Бизнес-бот как идея для стартапа. Не все так просто. Часть 1

Бизнес-бот как идея для стартапа. Не все так просто. Часть 1

Всем привет, меня зовут Влад, я сооснователь сервиса AssistBot. Наконец набрался смелости для того, чтобы показать наш проект самой продвинутой и критичной публике рунета. Рассказать о факапах, которые поджидали нас на каждом шаге.

Немного про сам сервис

Если вкратце, это бизнес-бот в Telegram (Slack, MS teams) который, как нам кажется, может сэкономить время на рутинных отчетах в команде, не используя сложного софта.

Многие компании в технологической и не только сфере, сталкивается с необходимостью проведения совещаний, работая над проектами заказчиков, мы обнаружили что временные затраты на проведение однотипных онлайн встреч неэффективно тратит время большого кол-ва людей, стоимость человеко-часов которых ложится тяжелым бременем на общий бюджет.

Математика такая: команда из 20-ти человек в среднем тратит 3 часа в неделю на совещания в разгар работы над проектом. 12 часов в месяц, 144 часа в год, 18 полных рабочих дней в год 20 человек тратят на коммуникацию без учета времени подготовки к совещаниям. Если мы представим, что каждый из этих людей получает 2000р. в день, за 18 дней вся компания потратит 720 000р.

Обратив внимание на то, что вопросы на летучках задаются однотипные: что было сделано с момента последнего совещания? Что в работе? Что будет сделано до следующего дня? Какие "узкие" места в процессах мешают реализации? Какова мотивация и т.д. Список может меняться от команды к команде, однако этот периодический процесс совершенно точно поддается автоматизации.

Наш сервис позволяет создать опрос, настроить частоту и время запуска, выбрать подразделения. В назначенное время бот опрашивает каждого сотрудника через привычный для них мессенджер, а назначенные администраторы получают отчет в виде аналитики в личный кабинет (почту, телеграмм-канал).

Также с задачами: создаете задачу, назначаете ответственных, устанавливаете дедлайны. Бот в свою очередь с заданной периодичностью напоминает сотрудникам что на них висит задача, оповещение перестает приходить после того, как сотрудник отчитывается о выполнении задачи. Реализована возможность проводить анонимные замеры репутации, голосования любых типов, запускать на базе опросов тесты, прикладывать к ответам документы и фотографии.

Сотрудники подключается к боту по ссылке-приглашению, если мессенджер лёг- есть возможность сдать отчет в личном кабинете.

Как-то так, готов выслушивать критику о том, что есть Trello и Jiro, а на стендап-митингах команда должна общаться 😊

Эпизод 1. Белорусы – скрытая угроза, или как мы оформляли юридическое лицо.

Нас три учредителя, два белоруса и один гражданин РФ. Т.к. мы нацелились работать на международном рынке, просто пойти открыть ООО в России или стать резидентом Парка Высоких Технологий в Беларуси был не вариант. Самым оптимальным по затратам и налогам – открытие OU в Эстонии.

Дистанционное открытие стоило порядка 600 евро через юристов. Этот этап прошел достаточно гладко, за исключением того, чтобы заверить все документы приходилось ездить в другой город, а стоимость отправки документов через UPS из Беларусь в Эстонию (600 км) стоило 80 евро. Дешевле было отвезти самому на машине, если бы не карантин. В итоге со всеми свистоплясками и подготовкой документов открытие юридического лица заняло чуть более 3-х месяцев.

Стоит отметить, что выходцы из Беларуси или России, метящие на рынок Евросоюза, так или иначе столкнуться с тем, что общее отношение к нашим инициативам в Европе очень подозрительное. Череда скандалов с отмыванием денег на территории ЕС, санкционные новости и общий новостной фон в наших странах ставит на нас негласную метку High Risk. И действуют наши иностранные партнеры в этом случае по известной схеме: «то ли он шубу украл, то ли у него шубу украли, но что-то с ним не чисто». И если вам удается пройти первый этап с регистрацией компании - не расслабляйтесь и добро пожаловать во второй эпизод.

Эпизод 2. Атака вопросами, или как мы подключали платежную систему.

Нам было важно чтобы корпоративный и личный счет был в одном месте, а т.к на любом международном платежном сервисе отношение к белорусам предвзятое, выбор был не велик.

