ROI, ROMI, ROAS: чем отличаются и как их посчитать

Если вы не так давно освоили азы черной магии и занялись настройкой рекламы, то наверняка сталкивались с тремя важными коэффициентами — ROI, ROMI и ROAS. Они позволяют специалисту оценить окупаемость и эффективность рекламы, а также понять, насколько грамотно используется бюджет.

В этой статье мы расскажем о том, что представляют собой ROI, ROMI и ROAS, а главное — какое между ними существует различие.

Что такое ROI, ROMI и как с ними работать?

Для начала рассмотрим показатель, который включает в себя не только уровень прибыльности, но и другие не менее важные параметры.

ROI (return on investment) — коэффициент, отражающий возврат вложенных инвестиций. В него включены все затраты и маржа, без учета которых вы можете допустить серьезные ошибки при анализе кампаний, из-за чего ваш гордый бизнес-фрегат со временем окажется на финансовом дне.

ROI, ROMI, ROAS: чем отличаются и как их посчитать

Если вы не располагаете данными о затратах на поддержание офиса, зарплате сотрудников, аренде и т.д., но имеете представление об инвестировании маркетинга, то сможете определить ROMI (return on marketing investment). Многие маркетологи имеют в виду именно его, когда говорят о доходности/убыточности бизнеса.

Считается этот показатель по форуме:

ROMI = (прибыль/расходы на маркетинг) х 100%

В этой формуле:

  • прибыль — это доходы от инвестиций минус расходы на маркетинг;
  • расходы — общие затраты на рекламу

Этот коэффициент поможет вам оценить рентабельность вложений в маркетинг и другие мероприятия, направленные на увеличение сбыта.

Но вернемся к ROI, ведь именно он влияет на принятие многих важных стратегических решений, а именно:

  • выгодна ли рекламная кампания и насколько;
  • как реклама повлияла на конечные результаты работы;
  • правильные ли действия вы совершили для оптимизации бюджета и в правильном ли направлении двигаетесь.

Теперь мы добрались до самого главного. Формула для расчета:

ROI = (доход х маржинальность – затраты)/затраты х 100%

В этой формуле:

  • доход — это выручка от продаж, совершенных благодаря рекламе;
  • затраты — общие рекламные расходы;
  • маржинальность — разница между ценой и себестоимостью.

Вычислить маржинальность можно по следующей формуле:

Маржа = (цена – себестоимость) / цена х 100%

Кажется, с основными понятиями разобрались, теперь остается понять, как считают ROI. Если вы не используете программы, то придется закатать рукава и провести расчеты вручную. Для начала выгрузите статистику из Google Ads в Google Sheet, после чего отредактируйте таблицу, указав маржинальность каждого товара. В противном случае вам не удастся рассчитать конечный доход и ROI для анализа.

ROI, ROMI, ROAS: чем отличаются и как их посчитать

Важно: иногда ROI и ROMI путают, поскольку на первый взгляд может показаться, что обе метрики выполняют аналогичную задачу. Это не самая грубая ошибка, но все же следует понимать, что ROI учитывает все нюансы и определяет рентабельность бизнеса в целом, в то время как ROMI отражает исключительно возврат маркетинговых инвестиций.

Что такое ROAS и как его использовать в бизнесе?

Еще один коэффициент, который поможет вам понять, возвращаются ли деньги, вложенные в рекламу, — это ROAS.

Именно ROAS (return on ad spend) отражает рентабельность затрат на рекламу. С его помощью вы сможете рассчитать сумму дохода на каждый вложенный пиастр и оценить продуктивность той или иной кампании/группы/объявления или даже ключа.

Формула для расчета следующая:

ROAS = доходы/расходы х 100%

В этой формуле:

  • доходы — общая сумма, которая была получена благодаря рекламной кампании;
  • расходы — общая сумма затрат на рекламную кампанию.

Важно понимать, что при вычислении показателей учитывается бюджет на запуск и поддержание кампаний, но не входят такие дополнительные расходы, как оплата услуг дизайнера, райтера, PPC-специалиста и прочих, а также доставка и себестоимость продукта.

Для того чтобы увидеть данные о доходах и стоимости, следует сформировать в Google Analytics отчет по Google Ads. Также информация будет отображаться в других отчетах (для этого необходимо выбрать в кабинете eCommerce).

