«Деление на онлайн и офлайн придумали инвесторы, чтобы дурить мозги»: глава DNS о ритейле и его будущем в России

Дмитрий Алексеев не верит, что онлайн полностью вытеснит офлайн, а доставку в существующем виде считает экономически неэффективной. Конспект его выступления на Гайдаровском форуме от издания MarketMedia.

Фото с личной страницы Дмитрия Алексеева в Facebook<br />
Фото с личной страницы Дмитрия Алексеева в Facebook

Если говорить про эмоциональную составляющую в рознице для потребителей, могу сказать, что меня как практика из провинции эмоциональная составляющая интересует, но не в самую первую очередь.

Если не говорить в целом за всю розницу, потому что это средняя температура по больнице, самой важной особенностью нашей розницы является то, что единичная транзакция выходит дешевле, чем в онлайне. Для массового товара довезти контейнер клавиатур и микроволновок и потом его распределить через офлайн-розницу будет дешевле, чем индивидуальная доставка, которой пользуется онлайн.

Дальше идут такие прелести, как возможность пощупать товар, посмотреть на него физически, поговорить с продавцом. Если говорить про DNS, нашим конкурентным преимуществом является логистика по территории всей страны, мы присутствуем уже практически везде.

Мне, честно говоря, не очень нравятся эти деления на офлайн и онлайн. Его придумали московские инвесторы, чтобы дурить мозги другим инвесторам и собирать у них деньги для покупки акций.

Инвесторы народ загадочный. Почему они оценили так компанию Ozon, для меня большая загадка. Они оценили её в пять раз выше, чем «М.Видео» вместе с «Эльдорадо». Это не описывается здравым смыслом и даже предположением, что они рассчитывают на серьёзный рост оборота Ozon.

Тем не менее, это хайповая история и мне кажется, нынешний онлайн, о котором мы говорим, это просто хайп. Когда хайп продаётся за такие деньги, за которые продали Ozon, это становится весомым фактором, на него нельзя не обращать внимания.

На самом деле есть другой гораздо более мощный тренд, к которому нам нужно адаптироваться. Мы попали в информационную эпоху, у большинства покупателей в кармане лежит смартфон и он стал чуть ли не основным каналом связи с внешним миром. Это повлияло на многие отрасли, в том числе и на ритейл. И надо просто адаптироваться к тому, что изменился окружающий мир.

Не будет такого, что все магазины перекочуют в интернет и всё будет в онлайне, естественно нет.

Давайте определим, что такое онлайн. Если мы говорим, что онлайн это там, где нет магазинов, ну привет. Если вы посмотрите на наш самый большой онлайн-канал в России — Wildberries, вы с удивлением обнаружите, что у них чуть ли не самая большая сеть магазинов. И это их основное конкурентное преимущество, они стали самым большим игроком в онлайне, потому что они самые офлайновые из всех онлайновых со своими ПВЗ. Вот так вот они адаптировались.

Мы тоже адаптируемся и все те сервисы, которые есть в интернете и которые нам позволяют реализовывать новые информационные технологии, мы реализуем через интернет. С самого рождения нашей компании у нас был сайт, торговля через сайт, доставка и так далее.

Мне кажется, российский рынок не сильно отстаёт, а, может, даже опережает лучшие образцы ритейла, которые есть в мире. Мы видим, что тот канал, который традиционно считается онлайном, занимает довольно небольшую долю. В Великобритании и в США, если я правильно пониманию, они перевалили 10%.

Зачем ходить в физические магазины? Да просто потому, что люди и так ходят и это самый простой способ покупки — выйти из квартиры, по пути с работы зайти в магазин купить булку, пачку молока или что-то из нашего ассортимента. По своим продажам мы видим, что пандемия не сильно повлияла на долю доставок в наших продажах. Поэтому я считаю, что глупо чего-либо опасаться, надо адаптироваться, а тот, кто не адаптируется, просто не впишется в новые реалии бизнеса.

Есть такое противопоставление, что офлайн-сети это такие ретрограды, презирающие интернет. Конечно же нет, это не так.

Доставка в том виде, в котором она сейчас пытается развиваться, заведомо нелетающая вещь. Может быть, это мой провинциальный взгляд, неправильный.

Я приезжаю в Москву и смотрю на этих бедных доставщиков. Это же услуга, которая заточена на рабский труд.

