Тараканы не пройдут. Как это поможет избежать налоговых претензий

На днях телеграмм каналы облетело видео из одной популярной торговой сети с ловушкой для тараканов из-под кофемашины, которая оказалась буквально переполнена насекомыми. Поэтому хотелось поднять вопрос о дезинфекции торговых точек, что важно: профессиональной и безопасной для потребителей.

С 1 марта 2025 года деятельность по дезинфекции, дезинсекции и дератизации требует обязательного лицензирования (Постановление Правительства № 337 от 20.03.2024г). Для клининговых компаний с ОКВЭД 81.2 это создает новые обязанности, но и возможности.

Разберем ключевые аспекты.

Тараканы не пройдут. Как это поможет избежать налоговых претензий

Почему крупные клининговые компании уже озадачились получением лицензии?

- Ее отсутствие несет юридические риски, т.к. работа без лицензии после 01.03.2025 г. влечет штрафы до 200 тыс. руб. для юрлиц или приостановку деятельности.

- Лицензия дает конкурентное преимущество, повышает доверие заказчиков (управляющие компании, торговые и бизнес- центры, образовательные учреждения и пр) и позволяет сохранить контракты.

- Помогает заказчику услуг профессиональной уборки чувствовать себя уверенность, потому что как правило, они не готовы самостоятельно заниматься это непрофильной деятельностью.

Разберем подробнее

Ключевые требования для получения лицензии

В части персонала

· До 1 сентября 2025 компании достаточно иметь в штате одного сотрудника с высшим образованием + переподготовкой по дезинфектологии (еще есть время, что направить работника на соответствующие курсы).

· После 1 сентября 2025 потребуется медик или биолог с высшим образованием и профильной переподготовкой.

· Дополнительно можно нанимать работников, прошедших профессиональное обучение по профессии «Дезинфектор» или переподготовку по специальности «Дезинфекционное дело».

В части требования к помещению и оборудования

· Специальное помещение для хранения дезсредств (или договор с складом-партнером).

· Зона для приготовления растворов (с вытяжкой).

· СИЗ (костюмы, респираторы, перчатки) по перечню Приложения 2 к Постановлению № 337.

· Оборудование (распылители, ловушки для грызунов и др.) — полный список в Приложении 1.

Документация, которая должна иметься

· Программа производственного контроля (ППК) — составляется по форме Роспотребнадзора и включает:

· График обработок.

· Журналы учета работ.

· Данные о медосмотрах сотрудников и СОУТ.

· Договоры на вывоз отходов I–IV класса опасности.

· Сертификаты на дезсредства.

Пошаговый план получения лицензии

1. Подготовить список документов:

- Устав, выписка ЕГРЮЛ, договор аренды помещения.

- Дипломы и сертификаты сотрудников.

- ППК и перечень СИЗ и оборудования.

2. Подать заявление через Госуслуги:

- Заплатить госпошлину — 7 500 руб.

- Срок рассмотрения — 10–20 дней.

3. После принятия документов пройти выездную проверку Роспотребнадзора:

- Проверяют соответствие помещения, оборудования и персонала требованиям.

- Для подавших заявление до 01.01.2025 проверка может пройти после выдачи лицензии (в течение 150 дней).

4. Получить лицензию

- Она выдается бессрочно, но раз в 3 года требуется подтверждение соответствия.

Конечно, можно отказываться от услуг по дезинфекции и передать их субподрядчикам, но вопрос состоит в том, многие контракты на обслуживание объектов были заключены до появления новых требований, в эти контракты не закладывались дополнительные расходы на дезинфекцию по новым правилам, поэтому денег просто не заложено. Вряд ли заказчик согласится пересматривать условия контракта, а с учетом требований ФНС контролировать налоговую нагрузку контрагента по клинингу и следить за тем, чтобы она была включена в стоимость услуг, - такой вариант дополнительной нагрузки и вовсе выглядит нереальным.

Возможной альтернативой могла бы стать замена на санитарную обработку, но, если по СанПиН требуется именно дезинфекция (например, в школах, ТЦ), это только нереализуемо, и в целом для клининговой компании опасно заменять обязательную профилактическую дезинфекцию обычной "санитарной обработкой". Это ставит под удар их партнеров – управляющие компании или владельцев зданий, которые по закону отвечают за санитарное состояние, а дезинфекция предписана для большинства объектов. Сомнительно, что заказчик захочет сам заниматься дезинфекцией: нанимать и обучать персонал, оборудовать место для хранения дезинфицирующих средств по всем правилам, вести отчетность. В итоге это может привести к разрыву контракта и смене подрядчика.

5 комментариев