Школа будущего: как изменится среднее образование

Neon Brand, Unsplash
Neon Brand, Unsplash

Разрыв между школой и реальной жизнью наметился уже давно. И он продолжает расти. Большинство выпускников забывают почти всю школьную программу уже через пару лет, обучение ведется по устаревшим материалам. Вчерашние школьники умеют зубрить, но не знают, как осмысливать информацию, работать в команде, выдвигать и проверять теории, как ошибаться и что с этим делать. Чтобы соответствовать современным реалиям, школа должна измениться. Какие тренды будут определять развитие среднего образования в ближайшие годы?

Разный подход к разным поколениям

Все крупные корпорации, представляя свой продукт, изучают разницу между поколениями, чтобы предложить миллениалам и зумерам именно то, что им требуется.

Например, миллениалам важно выбирать удобный график и поддерживать баланс личной жизни и работы. Тем, кто постарше, важны социальные гарантии. А что важно поколению Z, появившемуся на свет после 2000 года? Какие ценности будут у поколения Alpha – малышей, которые сейчас ходят в садик? Школа должна адаптироваться постоянно, давая всем поколениям возможность для самореализации.

Геймификация

Учеба не должна быть скучной, можно обучаться, играя и увлекаясь этой игрой. Этой идеей сейчас занимается, в частности, International Society for Technology in Education – некоммерческая организация, которая продвигает технологии в образовании.

На недавней выставке этой организации NASA устроили целую игровую секцию с мастер-классами. Microsoft, Minecraft и Google разрабатывают проекты, которые можно использовать на уроках в школе и самостоятельных занятиях дома. Наборы для экспериментов не менее популярны, чем конструкторы и трансформеры. А Science Journal при поддержке Google рассказывает, как проводить несложные опыты, используя подручные средства.

Если NASA считает, что в науке есть место игре, то почему школа все еще стремится к академизму? Даже взрослые учатся быстрее, если в обучении используется элемент игры, что уж говорить о детях.

Профильное обучение

В Москве три четверти всех старшеклассников учатся в профильных классах. Специализированные программы есть почти во всех школах в крупных городах.

Это отличный тренд, но профильные классы – только один из вариантов индивидуализации обучения.

Адаптировать стандартную программу под интересы, склонности и планы ребенка можно и иначе. Например, можно ввести многоуровневую подготовку, когда школьник сам выбирает базовый или продвинутый курс предмета. Ученик сможет изучать все по чуть-чуть, чтобы осознать свои интересы, или отказаться от части необязательных предметов и сконцентрироваться на том, что ему важно – например, на английском и математике.

Многие направления возникают на стыке дисциплин, и профили не позволяют детям подготовиться к работе на таком поле. Например, направление «компьютерная лингвистика» требует углубленного изучения языков, математики и информатики. Будущим IT-медикам нужно изучать биологию и программирование, а архитекторам виртуальности – ИЗО и математику.

Адаптивность

Персонализация обучения — это не тренд, это уже абсолютная необходимость. Классно-урочная система была создана в XVI веке. Сегодняшняя программа – продукт ранней индустриальной эпохи, когда школе нужно было учить детей быстро и одинаково. Школа готовила фабричных рабочих, приученных вставать по звонку и работать по инструкции.

Но за последние 150 лет ситуация изменилась. Никому больше не нужны люди, которые знают по верхам все и ни в чем не разбираются глубоко. А ведь большинство выпускников – середнячки. Выучить все и хорошо трудно, иначе все были бы отличниками.

Школа будущего – это не как можно больше информации обо всем на свете. Это самая важная информация об основных явлениях – то, что обязательно пригодится в жизни, вне зависимости от будущей профессии.

Это не одна программа для всех, а персональные траектории, индивидуальные планы и адаптация материалов и подхода под каждого ученика.

Для школы будущего ребенок – не пассивный контейнер для знаний, а полноценный участник образовательного процесса с правом голоса. Такая школа будет развивать сильные стороны и учить, как компенсировать слабые, подстраивать под ученика скорость освоения и стиль подачи материала. Учебный процесс будет базироваться на том, что каждый отдельный ребенок может и хочет, а не на общих для всех нормативах.

Кстати, интересны тренды, кейсы лидеров индустрии, новости, мысли, сложные и риторические вопросы образования? Тогда подписывайтесь на Telegram-канал Образование, которое мы заслужили.
Там я для вас всё это бережно собираю.
Ну и пед.дизайн в цифре и цифра в образовании.

Развитие навыков для взрослой жизни

Задача школы – развивать навыки командной работы, поиска информации, креативность и критическое мышление. Иными словами, школа должна учить учиться, сотрудничать с другими и самостоятельно развивать свой потенциал, потому что строгий учитель с указкой не будет стоять над человеком всю жизнь. Но сейчас этому уделяется очень мало времени – его просто нет.