Житель Москвы, который пользуется доставкой, никогда не будет доставщиком. Это же всё заточено на выходцев из Средней Азии, за которых не платят зарплатные налоги, они работают в тяжёлых условиях за небольшие деньги.

Даже в этом случае экономика вряд ли будет работать, потому что доставка это ахиллесова пята онлайна и тут есть хитрый эффект. Онлайн хорош тем, что у него большой эффект от масштаба. Сайт на 100 пользователей, грубо говоря, и сайт на 1 млн пользователей отличаются непринципиально. Но с доставкой вы обнаружите интересную особенность. Если вам нужно сделать 10 доставок, это одна себестоимость транзакции, если 1000, совсем другая, если 1 млн доставок, это ещё дороже. Просто потому, что там нет эффекта от масштаба.

Поэтому, я в доставку совершенно не верю, пока не придумается какая-нибудь беспилотная доставка либо другие технологии. Но инвесторы пускай инвестируют.

4848
111 комментарий

Если DNS не видят роста онлайна в структуре своих продаж, значит либо люди идут не к ним, либо они как-то не так считают. Оффлайн розница в электронике скорее превращается в шоу-рум, в котором ты щупаешь товар, который потом закажешь на маркете с дисконтом в 10-15% от цены крупного ритейлера, либо в ПВЗ-переросток.

44

Иногда надо что-то купить здесь и сейчас, а не ждать, когда тебе это доставят.

10

А нахер к ним идти, когда ты онлайн находишь новый ноутбук, который в наличии в половине магазинов в Москве, чудом выбираешь самовывоз а не доставку, так как по пути. А в магазине, сюрприз, этот ноутбук является витринным образцом и запакованных альтернатив нету ни в одном их магазине. Они просто вскрыли выставили пылиться на витрины 10 ноутбуков, которые продают онлайн. При том я, как клиент, рад увидеть ноутбук до покупки вживую, однако я уже принял решение в интернете и совсем не хочу, чтобы мой будущий ноутбук лапали сотни людей. 
А в добавок к этому еще и гарантия, которая была активирована у производителя несколько месяцев назад. Даже в ларьках на горбушке такого не встречал.

6

Лол. Так и есть. А учитывая, что в DNS тебе консультанты мозг понасилуют, ты уходишь и оформляешь заказ на сайте М.видео 😄

Справедливости ради, у DNS тут все равно есть преимущество - они могут доставить день в день при заказе в первую половину дня.

4

Как сотрудник ДНС, который видит эту статистику:
1) всё что вы сказали, актуально при отсутствии паритета цен. При паритете цен уже становится неактуальным, уже влияет удобство покупки (место, наличие здесь и сейчас и так далее) Плюс есть психологические пороги, сколько человеку не жалко переплатить, чтобы получить здесь и сейчас в удобном магазине. 
2) нужно отличать чистый онлайн (это про заказ и доставку) от онлайна с ПВЗ. 
Онлайн с ПВЗ от офлайна не так уж и сильно
3) Тема с "купить здесь и сейчас" актуальна и без паритета цен. То есть бизнес-модель маленького  шоурума с каким-то минимальным-средним набором товаров в наличии здесь и сейчас жизнеспособна 
4) думаю, что очевидно, что  входные цены ниже в зависимости от объёма.
5) Дисконт на маркете в мск по электронике завязан в том числе на обналичку, уход от налогов и прочие практики, которые крупные практики.
Покупателю это параллельно, но когда например рухнул Мегабит, много людей встряло по гарантии. Да и в принципе история с обналом с текущими тенденциями по контролю платежей закончится в перспективе двух-трёх лет.
Завышенная маржа на какие-то товарные группы у федеральных рителейров тоже будет снижаться, и они всё равно будут зарабатывать больше интернет-канала за счёт лучших входных цен даже при соблюдении их паритета. 

2

Естественно к ним никто не идёт. Кому обосралось по полчаса стоять в магазине и ждать когда сонный продавец что-то пробьёт в терминале, сходит на склад отнесёт на кассу и там ещё в очереди постоять. 

Юлмарт збс был. В терминале сам все выбрал, тебе собрали за 5 минут. 

Суть маркетплейса вовсе не в онлайне/офлайне, а в том, что ЛЮБОЙ буратина может купить товар и выставить его на продажу, надеясь на этом заработать. Что так себе идея в эпоху тотального перепроизводства, кризиса потребления, эко-активистских движений и т.д. В то время как маркетплейс ВСЕГДА имеет свою комиссию и все косты перекладывает на поставщика.

18