Нет иностранной конкуренции

Нет иностранной конкуренции

Тревожность как национальная черта

Рынок отечественной электроники начал беспокоиться о возможном возвращении иностранных компаний и попросил защиты у Председателя Правительства РФ М.В.Мишустина.

Так, 13 марта этого года Ассоциация разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) направили М.В.Мишустину письмо с опасениями по поводу возвращения иностранных производителей в Россию, внесли свои предложения по ограничению для них и попросили разработать методы борьбы с конкурентами.

В состав АРПЭ входит несколько десятков российских ИТ-компаний. В их числе – Промобит, Атол, Mobile Inform Group, Инфоматика, Норси-Транс, ЛайтКом, Инферит, ИТ-холдинг Т1, Аэродиск, Геоскан и многие другие. Все эти компании сосредоточены на разработке электроники.

Причины

На фоне потепления политических отношений РФ и США и двусмысленных сигналов об ослаблении санкций начались разговоры о возможностях для возвращения ушедших иностранных компаний на отечественный рынок.

Как-то так выглядит прогресс мирных переговоров
Как-то так выглядит прогресс мирных переговоров

Реальных шагов для снятия санкций пока не предпринято. Более того, Брюссель не участвует в мирных переговорах да и США заняли позицию медиатора, как будто их это не касается. Но бизнес где-то на уровне интуиции считывает "сигналы" и начинает реагировать.

Российские производители уже сейчас беспокоятся о возможной конкуренции. Часть электроники так и не удалось заместить, о чем свидетельствует значительная доля параллельного импорта, которая доходит до 30%.

Иностранные компании уходили по-разному: одни оставили за собой право обратного выкупа, другие жгли мосты, где-то принудительно вводили внешнее управление, другие сами продавали бизнес российскому менеджменту.

И отношение к параллельному импорту у иностранных компаний тоже разное:

  • Компании официально перенесли и зарегистрировали офисы дистрибуции в Белоруссию, Казахстан, Узбекистан и пр. и через них поставляют свою продукцию в РФ;
  • Компании де юро не участвуют в поставках своих товаров в РФ, но де факто и не препятствуют;
  • Компании категорически против параллельного импорта и поставок своих товаров в РФ и всячески этому препятствуют.

Соответственно, и взгляды на возвращение на российский рынок у иностранных компаний тоже разные.

Прецедент

Буквально на днях итальянская Ariston приняла решение продолжить работать в России, поэтому передача российской "дочки" "Аристон Термо Русь" под управление в "Газпром бытовые системы" была отменена президентом РФ В.В.Путиным.

В компании уже отметили, что продолжат работу в России, при этом соблюдая действующие санкции. Это касается завода в Ленинградской области, где сейчас работают 500 сотрудников на производстве бытовых электрических приборов и водонагревательного оборудования.

В свете этого совет директоров пересмотрит решение от 1 августа 2024 года деконсолидировать Ariston Thermo Rus и учесть соответствующие потери.

Заявление совета директоров Ariston Thermo Rus

За 2023 год прибыль "Аристон Термо Русь" составила 33 млн руб., выручка — 9,4 млрд руб.

Однако другие иностранные компании пока не предпринимают активных шагов по возвращению и работы в условиях санкций.

Реальные риски

Очевидно, что основная причина беспокойства - реальная конкуренция иностранных производителей, т.к. до "технологического суверенитета", объявленного Правительством РФ одной из основных целей в условиях санкционного давления, ещё далеко.

Российский бизнес также опасается за свои инвестиции, вложенные в развитие отечественного производства электроники, хоть и признаёт, что прибыль пока далека от прогнозных значений.

За период 2022 – 2025 годов российская радиоэлектронная отрасль, несмотря на все сложности, в значительной мере адаптировалась к новым условиям. Компании вложили значительные средства в развитие производств и разработки. Большая часть этих инвестиционных проектов имеют "контрсанкционный" характер и направлены на повышение технологического суверенитета.

Письмо АРПЭ

А также, российские производители опасаются массового "переманивания квалифицированных специалистов". По данным Службы занятости на начало этого года количество открытых вакансий в компаниях-производителях электроники, превышает количество специалистов, соответствующей квалификации, почти вдвое. Дефицит касается квалифицированных кадров.

