Рассказываем об одной из самых актуальных концепций современного образования — о модели смешанного обучения. Какие у нее преимущества? Какие подходы существуют? Эпоха перенасыщения влияет на все сферы жизни, в том числе, на изменения в традиционных учебных процессах. Все движется в сторону персонализации подхода. Из-за погружения в большие объемы информации и знаний каждый день, внимание расфокусировано. При этом как никогда важным станет умение мыслить критически и учиться все подвергать анализу. Эксперт-автор онлайн-курса, методолог, учитель в школе или преподаватель в университете станет куратором, который поможет выбирать правильные знания в эпоху переизбытка информации. Роль педагога останется по-прежнему велика: в частности, он помогает осмысленно выбрать те источники, которые необходимо изучить, и выстроить образовательную траекторию таким образом, чтобы знания систематизировать. В чем плюсы смешанного обученияСмешанное обучение называют одной из главных образовательных моделей будущего. Это образовательный подход, в котором совмещается обучение с участием педагога с самостоятельным онлайн-обучением. В этом случае, темп обучения контролирует сам учащийся. Развивает критическое мышлениеСтудент учится выбирать достоверные источники при работе с информацией, проводит фактчекинг, изучает несколько точек зрений по существующей теме. Способствует развитию творческих способностейУчащийся учится реализовать новые решения и креативные идеи. За счет подготовки эссе, личных проектов, работе по группам, индивидуальной образовательной траектории. Учит работать в группахОдни из получаемых навыков — умение выстраивать комьюнити, создавать команды, запускать проекты в партнерстве. Студент получает лидерские качества. Развивает эмоциональный интеллектУчится понимать других людей и слышать другую точку зрения. Способность к эмпатии — путь к созданию востребованных на рынке продуктов. Строится на концепции lifelong learningСтуденты учатся учиться. Этот навык позволяет в любой момент жизни проходить обучение разного уровня сложности и достигать поставленных целей. Как применить модель смешанного обучения на практикеВсеобщий переход на дистанционное обучение вскрыл ряд проблем, в частности, отсутствие технической оснащенности учебных заведений: школ, университетов, курсов дополнительного образования. 4 подхода, которые стоит внедритьВарианты работы по модели смешанного обучения можно внедрять в любой онлайн-курс. Выявляйте проблемные зоны и проектируйте такой курс, который позволит учащимся достигать конкретной цели каждого из них.1. Работа в группах с предварительной подготовкойНа онлайн-платформе учащиеся проходят учебный материал, разбитый на несколько видеолекций, и выполняют тестовые задания. В классе учащиеся делятся на группы по психотипу, уровню знаний либо виду выполняемых заданий.Пример. Одна группа работает над решением задачи, другая — готовит материал для дискуссии по проблемному вопросу с учетом изученного дома материала. Это можно сделать в онлайн-формате: в сервисе Zoom есть возможность подключать отдельные комнаты на несколько человек.2. Перевернутый классВместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видеолекции в сети — самостоятельно проходят теоретический материал. Это могут быть такие площадки, как лекции TEDx или Coursera. Пример. Студенты смотрят ролик на релевантную тему и выполняют задание — пишут развернутое эссе, готовят презентацию или подкаст. Встраивать необходимые видео можно и в уже готовый урок.3. КвестыИнтерактивные задания, в которых студент погружается в смоделированную преподавателем ситуацию, становятся все популярнее. При подготовке таких заданий важно тщательно прописать сценарий. Пример. Психологов можно погрузить в игру-квест, где они, общаясь с разными персонажами-клиентами, учатся определенной методике работы. Игровая атмосфера способствует увеличению вовлеченности учащихся в процесс: им становится самим интересно узнавать новое и пройти квест до конца.4. Индивидуальный планКаждый из студентов онлайн-курса или учебного класса получает индивидуальный план, на который ориентируется при прохождении онлайн-программы. Изучает и посещает он только те уроки и занятия, которые прописаны в его плане.Пример. На старте провести диагностику, выявить цели обучения, определить паттерны по психотипу, определить уровень знаний, а затем быстро адаптировать курс под разные целевые аудитории. Из плюсов такого формата: студент ориентирован на самостоятельное изучение материалов и приходит к преподавателю с конкретными вопросами по теме.Карантин показал, что традиционных форм обучения совершенно точно не хватает. Поколения Z и моложе пользуются при обучении онлайн-платформами и приходят на офлайн-воркшопы в равной степени. Для них нет ощутимой разницы, в каком формате получать навыки. Подготовка «до» урока, а не после поможет сэкономить время и сфокусироваться на практике и дискуссии по теме, чтобы найти ответы на самые сложные вопросы и обсудить интересные идеи. За смешанной моделью обучения будущее. Расскажите, какие элементы вы уже внедряете?
2