Никаких авралов и саботажа. Как команде копить и использовать знания
Мы что, всё делали не так? Оказывается, перетаскивать карточки из столбца в столбец – не лучшая идея. А двигаться по канбан-доске нужно справа налево, а не наоборот, как это делают обычно.
Привет! На связи команда TEAMLY. Мы создаём удобную платформу для управления бизнесом. Казалось, мы съели собаку на накоплении знаний. Но лекция Алексея Пименова, тренера, эксперта и практика по канбан-методу, смогла нас удивить. Делимся лучшими моментами, инсайтами и даём реальные инструменты для работы.
Процесс накопления знаний нелинеен
Да, именно так: любая работа со знанием в целом нелинейна. Представьте: вам в отдел нужен ещё один разработчик. Как будете искать в идеале?
Шаг 1. Сначала в дело вступает эйчар. Публикует вакансию, рассматривает подходящие резюме и коллекционирует претендентов.
Шаг 2. Дальше пачка анкет переходит к вам – отбираете тех, с кем стоит встретиться. Появляется новая активность.
Шаг 3. Кандидаты приходят на собеседование.
Всё последовательно, просто и понятно. Словом, совсем не так, как в жизни.
А в жизни будет так. Рекрутеру всё ещё попадаются резюме под запрос, и он их досылает. Первая активность не завершена. Вы уже собеседуете людей, но и отсеиваете кандидатов, то есть продолжаете вторую активность. При этом и вы, и эйчар параллельно занимаетесь другими своими делами.
Инсайт. В один момент времени может происходить несколько активностей по накоплению знаний.
Как это использовать на практике? Диаграмма Ганта и календарь
- Календарь наглядно показывает, сколько процессов запущено одновременно.
- Диаграмма Ганта также помогает увидеть параллельные активности, а также построить между ними связи.
Зачем нужна канбан-доска и как начать ею пользоваться
Вернёмся к рабочим активностям по накоплению знаний. Их можно изобразить не только в виде графика, но и в виде доски. Например, для анализа, разработки и тестирования.
Для чего нужна доска? Чтобы показывать, как происходит рабочий процесс, которого не существует в физическом мире.
Визуализация процесса в виде доски возникла в XXI веке. Если вам кто-то будет рассказывать, что это доски с производства «Тойоты», не верьте. Это новодел, который придумали в 2005–2006 годах.
На производстве визуализация процесса не нужна. Представим цех. Запчасти проходят сборочные узлы, физически перемещаются по конвейеру и превращаются в готовые изделия. Прораб видит производственный процесс.
А в офисе? Вы зайдёте в комнату и увидите людей, сидящих за компьютерами. Через час они точно так же сидят за компьютерами. И даже если вы разбираетесь в том, что происходит на экране, непонятно, когда будет закончена задача, на каком этапе она находится, есть ли проблемы.
Сегодня нужен эквивалент умственного труда в физическом мире. И этим эквивалентом стали сначала магнитно-маркерные доски и квадратные стикеры. Сейчас всё виртуализировалось и стало реализовываться в различных таск-трекерах.
Как мы помним, процесс накопления знаний – это не линейная эстафета. Когда один закончил, не значит, что второй начался. Нужны некоторые буферные состояния.
Например, анализ закончен, а разработка ещё не начата. Это нужно визуализировать. Почему? Потому что в жизненном цикле процесса скрыто очень много данных, которые полезно будет извлечь.
Инсайт. Канбан-доски и таблицы помогают увидеть сложный процесс накопления знаний, который обычно происходит в головах и компьютерах, а не в физическом мире.
Блокеры и почему не стоит переносить стикеры из колонки в колонку
Вот у нас есть таблица/доска с задачами по каждой активности. Например, на этапе проверки обнаружен дефект. Что мы обычно делаем? Берём стикер и перемещаем в этап разработки. Но в действительности фаза разработки для этой задачи не начинается с нуля. Представьте аналогию.
Вы учитесь в 7-м классе, готовитесь к контрольной по математике и встречаете упражнение на тождество. В 5-м классе вы, например, болели и тему тождеств пропустили. Поэтому сейчас вы пойдёте к преподавателю, он даст учебник 5-го класса, чтобы прочесть нужные главы и сделать упражнение.
Почему тогда в рабочем порядке вы двигаете стикеры по доске туда-сюда? Можно использовать другой способ, который даст больше плюсов.
Итак, проблема возникла в одном стикере на этапе проверки. Сверху на него клеим более яркий стикер, который называется блокер. Например, какая-то команда не предоставила данные, мы ожидаем – висит блокер. У нас не работает оборудование – висит блокер. Он показывает, что здесь что-то не так.
