Бизнес-бот как идея для стартапа. Не все так просто. Часть 1

Всем привет, меня зовут Влад, я сооснователь сервиса AssistBot. Наконец набрался смелости для того, чтобы показать наш проект самой продвинутой и критичной публике рунета. Рассказать о факапах, которые поджидали нас на каждом шаге.

Немного про сам сервис

Если вкратце, это бизнес-бот в Telegram (Slack, MS teams) который, как нам кажется, может сэкономить время на рутинных отчетах в команде, не используя сложного софта.

Многие компании в технологической и не только сфере, сталкивается с необходимостью проведения совещаний, работая над проектами заказчиков, мы обнаружили что временные затраты на проведение однотипных онлайн встреч неэффективно тратит время большого кол-ва людей, стоимость человеко-часов которых ложится тяжелым бременем на общий бюджет.

Математика такая: команда из 20-ти человек в среднем тратит 3 часа в неделю на совещания в разгар работы над проектом. 12 часов в месяц, 144 часа в год, 18 полных рабочих дней в год 20 человек тратят на коммуникацию без учета времени подготовки к совещаниям. Если мы представим, что каждый из этих людей получает 2000р. в день, за 18 дней вся компания потратит 720 000р.

Обратив внимание на то, что вопросы на летучках задаются однотипные: что было сделано с момента последнего совещания? Что в работе? Что будет сделано до следующего дня? Какие "узкие" места в процессах мешают реализации? Какова мотивация и т.д. Список может меняться от команды к команде, однако этот периодический процесс совершенно точно поддается автоматизации.

Наш сервис позволяет создать опрос, настроить частоту и время запуска, выбрать подразделения. В назначенное время бот опрашивает каждого сотрудника через привычный для них мессенджер, а назначенные администраторы получают отчет в виде аналитики в личный кабинет (почту, телеграмм-канал).

Также с задачами: создаете задачу, назначаете ответственных, устанавливаете дедлайны. Бот в свою очередь с заданной периодичностью напоминает сотрудникам что на них висит задача, оповещение перестает приходить после того, как сотрудник отчитывается о выполнении задачи. Реализована возможность проводить анонимные замеры репутации, голосования любых типов, запускать на базе опросов тесты, прикладывать к ответам документы и фотографии.

Сотрудники подключается к боту по ссылке-приглашению, если мессенджер лёг- есть возможность сдать отчет в личном кабинете.

Как-то так, готов выслушивать критику о том, что есть Trello и Jiro, а на стендап-митингах команда должна общаться 😊

Эпизод 1. Белорусы – скрытая угроза, или как мы оформляли юридическое лицо.

Нас три учредителя, два белоруса и один гражданин РФ. Т.к. мы нацелились работать на международном рынке, просто пойти открыть ООО в России или стать резидентом Парка Высоких Технологий в Беларуси был не вариант. Самым оптимальным по затратам и налогам – открытие OU в Эстонии.

Дистанционное открытие стоило порядка 600 евро через юристов. Этот этап прошел достаточно гладко, за исключением того, чтобы заверить все документы приходилось ездить в другой город, а стоимость отправки документов через UPS из Беларусь в Эстонию (600 км) стоило 80 евро. Дешевле было отвезти самому на машине, если бы не карантин. В итоге со всеми свистоплясками и подготовкой документов открытие юридического лица заняло чуть более 3-х месяцев.

Стоит отметить, что выходцы из Беларуси или России, метящие на рынок Евросоюза, так или иначе столкнуться с тем, что общее отношение к нашим инициативам в Европе очень подозрительное. Череда скандалов с отмыванием денег на территории ЕС, санкционные новости и общий новостной фон в наших странах ставит на нас негласную метку High Risk. И действуют наши иностранные партнеры в этом случае по известной схеме: «то ли он шубу украл, то ли у него шубу украли, но что-то с ним не чисто». И если вам удается пройти первый этап с регистрацией компании - не расслабляйтесь и добро пожаловать во второй эпизод.

