Кассовый разрыв. Как не попадать и что делать, если все таки попали
Зачастую компании (особенно производственные, строительные и товарные) сталкиваются с ситуацией, когда прибыль вроде бы есть, но на счетах пусто. А значит, им нечем расплачиваться с поставщиками, подрядчиками и сотрудниками, приходится брать взаймы под неудобные проценты, делать бешеные скидки или экстренно распродавать активы. История не самая приятная. Такое временное отсутствие денег в компании и называется кассовым разрывом. Попробуем разобраться, откуда он берется и что делать, чтобы не попасть в него самим.
Перво-наперво надо разграничить понятия. Кассовый разрыв - это именно временная нехватка средств. Он проходит, когда поступают денежные средства по оказанным услугам или отгруженным товарам. Поэтому, как правило, его можно прогнозировать и избегать.
Но если денег нет, потому что компания генерирует убытки - это уже не кассовый разрыв, а дефицит денежных средств. И тут не спасет просто планирование, в такой ситуации необходимо полностью пересматривать существующую бизнес-модель и действовать по-другому.
Иными словами, если у вас ООО "Иванушка", вы занимаетесь оптовыми продажами наперстков и у вас постоянно нет денег, потому что их никто не покупает, то дело не в кассовом разрыве, а в том, что надо пересмотреть какие-то основополагающие вещи :)
Причины возникновения и как избегать
Основные причины - отсутствие грамотного планирования движения средств, отсутствие балансирования, неплатежи заказчиков и появление непредвиденных расходов.
Для планирования денежных потоков достаточно просто рассчитывать остаток денег с учетом будущих поступлений и расходов хотя бы на месяц вперед.
Для этих целей используется платежный календарь.
В нем вы отмечаете планирующиеся приходы и расходы денег. Можно считать как в целом на компанию, так и по отдельным проектам.
Грамотно спланированный платежный календарь еще и позволяет правильно распоряжаться временно свободными денежными средствами, используя их для получения максимальной выгоды, а не просто держа на счетах.
Приведем пример. У вас строительная компания, и вы заключили договор на построение загородного дома, с авансом и поэтапной оплатой за работу. Для строительства вы планируете привлекать помимо собственных сотрудников еще и сторонних подрядчиков. Планирование в этом случае заключается в распределении в платежном календаре поступлений от клиента, в соответствии с графиком выполнения работ, а так же выплат подрядчикам, зарплаты сотрудникам и остальных постоянных платежей. Если в ходе планирования выяснилось, что в какой-то момент денег будет не хватать - выполняем этапы интенсивнее или идем передоговариваться к заказчику о вариантах оплаты. А если наоборот, свободных средств завались - можем проинвестировать излишек, или купить какие-нибудь основные средства.
Балансирование жесостоит в равномерном распределении выплат и поступлений в течение прогнозного периода. Иными словами - не складывая яйца в кучу. Например, у вас выплата зарплаты производится два раза в месяц: 10 и 20 числа. Крайне нежелательно прописывать эти даты в договорах аренды, лизинга и других крупных платежей, так как денег может не хватить. Желательно распределить крупные платежи на весь месяц.
Не занимаетесь балансированием - все основные траты происходят в один день, и потом полмесяца нечем платить по другим счетам. Грусть, печаль, тоска.
Третья причина - неплатежеспособность заказчика. И такое бывает. Поэтому перед началом работы всегда следует провести небольшое внутреннее расследование и понять, стоит ли связываться с конкретным клиентом. Оценивайте риски.
Но также могут быть и массовые задержки платежей. Тогда причиной являются как правило макроэкономические изменения – кризис или санкции. В этом случае на первый план выходит оперативное управление дебиторской и кредиторской задолженностями.
Ну и наконец - непредвиденные расходы. У вас всегда может сломаться какое-то важное оборудование, и придется выкладывать кругленькую сумму на ремонт или обновку. Тут спасают только внутренние фонды на непредвиденные ситуации, куда вы ежемесячно (по-хорошему) должны откладывать процент от прибыли.