Какую информацию стоит прописать в блокере:
- суть проблемы;
- когда возникла блокировка и когда снята;
- кто нужен, чтобы снять блокировку.
Инсайт. Вместо того, чтобы перетаскивать карточки по канбан-доске, когда возникла проблема, надо использовать метки для уже существующих. Так сразу будет видно, на каком этапе сложность
А как это на практике? Канбан-доски в TEAMLY
Как обозначить блокеры на канбан-доске? В базе знаний TEAMLY вы можете:
- Выделять на карточках важное, присваивая статусы и теги. Красный отлично подойдёт для блокера.
- Выставлять сроки и видеть просрочки.
- Назначать ответственного.
Какие плюсы дают блокеры
Первая выгода – единая приоритезация. Возьмём стикер из этапа проверки. Он прошёл уже несколько итераций, в задачу вложены деньги и человекочасы. Если мы не используем блокер, значит, переносим его обратно в «Анализ», чтобы исправить дефект. И там он, никак не отмеченный, начинает конкурировать со стикерами, в которые вложено меньше денег и времени.
По-хорошему в таск-трекере должна быть система, которая показывает: ребята, вот это важнее, чем вот это. Чаще всего такая нагрузка ложится на руководителя или тимлида, который должен это подсветить. Но проще ввести основное правило: приступая к работе, надо проходить по задачам справа налево.
Инсайт. Если двигаться по доске справа налево, задачи, в которые уже вложено много сил, получат решение быстрее.
Вторая выгода – никаких больше людей-колонок. Как правило, команду сложно вовлечь в весь процесс целиком. Тестировщики решают задачи из столбца «Проверка», аналитики – из «Анализа» и так далее.
Если отойти от концепции передачи работы от одного специалиста другому, появится целостность. Тот же аналитик может понадобиться на любом этапе, везде может возникнуть блокер, требующий внимания.
Что делать с блокерами? Не удалять и не выбрасывать!
Блокер, на котором решение задачи было приостановлено, – это сработавший риск. У него есть:
1. Вероятность возникновения.
2. Последствия.
Например, проблема задерживает работу на 5 дней. И возникает она 50 раз в год. Ретроспектива не позволит разобраться с такими проблемами на системном уровне.
Представьте: вы регулярно ходите по одной дороге. И по пути спотыкаетесь о какую-то железяку. Проводите ретроспективу и делаете вывод. Например: «Буду ходить чуть правее. И вообще один раз – это не страшно». Но если собрать статистику за полгода, сколько раз не только вы тут спотыкались, возможно, найдётся системное решение. Ретроспективное решение – это заплатка. Для системного решения нужно собрать статистику.
Во времена офлайна эти красные стикеры не выбрасывали, когда блокировка была снята. Отличная практика – раз в квартал или в полгода устроить собрание и наклеить все блокеры на одной доске. Сейчас в несколько кликов их можно отсортировать.
- На внутренние и внешние. Чтобы понять, какие проблемы возникают внутри команды, а какие, например, из-за нарушенной инфраструктуры или коммуникации с другими отделами.
- По времени решения. Мгновенно становится понятно, какие проблемы отняли больше всего времени.
- По количеству. Чем больше одинаковых стикеров, тем выше вероятность возникновения проблемы.
Если у вас настроен таск-трекер, он выдаст информацию автоматом. Вы получаете управление всеми инцидентами с возможностью поиска системного решения.
Инсайт. Накопление знаний – это в том числе анализ того, как они накапливаются.
Как быстро собирать данные для анализа
Воспользуйтесь инструментами TEAMLY, чтобы процесс стал проще.
- Автоматизируйте рутинные действия с помощью функции «Создать правило». Например, каждый раз, когда в задаче появляется просрочка, ей присваивается тег блокера и призывается тимлид.
- Сортировка поможет быстро собрать проблемные карточки и сгруппировать их по срокам или отделам.
- Диаграммы покажут, как та или иная проблема влияет на рабочий процесс.
Дочитали до конца? Супер! Теперь нам было бы интересно обсудить, какие мысли Алексея и для вас стали вдохновляющими инсайтами?
А ещё приглашаем на важный вебинар «Переход на новый интерфейс: всё, что нужно знать о Teamly 3.0».
TEAMLY полностью переходит на новый интерфейс 1 августа 2025 года. Чтобы адаптация прошла без суеты, разберём обновление вместе.
За 45 минут Бэлла Чупашова, продуктовый маркетолог TEAMLY, покажет: где теперь живут основные функции, какие новые элементы ускорят работу. И разберёт логику решений: почему сделали именно так.
Ждём вас 19 июня (четверг), 12:00 (МСК)
Еще больше информации о возможностях инструментов TEAMLY – в нашем телеграм-канале.