Эпизод 2. Атака вопросами, или как мы подключали платежную систему.

Нам было важно чтобы корпоративный и личный счет был в одном месте, а т.к на любом международном платежном сервисе отношение к белорусам предвзятое, выбор был не велик.

В принципе, начало процесса не предвещало проблем, до того момента пока мы не запросили оплату картами и не пришлось взаимодействовать с европейским банком. Нужно сказать, что не взирая на оперативную работу сотрудников платёжного сервиса, объем задаваемых вопросов увеличивался с каждым письмом.

Требования к сервису и документам учредителей приходили списками, в каждом из которых было не менее 20 (!) пунктов, каждый из которых необходимо выполнить, доказать и обосновать. Вопросов по техническим моментам к нам не было, но они настойчиво требовали ответ по любой мелочи: почему на сайте телефонный номер США? Подтвердите физический адрес офиса в Эстонии. Кем вам приходится арендодатель офиса? Есть ли у кого-то из бенефициаров навыки в IT? Отправьте документы с соответствующим образованием. Как связаны участники проекта с теми проектами которые удалось найти контрольному отделу в поисковых сетях?

Мы собирали все возможные заверенные нотариусом документы, но и там находились какие-то мелочи. Нам казалось, что над нами висит красный флажок. Мы уже начали опускать руки и рассматривать другие варианты, но, через полтора месяца долгой переписки мы все-таки получили одобрение. Выдохнули…

Эпизод 3. Атака на техподдержку. Как мы пытаемся продвигаться с минимальным бюджетом.

Ура, наконец-то мы можем работать. Как вы поняли из моего бомбления на цену отправки документов - бюджет у нас ограничен от слова "совсем".

Запускаем контекст на Google и Яндекс, наблюдаем… Движений минимум, цена кликов на некоторые фразы из категории «системы контроля сотрудников» стоят несколько долларов, такие мы себе позволить не можем. Берем более бюджетные запросы: «создать опрос телеграм», «голосование телеграм» и т.д. Со временем мы понимаем, что все эти запросы холостые, человеку не интересны наши бизнес-примочки для телеграм.

Пообщавшись несколько раз с технической поддержкой Яндекса, стало понятно, что они активно пропагандируют свою новую стратегию «цена за конверсию», где нейросети Яндекса в состоянии сами определить нашу ЦА. Окей, запускаем такую стратегию на медийную сеть (баннеры). Первый день: 200 переходов, 0 регистраций. Смотрим в чём проблема: огромное количество переходов с нулевой активностью с Камбоджи, Туркменистана, Молдовы и т.д. Снова корректируем и наблюдаем. Пока с этого источника ни одной регистрации, но будем наблюдать. Говорят, ему нужны месяцы чтобы раскачаться.

Также мы запустили рекламу на Facebook. По ней с нашими бюджетом активность минимальная, но отдельно хочется сказать про модераторов объявлений на русскоязычном фб – бОльших слоупоков я не встречал нигде. Зачастую ждать одобрения приходится более суток. Для сравнения: мы пробовали запускать таргетинг на Малайзию, там модерация занимает около 10 минут! Выводов по этому источнику пока делать рано, наблюдаем. Если эта статья вам понравится, расскажу о наших подвижках в следующих выпусках.

Как оказалось, на раннем этапе самым эффективным инструментом продвижения (по крайней мере в нашем случае), оказалось личное точечное общение с людьми, которые ищут похожий инструмент. Первых лидов я нашел в группе техподдержки схожего сервиса, который ушел на покой. Человек вступает в группу, спрашивает: «есть кто живой?». Тут в дело вступаю я и говорю, что «полномочия сервиса все» и «есть неплохая альтернатива». Источник не бог весь какой масштабный, но эффект всё же есть 😊

Еще одним способом был Linkedin. Знаю, что в России он заблокирован, но я из Беларуси и с этим проблем у нас нет. Там я нацелился на публику Scrum мастеров, которые, как мне казалось, смогут максимально оценить возможность проводить стендап-митинги через мессенджер. Написав порядка двумстам agile мастерам (за большее сервис требовал 45 евро), стало понятно, что классический Scrum Master не совсем наша ЦА, и вообще дополнительного софта они внедрять не хотят.

