый я смогу официально подтвердить свои доходы для получения кредита, сделав справку через приложение "Мой налог". Главное - чтобы банк ее принял.

Таким образом, по сравнению с работником по найму я как самозанятый должен дополнительно зарабатывать в месяц: 2730 руб. (налоговый вычет) + 2704 руб. (ПФР) + 3440 руб. (ФСС) + 3000 руб. (ДМС) = 11874 руб.

С учетом налога 6% на доход самозанятого в итоге имеем:

Чтобы получать (оплачивать самому себе) все "плюшки" работника по найму, мне как самозанятому нужно зарабатывать 31952 руб., что на 74.9% больше, чем работник по найму получает "на руки" (18270 руб.)

3030
реклама
разместить
83 комментария

Сам расчёт замечательный, но вот последняя фраза удивила:

Чтобы получать (оплачивать самому себе) все "плюшки" работника по найму, мне как самозанятому нужно зарабатывать 31952 руб., что на 74.9% больше, чем работник по найму получает "на руки" (18270 руб.)

Зачем сравниваются вещи разного порядка? Зарплата ДО вычетов у самозанятого и зарплата ПОСЛЕ вычетов у наёмного работника.

Я честно не понял.

Ожидал в конце сравнение одинакового объёма работ по одинаковым ценам и в каком случае остаётся больше денег — у самозанятого или наёмного.

Ну типа 10 консультаций по 5000 рублей, 5 из них физическим лицам, 5 организациям. Как самозанятый у меня бы осталось вот столько денюшек, а на наёмной работе я бы получил вот столько.

19

Ну почему же разного порядка? Сравнивался уровень дохода для получения соизмеримых благ. Понятное дело, можно подходить с разных углов и точек зрения. Описанная вами - повод для размышления. Благодарю.

Добрый день. Если я буду оказывать консультационные услуги людям из США и Европы и получать в валюте, налог будет тот же 6% для юридических лиц и 4% для физиков ?

6

Сам изучал этот вопрос и не увидел толковых разъяснений на этот счёт. Т.к. для ИП и ЮЛ нужно прохождение валютного контроля, а тут ничего такого не предусмотрено самим режимом. Думаю, что вполне можно пересчитать доход в рубли и уплачивать налог согласно правилам для ЮЛ и ФЛ из РФ.

2

Да, все так. Заключайте с ними контракт как самозанятый.

Местом оказания услуги должна быть территория рф и регион в котором вы указали при регистрации, и оплата должна быть в рублях, т.к. чек вы выдаете из приложения, а там друной валюты нет

В таком случаи если вы не резидент страны РФ на вас наложиться налог в 30%
Если вы гражданин, то налоговая ставка будет в 13%, с учетом того что вы платите справно налоги.