Однако реальные зарплаты специалистов пока идут по нижней границе рынка, т.к. большая часть компаний лишь немногим превышает точку безубыточности, а некоторые выживают за счёт вливаний из государственного бюджета. Поэтому иностранные компании могут зайти с козырей и предложить более высокие зарплатные ставки.

Российские производители видят следующие риски:

  • обесценивание "контрсанкционных" инвестиций радиоэлектронную отрасль периода 2022-2025;
  • снятие санкций на поставки оборудования при сохранении санкций на электронные компоненты (это нанесет "удар" по российскому производству, приведет к переносу производства в другие страны);
  • обсуждение оплаты зарубежными компаниями своего возвращения на российский рынок несёт риск подмены требований "технологического суверенитета" на требования "зарубежных инвестиций".

Предложения

Среди конкретных предложений АРПЭ указали требования к "санкционной устойчивости", ограничения каналов сбыта, маркировку иностранных компаний как несущих риски, запрет на участие в госзакупках, и, конечно, торговые пошлины.

В частности предлагается ввести следующие обязательные условия для возвращения иностранных компаний:

  • подписание иностранными компаниями соглашений о неподчинении санкциям, осуждение санкций и антироссийской политики,
  • отказ от любых претензий к российским и зарубежным компаниям по нарушениям прав интеллектуальной собственности вендоров в санкционный период,
  • восстановление гарантийного обслуживания и полной технической поддержки для ранее поставленной продукции, включая поставки в условиях санкций,
  • обеспечить защиту авторизованных каналов только для торговых марок российских компаний,
  • лишить зарубежных производителей исключительного права определять каналы поставок своей продукции в Россию,
  • маркировать продукцию иностранных компаний, которые поддержали или подчинились санкциям по аналогии с маркировкой о рисках заболеваний на табачной продукции,
  • ввести запрет на использование продукции зарубежных брендов на рынках государственных закупок и критической информационной инфраструктуры,
  • ввести таможенные пошлины в размере 30% на импортную продукцию.

Отдельно предложено внести изменения в постановление Правительства России № 1912 от 14 ноября 2023 г. "О порядке перехода субъектов критической информационной инфраструктуры России на преимущественное применение доверенных программно-аппаратных комплексов на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры России".

Предлагается интегрировать коррективы в критерии "доверенности" для используемых в критической информационной инфраструктуре программно-аппаратных комплексов в соответствии с требованиями российской разработки и контроля жизненного цикла изделия.

Кто присоединился

Не хотят конкуренции с иностранными компаниями не только производители электроники, но и ИТ-компании, которые осуществляют вендорозамещение. Они сталкиваются с внутренней конкуренцией уже сейчас.

К примеру, на рынке кибербезопасности до санкций основную долю рынка занимали 2-3 иностранные компании с универсальными коробочными решениями и возможностью кастомизации. Им на смену пришло 20-30 решений от отечественных компаний, которые покрывают одинаковые запросы на рынке, однако масштаб решений по количеству клиентов в несколько раз меньше, и все они кастомизированные.

ИТ-компании поддерживают российские производители "железа", но не все, т.к. не все переориентировались на китайских поставщиков.

Есть и те, кого не беспокоит возвращение иностранных компаний.

Процесс возможного возвращения зарубежных вендоров будет сложным. Многие из них фактически не выполнили свои коммерческие обязательства, оставили российских клиентов без оплаченной поддержки и не вернули за нее деньги.

В отношении ряда компаний ведутся расследования, возбуждены дела, начислены штрафы. Это создает дополнительные барьеры и повышает значимость мер по поддержке отечественных производителей, которые взяли на себя задачу обеспечения технологической независимости и продолжают активно развивать инновационные решения для российского рынка.

Владимир Лавров, генеральный директор ГК Softline

Пока не ясно, какие иностранные компании и в каком качестве планируют возвращаться на российский рынок. Также не совсем ясно, как они будут работать в условиях санкций и внутренних ограничений, если предложения АРПЭ будут приняты. Зондирование почвы для возвращения находятся на уровне слухов, т. к. официальных заявлений не было.

Знал бы прикуп, жил бы в Сочи, но не слишком ли преждевременно вводить ограничения для компаний, которые ещё не делают попыток вернуться?

3
3 комментария