Эпизод 4. Новая надежда.

Параллельно всем моим телодвижениям, я имел наглость писать популярным бизнес-блогерам в инстаграм, с предложением о сотрудничестве. И каково же было мое удивление, когда один из крупнейших (около 900 тыс. подписчиков) медийных бизнесменов ответил и предложил сделать созвон по зуму.

Сама встреча прошла достаточно продуктивно, мы получили обратную связь и договорились о том, что вернемся с результатами через месяц. Но самое главное - он искренне хотел как-то нам помочь и предложил сделать бесплатную публикацию в сторис. От нас требовалась картинка или видео.

Заготовок видео у нас не было, за несколько часов наш СTO из картинок на сайте собрал ролик, и мы стали ждать час X.

Всплеск активности был, но выхлоп оказался гораздо меньше ожидаемого. Мы получили до 10 регистраций и проявление интереса в личке инстаграма.

Низкую реакцию я объясняю двумя причинами:

1) Отсутствием ссылки в сторис. Многие думали, что за этим инструментом нужно было приходить ко мне в личку;

2) В 15 секундное видео мы впихнули информацию обо всём, что умеет сервис, а нужно было рассказать какую проблему решает.

В любом случае, хочу передать ему большое спасибо. Скорее-всего он этого и не увидит, но сам жест был крайне благородным!

Эпизод 5. UX наносит ответный удар.

Как нам казалось, наша ЦА достаточно продвинутая, и проблем с настройкой сервиса у них не возникнет. Но людям было тяжело даже ввести два раза пароль и подтвердить регистрацию с одного и того же устройства. Смотря на количество настроек опроса, многим кажется, что мы перемудрили, однако изначально хотелось сделать как можно больше фич и учесть потребности копаний любого размера.

В сухом остатке: наш сервис функционирует около двух недель, у нас порядка 80 регистраций и около 15 добавленных компаний, нормально пользуются около 7…

В ближайших планах: определиться с ЦА и с ростом метрик начинать поиск инвестиций.

Если данный путь кому-то покажется интересным, с удовольствием вернусь через пару месяцев и расскажу что у нас получилось.

Спасибо всем, кто дочитал до конца, буду рад ответить на вопросы и принять ваши пожелания!

{ "author_name": "Владислав Муравьев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 34, "likes": 18, "favorites": 70, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 202946, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 31 Jan 2021 18:56:28 +0300", "is_special": false }
0
34 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
10

Такое ощущение, что все по классике: придумали проблему, никак не провалидировали ее, зачем-то вложились в подключение оплаты.. На шаге валидации вы бы как раз обнаружили, что не сможете подтвердить не только гипотезу ценности, но и гипотезу роста, с чем в итоге вы и столкнулись при попытках найти трафик.

По сервису: как уже сказал, не понятно какая проблема решается. Стендапы и ценны тем, что позволяют обсудить проблемы, блокеры, вскрыть конфликты. При этом важно, что на нем присутствует вся команда, сразу можно уточнить в чем суть проблемы, узнать мнение остальных участников. Делать это гораздо проще и быстрее как раз вербально. Почему вы думаете, что условному разработчику будет быстрее написать статус, чем рассказать его словами?

Ничего не имею против вашего стартапа, но вопросов тут хватает.

Ответить
1

уверенности нам придавали схожие зарубежные сервисы с 15к+ подключенными компаниями. А что касается вашего тезиса про стендап-митинги: некоторыые вопросы однозначно решаются только вербально, наша же задача оптимизировать именно рутинные повторяющиеся вопросы, при этом не напрягая внедрением лишнего софта. Да и свет клином на программистах не сошелся :)

Ответить
0

А можете дать пример схожих сервисов? На первый взгляд идея так себе. Надо либо все затаскивать к себе (структуру компании, фио и контакты сотрудников, график отпусков, задачи и прочее-прочее), выходит условный битрикс24 с интерфейсом для сотрудников через телеграм. Либо делать максимально простой вариант бота, который обозначенных людей опрашивает автоматом  в заданное время и скидывает результат на всех. 