Хорошая новость — показатель ROAS не нужно считать вручную. Все необходимый данные отображаются в аккаунте GA. В отчете Google Ads достаточно переключиться на “Клики”.

В чем заключается разница между ROI и ROAS?

И вот мы добрались до самого главного — различий между ROAS и ROI, над которыми бились два раздела.

Принципиальная разница между этими двумя коэффициентами заключается в том, учитываются ли при расчетах расходы компании на ведение бизнеса (другими словами, себестоимость товаров) или нет.

При расчете ROI учитываются все затраты (в частности маржа), при ROAS — нет.

ROI, ROMI, ROAS: чем отличаются и как их посчитать

Проще говоря, когда мы рассчитываем ROAS, то определяем, получил ли бизнес больше, чем потратил на рекламу, а когда обращаемся к ROI — смогли ли мы получить больше прибыли с учетом затрат на продукт/услуги и рекламу.

Вполне вероятно, что теперь ROAS покажется вам бесполезным инструментом, но это не так. Во-первых, он позволяет просчитать доходность/убыточность кампании, если у вас нет данных о разнице между ценой и себестоимостью (маржинальность) и коэффициенте ROI. Во-вторых, вы можете прикинуть, при каком ROAS кампания даст необходимые показатели или хотя бы выйдет в ноль.

Если вы определите гранично допустимый ROAS, то для вычисления целевых показателей можно протестировать кампании с соответствующей стратегией назначения ставок (Target ROAS).

При помощи ROAS, ROI и ROMI вы будете эффективно управлять стратегиями и рационально использовать бюджет, что, в свою очередь, положительно отразиться на доходах.

2020
12 комментариев

Маржа - это разница между между выручкой и себестоимостью единицы (продукции/услуги), это аналог ПРИБЫЛИ. И это абсолютный показатель.
Маржа 1 ед. = Выручка(цена) 1 ед. - Себестоимость 1 ед.
Маржа 1 ед. = 100 - 80 = 20 руб

Маржинальность - это относительный показатель - это отношение Маржи к выручке.
Маржинальность, % = Маржа / Выручку * 100%
Маржинальность, % = 20 руб/100 руб * 100% = 20%

Вы же путаетесь в понятиях и вводите в заблуждение.
Маржа - это НЕ маржинальность.

Далее, ROI = (доход х маржинальность – затраты)/затраты х 100% - ВЫ СЕРЬЕЗНО???
ROI = (100 руб * 20% - 80 руб)/80 руб * 100% = -75 %  
В успешной сделке при Выручке 100 руб, Затратах 80 руб. и Прибыли 20 руб,  ROI = -75% ??? Серьезно ???

ПРАВИЛЬНАЯ ФОРМУЛА:
ROI = (Доход - Затраты) / Затраты х 100%
ИЛИ ROI = Прибыль / Затраты х 100%
ИЛИ ROI = (Доход х Маржинальность) / Затраты х 100%
ROI = 0,25 = 25%, т.е. каждый вложенный рубль нам вернет 0,25 руб или 25 копеек

Когда в следующий раз будете публиковать, подумайте о тех, кто будет применять ваши формулы для своих экономических расчетов

14
Ответить

Единственная ценность данной статьи в комментарии Павла, так получается?)))

4
Ответить

респект, написал четко, а то статья похоже написана копирайтером за 30р/1000зн.)

3
Ответить

Вот почему я провалила тестовое задание, потому что считала по формулам в статье не почитав комменты((

Ответить

Павел, вы считаете затраты как общие за все, а в формуле имеются ввиду затраты на рекламу. Т.е. из ваших 80 руб - 30 ушло на рекламу. Иначе по вашей формуле выйдет, что при 0 прибыльности ROI не -100%, 0% - т.е. ушло в ноль. А это не верно, ведь прибыли нет

Ответить

Какой молодец)

Ответить

По-моему использовать понятие "доход" в этой статье вообще не правильно. Доход - это больше, чем выручка и прибыль, и описывает весь объем поступлений, полученных предприятием не только от продажи.

Правильнее скорее так:
ROI (возврат инвестиций)=(Прибыль-Расходы)/Расходы*100%
ROMI (возврат инвестиций без учета себестоимости)=(Выручка-Расходы)/(Расходы)*100%

А формулу расчета ROAS буду искать в другом месте)) Думала, что материалам на VC можно доверять, а оно вон че 😏

1
Ответить