В принципе, начало процесса не предвещало проблем, до того момента пока мы не запросили оплату картами и не пришлось взаимодействовать с европейским банком. Нужно сказать, что не взирая на оперативную работу сотрудников платёжного сервиса, объем задаваемых вопросов увеличивался с каждым письмом.

Требования к сервису и документам учредителей приходили списками, в каждом из которых было не менее 20 (!) пунктов, каждый из которых необходимо выполнить, доказать и обосновать. Вопросов по техническим моментам к нам не было, но они настойчиво требовали ответ по любой мелочи: почему на сайте телефонный номер США? Подтвердите физический адрес офиса в Эстонии. Кем вам приходится арендодатель офиса? Есть ли у кого-то из бенефициаров навыки в IT? Отправьте документы с соответствующим образованием. Как связаны участники проекта с теми проектами которые удалось найти контрольному отделу в поисковых сетях?

Мы собирали все возможные заверенные нотариусом документы, но и там находились какие-то мелочи. Нам казалось, что над нами висит красный флажок. Мы уже начали опускать руки и рассматривать другие варианты, но, через полтора месяца долгой переписки мы все-таки получили одобрение. Выдохнули…

Эпизод 3. Атака на техподдержку. Как мы пытаемся продвигаться с минимальным бюджетом.

Ура, наконец-то мы можем работать. Как вы поняли из моего бомбления на цену отправки документов - бюджет у нас ограничен от слова "совсем".

Запускаем контекст на Google и Яндекс, наблюдаем… Движений минимум, цена кликов на некоторые фразы из категории «системы контроля сотрудников» стоят несколько долларов, такие мы себе позволить не можем. Берем более бюджетные запросы: «создать опрос телеграм», «голосование телеграм» и т.д. Со временем мы понимаем, что все эти запросы холостые, человеку не интересны наши бизнес-примочки для телеграм.

Пообщавшись несколько раз с технической поддержкой Яндекса, стало понятно, что они активно пропагандируют свою новую стратегию «цена за конверсию», где нейросети Яндекса в состоянии сами определить нашу ЦА. Окей, запускаем такую стратегию на медийную сеть (баннеры). Первый день: 200 переходов, 0 регистраций. Смотрим в чём проблема: огромное количество переходов с нулевой активностью с Камбоджи, Туркменистана, Молдовы и т.д. Снова корректируем и наблюдаем. Пока с этого источника ни одной регистрации, но будем наблюдать. Говорят, ему нужны месяцы чтобы раскачаться.

Также мы запустили рекламу на Facebook. По ней с нашими бюджетом активность минимальная, но отдельно хочется сказать про модераторов объявлений на русскоязычном фб – бОльших слоупоков я не встречал нигде. Зачастую ждать одобрения приходится более суток. Для сравнения: мы пробовали запускать таргетинг на Малайзию, там модерация занимает около 10 минут! Выводов по этому источнику пока делать рано, наблюдаем. Если эта статья вам понравится, расскажу о наших подвижках в следующих выпусках.

Как оказалось, на раннем этапе самым эффективным инструментом продвижения (по крайней мере в нашем случае), оказалось личное точечное общение с людьми, которые ищут похожий инструмент. Первых лидов я нашел в группе техподдержки схожего сервиса, который ушел на покой. Человек вступает в группу, спрашивает: «есть кто живой?». Тут в дело вступаю я и говорю, что «полномочия сервиса все» и «есть неплохая альтернатива». Источник не бог весь какой масштабный, но эффект всё же есть 😊

Еще одним способом был Linkedin. Знаю, что в России он заблокирован, но я из Беларуси и с этим проблем у нас нет. Там я нацелился на публику Scrum мастеров, которые, как мне казалось, смогут максимально оценить возможность проводить стендап-митинги через мессенджер. Написав порядка двумстам agile мастерам (за большее сервис требовал 45 евро), стало понятно, что классический Scrum Master не совсем наша ЦА, и вообще дополнительного софта они внедрять не хотят.

Эпизод 4. Новая надежда.