Первый вариант смотрится бессмысленным, веб/мобильный интерфейс удобнее и на рынке куча подобных систем.

Второй вариант проще за вечер под пиво под свою команду самому сделать, чем искать готовое решение и разбираться подойдёт или нет.

Ответить
1

DailyBot, Standuply, GeekBot.  У нас уже реализована структура компании, график отпусков, время работы, часовой пояс и т.д.  Сотрудник может это заполнить, а может и нет. При присоединении сотрудника по ссылке, основные данные автоматически заполняются.

Ответить
0

А почему тогда начали с телеги и рекламы в ЯД? И почему думаете, что опыт из US можно прозрачно перенести на RU-сегмент? 

Логичней тогда начинать со Slack или Teams и таргетироваться на зарубежный рынок, плюс попасть  в локальные маркетплейсы этих мессенджеров => получить немного органики.

Ответить
1

Телеграм растет, те кто использует его для бизнеса, в том числе. Опыт +/- один и тот же. Да и хотелось, прежде чем активно выходить на англоязычную аудиторию, проработать все моменты на родном рынке.
Про локальные маркетплейсы полностью согласен!
А про рекламу даже не знаю что сказать, опыта в этом мало, тестируем :)

Ответить
0

Да и хотелось, прежде чем активно выходить на англоязычную аудиторию, проработать все моменты на родном рынке.

Менталитет разный, не сверялись с этой гипотезой? Если в них это в ходу, не значит, что у нас тоже будет в ходу.

Ответить
0

Тестируем все гипотезы. И для нас англозычный рынок в перспективе является основным.

Ответить
0

Рост конечно же есть, но тут уже нужно смотреть на сколько активно именно бизнес использует телегу. Я тут точно не эксперт, но сдается что на западе ИТ-компании не сильно используют телеграм как тул для работы внутри команды.

А вот MS Teams, кмк, уже намного перспективнее Slack за счет интеграции с офисом, да и он идет бесплатно к Office 365, что автоматом практически ставит крест на внедрении Slack у компаний, которые используют Office 365.

Ответить
0

Именно поэтому мы начали тестировать с Телергам на русскоязычном рынке и уже работаем над присоеденением MS teams для всех рынков ;)

Ответить

Незнакомый Абдужаббор

3

Говорят, ему нужны месяцы чтобы раскачаться

Нет, это вам нужны месяцы, чтобы понять, что вас имеют за ваши же бабки 🤭

Ответить
2

«Наконец набрался смелости для того, чтобы показать наш проект самой продвинутой и критичной публике рунета.»

Прогиб засчитан :)

Ответить
2

Это очень близко к истине :)

Ответить
2

возможно вы с хабром спутали
 а здесь вы бОльшей частью баянистые и тупые шутки про Эстонию лишь найдете )))

Ответить
4

Хабр кажется уж совсем технически направленным, а здесь удавалось пару полезных советов выцепить :)

Ответить
0

VAT-номер без труда сейчас в Эстонии присваивается?

Ответить
2

мы только разобрались с регистрацией компании и тестируем с рекламой в рф, VAT нужен для продаж в ЕС, поэтому эту задачу еще предстоит решить.

Ответить
0

VAT нужен для продаж в ЕС

Для покупок (расходов) же тоже (хостинг, офис, техника etc)

Ответить
2

Зарегистрировался, попробовал пользоваться - для меня оказалось сложновато с настройками. Часть функционала дублируется с crm системой (постановка задач), остальная часть слишком мала для интеграции нам(хотя мы и не очень показательны). Возможно есть смысл Вам смотреть в сторону компаний, которые сильно взаимодейтвуют со слэк? Англоязычный рынок? 
И посмотрите в сторону интеграций с другими системами CRM, чтобы напоминание какие в телеграмм кидать :)
Успехов!;)

Ответить
0

Спасибо за фидбэк и что не поленились зарегистрироваться!  С англоязычным рынком однозначно будем работать, мы белорусы по-другому не умеем :) Буду благодарен если поделитесь, какого именно функционала вам не хватило?