Это всё хорошо, но у меня уже кассовый разрыв. Что делать?
Если кассовый разрыв наступил, то разбираться почему так случилось уже нет времени. Надо как-то сделать деньги. Понять причины возникновения можно будет позже, и то при условии, что в компании ведется управленческий учет и данных будет достаточно.
Основные пути по выходу из кассового разрыва можно представить в следующих шагах:
1. Раздробите оплаты
Чтобы дольше расплачиваться с поставщиками. Тогда денег на счетах будет побольше. То же касается и клиентов - раздробите свою работу на этапы, чтобы получать оплату частями и пораньше, если это возможно.
2. Исключите низкоприоритетные платежи
Сначала пропишите, кому и сколько вам необходимо платить в первую очередь. Как правило, сначала оплачиваются налоги, аренда, кредиты и другие счета, без закрытия которых вам могут начислить штрафы, пени и другие взыскания.
Зарплаты, выплаты поставщикам и тд. можно отложить на пару дней без особых последствий.
В третью группу попадают все необязательные платежи, от которых можно отказаться – затраты на обучение, представительские расходы и другие. Платежи из этой группы можно не осуществлять вообще.
3. Определите жизненно важных поставщиков
В период нехватки денег старайтесь платить по чуть-чуть, но часто. Договаривайтесь с жизненно важными поставщиками, оформляйте отсрочки и графики выплат задолженностей. Покажите, что вам не все равно и вы скоро выберетесь из ситуации.
4. Соберите дебиторку
Если вам должны денег кто-то из клиентов - постарайтесь вытрясти их сейчас. Обзвоните всех. Если клиент просрочил платеж, можно разослать письма с претензиями, приостановить работы или задержать отгрузку, обратиться в суд.
Также можно прибегнуть к факторингу - просто продать долг клиента банку. Банк выплатит вам часть суммы сразу, что может спасти в критической ситуации.
5. Используйте основные и собственные средства
Вы можете продать или сдать в аренду свои активы - оборудование, станки, свободные площади.
В крайнем случае собственник платит по счетам компании из своего кармана. Как бы дает в долг. Вариант не лучший, но позволяет быстро расквитаться с долгами и пережить кассовый разрыв, а потом вернуть деньги собственнику.
6. Привлеките деньги
Брать кредит на погашение долга - очень нежелательный шаг, который может как спасти, так и усугубить ситуацию, когда придет время платить проценты. Особенно учитывая, что не так-то просто взять деньги по выгодным условиям в кратчайшие сроки.
Помимо факторинга можно воспользоваться овердрафтом. Тогда вы сможете уходить по расчетному счету в минус до определенного лимита, а потом автоматически погашать долг из новых поступлений.
7. Устройте акции и распродажи
Хорошие условия и скидки могут привлечь дополнительных клиентов. Да, вы проиграете в прибыли, но хотя бы заимеете свободные средства на счете, что и является нашей основной целью. Стимулируйте свои продажи.
8. Рассчитайтесь по бартеру
Если это возможно - договоритесь с поставщиками расплатиться не деньгами, а своими товарами или услугами. Сможете сэкономить и пережить сложный период.
Что дальше?
Если вам успешно удалось пережить кассовый разрыв и нормализовать ситуацию - самое время подумать о том, как избегать таких ситуаций в дальнейшем.
Для корректного использования инструментов по прогнозированию кассовых разрывов сначала необходимо внедрить в компанию полноценный управленческий учет. Тогда вы сможете не только избегать проблемы, но и использовать свои преимущества. Учет позволяет оцифровать каждую клетку вашей компании, четко видеть свои слабые и сильные места, делать бизнес стабильным, прогнозируемым и управляемым.
Начните уже сегодня. И пусть бизнес не болеет :)
Ваша EBITDA
Комментарий недоступен
Верно. Но иногда получается договориться, и это сильно помогает