Параллельно всем моим телодвижениям, я имел наглость писать популярным бизнес-блогерам в инстаграм, с предложением о сотрудничестве. И каково же было мое удивление, когда один из крупнейших (около 900 тыс. подписчиков) медийных бизнесменов ответил и предложил сделать созвон по зуму.

Сама встреча прошла достаточно продуктивно, мы получили обратную связь и договорились о том, что вернемся с результатами через месяц. Но самое главное - он искренне хотел как-то нам помочь и предложил сделать бесплатную публикацию в сторис. От нас требовалась картинка или видео.

Заготовок видео у нас не было, за несколько часов наш СTO из картинок на сайте собрал ролик, и мы стали ждать час X.

Всплеск активности был, но выхлоп оказался гораздо меньше ожидаемого. Мы получили до 10 регистраций и проявление интереса в личке инстаграма.

Низкую реакцию я объясняю двумя причинами:

1) Отсутствием ссылки в сторис. Многие думали, что за этим инструментом нужно было приходить ко мне в личку;

2) В 15 секундное видео мы впихнули информацию обо всём, что умеет сервис, а нужно было рассказать какую проблему решает.

В любом случае, хочу передать ему большое спасибо. Скорее-всего он этого и не увидит, но сам жест был крайне благородным!

Эпизод 5. UX наносит ответный удар.

Как нам казалось, наша ЦА достаточно продвинутая, и проблем с настройкой сервиса у них не возникнет. Но людям было тяжело даже ввести два раза пароль и подтвердить регистрацию с одного и того же устройства. Смотря на количество настроек опроса, многим кажется, что мы перемудрили, однако изначально хотелось сделать как можно больше фич и учесть потребности копаний любого размера.

В сухом остатке: наш сервис функционирует около двух недель, у нас порядка 80 регистраций и около 15 добавленных компаний, нормально пользуются около 7…

В ближайших планах: определиться с ЦА и с ростом метрик начинать поиск инвестиций.

Если данный путь кому-то покажется интересным, с удовольствием вернусь через пару месяцев и расскажу что у нас получилось.

Спасибо всем, кто дочитал до конца, буду рад ответить на вопросы и принять ваши пожелания!

2222
35 комментариев

Такое ощущение, что все по классике: придумали проблему, никак не провалидировали ее, зачем-то вложились в подключение оплаты.. На шаге валидации вы бы как раз обнаружили, что не сможете подтвердить не только гипотезу ценности, но и гипотезу роста, с чем в итоге вы и столкнулись при попытках найти трафик.

По сервису: как уже сказал, не понятно какая проблема решается. Стендапы и ценны тем, что позволяют обсудить проблемы, блокеры, вскрыть конфликты. При этом важно, что на нем присутствует вся команда, сразу можно уточнить в чем суть проблемы, узнать мнение остальных участников. Делать это гораздо проще и быстрее как раз вербально. Почему вы думаете, что условному разработчику будет быстрее написать статус, чем рассказать его словами?

Ничего не имею против вашего стартапа, но вопросов тут хватает.

11
Ответить

уверенности нам придавали схожие зарубежные сервисы с 15к+ подключенными компаниями. А что касается вашего тезиса про стендап-митинги: некоторыые вопросы однозначно решаются только вербально, наша же задача оптимизировать именно рутинные повторяющиеся вопросы, при этом не напрягая внедрением лишнего софта. Да и свет клином на программистах не сошелся :)

1
Ответить

Говорят, ему нужны месяцы чтобы раскачаться


Нет, это вам нужны месяцы, чтобы понять, что вас имеют за ваши же бабки 🤭

3
Ответить

Не исключено 😂

3
Ответить

«Наконец набрался смелости для того, чтобы показать наш проект самой продвинутой и критичной публике рунета.»

Прогиб засчитан :)

2
Ответить

Это очень близко к истине :)

3
Ответить

Зарегистрировался, попробовал пользоваться - для меня оказалось сложновато с настройками. Часть функционала дублируется с crm системой (постановка задач), остальная часть слишком мала для интеграции нам(хотя мы и не очень показательны). Возможно есть смысл Вам смотреть в сторону компаний, которые сильно взаимодейтвуют со слэк? Англоязычный рынок? 
И посмотрите в сторону интеграций с другими системами CRM, чтобы напоминание какие в телеграмм кидать :)
Успехов!;)

2
Ответить