Ответить
1

Мне не понятно какие задачи автоматизирует бот.
Согласен выше с ответом, что стендапы важно проводить голосом, иначе коммуникация и взаимопонимание теряется у команды. Особенно сейчас во время короны по статистике, персонал хочет больше живого общения и личных встреч.
Возможно для бекофиса подойдёт.
Мне думается, что вам нужно расписать какие конкретно решает бот задачи, для каких компаний и для каких отделов, тк додумывать не хочется зачем приблуда, а значит мимо пройду. Ценность сходу увы не очевидна, по крайней мере для меня.

Ответить
1

Спасибо за мнение, обязательно распишем.

Ответить
0

Если начальных азов проведения стендапов нет, не могут проговорить это голосом за 1-2 часа и не тратили на это ранее по 1-2 часа, то хоть расстреливай, эффекта от всяких текстовых стендапов будет 0.

Ответить
1

за открытость и готовность делиться респект! 

Ответить
0

Привет, автор. Спасибо за статью! Ответь на пару интересующих меня вопросов если не сложно.

Почему приняли решение регистрировать компанию в Эстонии?
Какое там налогообложение для IT стартапов?

Ответить
1

И вам спасибо! 

1) сравнительно небольшая стоимость дистанционного открытия;
2) возможность после открытии счета подключить Stripe;
3) возможность очень долго не платить налог на прибыль в случае ее рефинансирования в деятельность компании;
4) безналоговый статус при обороте до 40 тыс. евро в год;
5) упрощенный доступ к ресурсам европейских венчурных фондов и общественных организаций выдающих гранты.

по последнему пунтку можно тут глянуть, раздел Digital Economy: https://cordis.europa.eu/

Ответить
0

Ребят без обид, прочитал вроде внимательно но не фига не понял, что делает ваш продукт, так много воды. У вас и с конверсиями из-за этого проблема.  Делайте проще. Удачи вам с продвижением .

Ответить
0

Статья была написана для рубрики "личный опыт", но потом её перенесли, поэтому про сервис изначально не собирался подробно расписывать. 

Ответить
0

Классическая схема..

До того, как что-либо разрабатывать, открывать фирмы и прочее: рисуете лендинг на тильде за 2-а дня и пытаетесь сделать 5-ть продаж. Через неделю понимаете, что не продаётся, проблемы нет, платить не хотят, рынка нет и т.д....  потом повторяете этот процесс N раз до получения удовольствия.

Ответить
0

Наличие реальных пользователей за 2 недели тестовой работы без бюджета на продвижение, говорит в пользу идеи. Зарубежные аналоги тестируют данную гипотезу годами и подтвердили ее многократно :)

Ответить
0

Наличие первых клиентов говорит лишь о малом.
Вы взяли западную версию продукта, для которого PMF (product market fit) может быть совершенно другим. Их стратегия привлечения может на 100% не верифицироваться на рынке СНГ.  

Из десятков тысяч успешных западных компаний, можно найти не более нескольких десятков компаний, модель которых без существенных изменений смогла прижиться в России. Это тысячные доли процента...

Я не критикую вас оголтело, но нужно еще очень многое сделать...

Для примера: стоимость CAC вы должны были выяснять еще этапе проверки юнит-экономики, но по вашему описанию поиска клиентов видно, что вы не знаете ваш целевой CAC, вы не знаете и не верифицировали ваши каналы привлечения, досягаемый объем рынка по каналам и прочее..

Ответить
0

Может окрас статьи получился такой, что мы жалуемся, но это не так, изначально как я уже упоминал, статья писалась для рубрики "личный опыт" и наш основной рынок - запад.

Ответить

Комментарии

null