Хотя можно изменить классную работу так, чтобы высвободить время для принципиально иного взаимодействия между учителем и учеником.

Уже сейчас в школах проводят проектную работу – дети выбирают тему, собирают команду, распределяют роли, сами координируют сотрудничество, самоорганизуются. Словом, делают именно то, что им придется делать на работе, во взрослой жизни.

Заходите ко мне в Telegram канал Образование, которое мы заслужили.
Там я рассказываю про тренды, кейсы лидеров индустрии, новости, мысли, сложные и риторические вопросы образования. Веб дизайн в цифре и цифра в образовании.

Связь мира школы с миром работы

Как дети выбирают будущую профессию? По совету родителей, по результатам профориентации, иногда – под влиянием СМИ. Но беда в том, что школьники ничего не знают о том, какие специальности будут пользоваться спросом через 5-10 лет. Они не представляют себе ни рынок труда, ни особенности той или иной профессии.

Родители, кстати, этого тоже не знают и продолжают отправлять детей учиться на бухгалтеров и юристов, хотя по прогнозам экспертов уже через несколько лет эти профессии практически исчезнут. Зато спрос на экспертов по кибер-безопасности будет очень высоким. Но об этой работе мама с папой не слышали и потому они ничего не могут посоветовать ребенку.

Именно поэтому важно, чтобы работодатели и школа поддерживали контакт и помогали детям сориентироваться в разнообразии профессий, расширить кругозор и освоить основные знания и навыки, которые потребуются им в работе. Это сведет несоответствие между желаниями школьников и требованиями рынка труда.

Профессиональное обучение за партой

Сейчас школа почти не работает с запросом учеников на внешкольные навыки, но ситуация будет меняться. Есть большая вероятность миграции к формату профессионального обучения в рамках среднего образования, когда ученики уже с 8 класса смогут получать специальность без отрыва от парты. Например, они будут учиться программировать, проводить анализ медиарынка, вести блоги на коммерческой основе, монтировать видео и снимать его.

Уже существуют детские предпринимательские школы, ученики которых запускают свои стартапы – не игрушечные, а вполне рабочие. Дети в таких секциях учатся думать и прогнозировать, просчитывать риски, составлять бизнес-планы, развивать неординарные идеи. Это не «игра в предпринимателя» – вспомните все истории о 14-летних подростках, которые разрабатывали приложения, гаджеты и бизнес-модели, привлекали инвестиции и продавали свои разработки гигантским корпорациям за миллионы долларов.

Пока что школы к такому не готовы и эту нишу занимают EdTech компании и частные образовательные учреждения.

Оригинал статьи живет в моем блоге на Snob

1515
7 комментариев

Спасибо большое за статью! Кратко и по делу!

2

а еще сас мыслам👍🏼

1

Тема интересная. Жаль только, что подобное обучение доступно только жителям мегаполисов, в маленьких городах никто такое открывать не будет, потому что нерентабельно.

1

С 8 класса такую проектную работу вполне можно организовывать онлайн. Таким образом старшеклассник будет учиться работать удаленно. Т.е. эта школа "будущего" не обязательно должна быть оффлайн, даже скорее она должна быть онлайн в виртуальном пространстве.

Это в каком возрасте ребенок сам будет выбирать базовый и продвинутый курс предметов? Ладно, в старших классах дети уже хоть немного соображают, да и то не все. А что говорить о младших классах?

1

Вообще отличная идея, как по мне. В Москве и ближайшем Подмосковье точно найдутся родители, готовые за это платить, причем платить немалые деньги. Нужно только тщательно разработать программу и найти толковых преподавателей. Ну, и на образовательную лицензию придется потратиться, я тут нашел, что это порядка 60 тысяч рублей https://www.ulc.ru/obrazovatelnaja-licenzija/ Но как по мне, то такой проект должен достаточно быстро окупиться, нужно только будет запустить качественную рекламу.

1

Михаил, полностью поддерживаю твое видение .

Я бы добавил, что в наших школах со старой закалкой мало поддержки и одобрения как со стороны преподавателей (теоретиков) так и со стороны сверстников, которые раздают непрошеные советы и рекомендации.

Зачастую люди в России до сих пор не научились в позитивном ключе доносить свои мысли и помогать людям. В русскоязычном пространстве распространено в самом начале выписать словесно "подзатыльник", а в конце включить одобрение, добавив одну из фраз клише: ты не обижайся, я же как лучше хотел... с уважением... И как после этого полюбить предмет, когда изначально сложилось не эффективное взаимодействие?

Я уверен, что любое современное образование нужно начинать с эффективных методов выстраивания коммуникаций между преподавателем и учеником. Выстроить настоящие человеческие отношения и тогда любое образование будет приносить удовольствие.

1