Построить стартап продукт с нуля без денег и провалить

Всем привет! Меня зовут Дильмурод Насибуллаев, я менеджер по развитию и комьюнити в IT-Academy при IT Park Uzbekistan, координатор национального проекта по IT-образованию «One Million Uzbek Coders», а также параллельно веду веб-студию Ambient. Хочу поделиться своим опытом провалов при запуске двух стартапов без единого гроша в кармане и без какого-либо опыта. Поехали!

Lepestock.

Все это началось в 2017 году. В нашем университете проводился конкурс на разработку продуктов и стартап-проектов. Победитель мог выиграть билет в Корею на 3-недельный летний курс. Мы вместе с другом по университету решили участвовать в данном конкурсе. Мы понимали, что наш стартап должен решить какую-то проблему и должен изменить рынок, в котором он находится. Думали над разными идеями: от стандартной доставки чего-либо до автоматизации торговли. В итоге решили, что сделаем сервис по доставке цветов в нашем городе. Сервис довольно простой: взять товар у продавцов цветов на рынке и доставить клиенту. До этого ниша была занята рыночными продавцами цветов и дорогими цветочными бутиками. В первом случае, они не предоставляли никакого сервиса или доставки. Во втором случае - все есть, но цены заоблачные. Мы же хотели выбрать нишу, которая бы сочетала в себе первое и второе, а именно, осуществлять доставку цветов по приемлемым ценам, при этом не тратя время покупателя на поиски по покупке букета.

Вначале мы назвали проект «Fleurs de la space». В дальнейшем решили переименовать на «Lepestock».

Мы создали веб-сайт электронного магазина на «wordpress». Поехали на рынок и сфотографировали разные букеты и там же, на словах, без какого-либо договора, договорились с продавцами цветов. Модель была проста: цена рынка -10% так как мы партнеры, +30% наши услуги. Получается, если рыночная стоимость товара 10$, продавали мы за 13$, и наша выручка составляла 4$.

Мы долго готовились к презентации чтобы выступить в конкурсе и наконец выиграть билет в Корею. Но мы с другом проиграли. Проигрыш был для нас пощечиной, но в то же время он дал нам сильную мотивацию. И мы решили, что будем сами запускать бизнес, имея в команде 2 человека, которые ничего не знают о бизнесе, несколько партнеров, отношения с которыми были построены на джентельменском соглашении и где-то 120-150$ в кармане. Мы знали, что вероятность провала очень высока, но мы верили, что как минимум опыт мы точно получим.

После чего мы начали фотографировать новые букеты и налаживать партнерство. Долгое время у нас не было заказов. Однако в скором времени мы получили первый заказ, который доставили лично сами на такси. Клиенту всё понравилось, мы получили первые деньги. К сожалению, после нашего первого заказа 4 недели мы были в простое. В это время мой партнёр ушел, так как не видел перспективы и был занят учебой. В итоге я самостоятельно заказал обёртки и стикеры с логотипом, немного поменял модель работы и стратегию. Теперь, мой стартап не просто предоставлял доставку цветов, но к тому же еще и поздравлял клиента при необходимости. То есть цветы, плюшевые игрушки, шоколадки и особый метод поздравлений со стихами и песней входили в новый пакет услуг за определенную плату.

Далее я разыграл букет методом «Like and Share». Вскоре получил еще 2-3 заказа, которые сам доставил на такси. Но в этот раз клиенты не остались довольными. Потом я сделал выводы и понял, что не я должен отвечать за качество и цену букетов и, кроме того, при выборе товара для доставки нужно было учесть, что некоторые продукты быстро портятся, что негативно сказывается на ведении бизнеса. После чего я решил сделать агрегатор цветочных магазинов и зарабатывать на транзакциях. Но с агрегатором есть проблема. Тут есть «deadlock», замкнутый круг. Для того, чтобы иметь партнеров (продавцов) надо иметь много клиентов, чтобы иметь много клиентов надо иметь много партнеров. Данную проблему можно решить только вложив много денег в маркетинг, которых у меня не было.

Из-за учебы и отсутствия команды, денег и опыта, я перестал заниматься данным проектом.

Что я получил в итоге:

- Опыт. Как построить бизнес, на что обращать внимание и что вообще нужно для создания бизнеса;

- Команду. С другом, который бросил текущий проект, мы делали еще парочку проектов;

- Навыки коммуникации. Научился вести базовые переговоры и продавать.

Вывод:

- Для запуска проекта нужен базовый капитал. Хотя бы для того, чтобы проект держался наплаву.

- Нужна команда. Это очень важный пункт. Нужна команда, у которой совпадают видения и у которой есть желание работать в той или иной сфере.

- Создавать агрегатор для бизнеса, только если у тебя есть сильный бренд или если есть хорошая маркетинговая стратегия и базовые деньги на реализацию.

- Если занимаешься доставкой, то надо обязательно иметь основную часть – доставщиков и курьеров. Кроме того, лучше не выбирать быстро портящиеся продукты.

В следующей статье я расскажу еще об одном стартапе, который завершился провалом.

Построить стартап продукт с нуля без денег и провалить
11
5 комментариев

Довольно интересно описано. В моей команде тоже однажды провалился стартап, на который мы возлагали большие надежды. Думаю важнее всего это продолжать свое дело вне зависимости от уровня мотивации

1

Нужна команда, которая готова работать за еду.

Бюджет так же играет огромную роль, как по мне.
Вообще история занимательна, и самое ценное, что получил автор - опыт, пусть и опыт провала.

я расскажу еще об одном стартапе, который завершился провалом.чтобы донести еще 2-3 азбучных истины?