Университеты и бизнес: кто из компаний и зачем создает образовательные программы в российских вузах

Оторванность от реального мира — распространенное обвинение в сторону российского высшего образования. Чтобы готовить специалистов, которые нужны рынку, вузы создают образовательные программы в партнерстве с крупными компаниями. Разбираюсь, кто вкладывается в такие программы и чему там учат.

Бизнес сотрудничает с вузами в разных форматах: проводит конкурсы и лекции, открывает лаборатории, кафедры, магистерские и даже бакалаврские программы. Так университет получает финансирование и места практики для студентов, а компании — компетентные кадры в будущем.

Занятия на таких базовых кафедрах часто ведут и преподаватели университета, и непосредственно практики. Обычно свои программы в вузах открывают крупные компании, у которых есть на это ресурсы (финансовые и кадровые) и которые уверены, что такое «долгое» вложение в специалистов со временем окупится. Я подобрала пять разных примеров сотрудничества компаний и университетов.

Университеты и бизнес: кто из компаний и зачем создает образовательные программы в российских вузах

Тематика: компьютерная лингвистика, распознавание изображений и обработка текста

У IT-компании ABBYY (известной, например, программой распознавания текстов и электронными словарями) в московском Физтехе открыто сразу две кафедры: на одной занимаются компьютерной лингвистикой, на другой — распознаванием изображений и обработкой текстов. Обе задачи востребованы в самой компании, а кафедры (там есть и бакалаврская, и магистерская программы) готовят инженеров-исследователей в области интеллектуального анализа документов. Дипломы студенты тоже зачастую пишут с опорой на практические задачи, которые интересны ABBYY.

Многие студенты еще на старших курсах начинают работать в ABBYY, но организаторы программы говорят, что это не просто учебный центр компании, а полноценное образование — с ним можно устроиться и в другие компании, работающие с искусственным интеллектом.

Тематика: разработка мобильных и веб-приложений

Компания Distillery, которая занимается созданием веб-сервисов и мобильных приложений, открыла в Южном федеральном университете лабораторию, где студенты могут практиковаться в дизайне и разработке приложений. Сама компания активно сотрудничает с вузом (например, кафедрой вычислительной техники), участвует в образовательной, проектной и научной деятельности студентов.

В вузе говорят, что сотрудничество студентов с профильными компаниями помогает им получать актуальные знания и выводить свои проекты на рынок IT-услуг. Distillery работает в основном с американскими клиентами (главный офис компании находится в Лос-Анджелесе), но компанию основали в Таганроге, поэтому ее создатели помогают alma mater и IT-рынку в родном регионе.

Тематика: Нанокомпозитные материалы

Магистратура по нанокомпозитным материалам — совместный проект Новосибирского госуниверситета и российской компании-единорога OCSiAl, производителя одностенных углеродных нанотрубок. Программа готовит выпускников с компетенциями на стыке физики, химии и материаловедения, которые смогут работать с сфере инновационной промышленности.

Учебные курсы направлены не только на изучение новых материалов, но и на поиск возможностей для их промышленного применения. Научно-исследовательскую практику многие студенты проходят в лабораториях OCSiAl. Магистратуру создали в 2017 году, а поступить в нее могут бакалавры физики или химии.

Тематика: Разработка программного обеспечения или Алгоритмы и анализ данных в биоинформатике

Производитель инструментов разработки JetBrains открыл корпоративную магистерскую программу в петербургском ИТМО сразу по двум направлениям: разработке ПО и анализу данных в биоинформатике — распределение по специальностям происходит после первого семестра. Учебный план построен разработчиками компании, а основным партнером программы является Яндекс.

Программа рассчитана на тех, кто уже знаком со сферой разработки ПО, но хочет углубить знания и получить практические навыки: например, в начале каждого семестра студенты выбирают учебный программный проект, над которым работают под руководством преподавателей или сотрудников компаний-партнёров. Как говорят руководители программы, многие учебные проекты связаны с актуальными продуктовыми задачами JetBrains.

Тематика: Цифровая трансформация образования

Магистерская программа Высшей школы экономики готовит руководителей и предпринимателей в сфере образования: там обещают дать системные знания на стыке образования, управления и компьютерных наук. Как говорят руководители магистратуры, в России активно идут процессы цифровизации образования на всех уровнях (федеральном и региональном), поэтому кадры в этой сфере сейчас востребованы. Выпускники получают компетенции как для работы в государственном секторе, так и для создания стартапа в EdTech или смежных областях (например, HR).

Программа реализуется в партнерстве с Яндексом и при экспертной поддержке Microsoft. Среди учебных курсов: образовательные технологии и коммуникации, теория и механизмы госуправления, психологические аспекты обучения в цифровую эпоху.

2222
11 комментариев

В МФТИ много магистерских программ совместных с компаниями (РОСНАНО, МТС и тд). 

3
Ответить

«Газпром нефть» + ИТМО

3
Ответить

Достаточно большая часть Таганрогских офисов Distillery это выпускники ТРТИ (нынешний ИТА ЮФУ)

2
Ответить

Я бы сказал абсолютно все

Ответить

А это ведь не полная подборка?

1
Ответить

неполная, это примеры) но в основном такие программы создают IT-компании

Ответить

Такой гид для тех, кто поступает получился

1
Ответить