Психологические приемы против телефонных мошенников

Телефонное мошенничество – сегодня один из самых распространённых видов преступлений. Написано множество инструкций, как не стать жертвой мошенников, но тем не менее, согласно исследованию аналитического центра НАФИ, 27% опрошенных готовы сообщить посторонним персональные сведения, в том числе данные своих банковских карт. Почему жертвами мошенников становятся не только пенсионеры, но и финансово грамотные люди? Какими уловками пользуются мошенники и как их распознать разбираемся с экспертами МТС Банка. Как противостоять психологическому давлению рассказала врач-психотерапевт московской Клиники МЕДСИ на Ленинском проспекте Кристина Вирт.

Психологические приемы против телефонных мошенников

Какими приёмами пользуются мошенники, чтобы выманивать деньги и личные данные?

В повседневной жизни мы всё больше пользуемся различными сервисами и приложениями, например, по доставке еды или поездкам такси, к которым часто привязываем банковские карты. Также оставляем свои адреса, номера телефонов и даже паспортные данные в соцсетях, интернет-магазинах, службах доставки и так далее, мало беспокоясь о конфиденциальности. Такой прогресс упрощает жизнь, но вместе с тем делает нас более уязвимыми.

Мошенники могут завладеть частью персональных данных. Однако, этой информации недостаточно, чтобы обмануть и завладеть вашими деньгами, так как банки ставят многоуровневую защиту. Например, подтверждение кодом из SMS оплаты заказа на сайте магазина. Поэтому мошенники действуют так, чтобы застать человека врасплох, когда решение нужно принимать мгновенно – здесь и сейчас. Манипулируя, они либо получают недостающие фрагменты персональных данных для хищения денег, либо ставят в стрессовую ситуацию, и вы сами переводите/отдаёте им свои сбережения. Таких манипулятивных схем множество, но их объединяет то, что мошенники играют на какой-то человеческой слабости. Самые распространённые – страх потери и жажда халявы.

Пример 1. Мошенник представляется сотрудником банка

В этой ситуации мошенники, как правило, играют на страхе человека потерять крупную сумму денег, а возможно, и все свои сбережения, используя такие психологические уловки:

  • звонят в неподходящее время (раннее утро, вечер, разгар рабочего дня), чтобы человек не сразу включился и сообразил – есть ли у него карта этого банка, сколько на ней денег, что вообще происходит;

  • обращаются по имени-отчеству, чтобы расположить к общению, втереться в доверие;

  • называют вымышленные должности, которые внушают доверие. Например, сотрудник службы безопасности банка;

  • озвучивают проблему, которая угрожает потерей денег, и тут же предлагают помощь;

  • постоянно накаляют обстановку, говорят, что решение надо принять быстро.

Пример 2. Халява: бесплатный подарок или выигрыш, но с оплатой доставки

Здесь мошенники играют на другой слабости – желании не упустить очевидную выгоду (подарок в любом случае стоит дороже, чем доставка) и вере в чудо.

Многим из нас удобнее жить в предсказуемом мире, верить, что за добро мы получим добро, а зло всегда будет наказано. Исходя из такой причинно-следственной связи, человек старается жить правильно и ждёт, пусть неосознанно, что за это с ним рано или поздно произойдёт что-то прекрасное.

Именно такие люди, искренне верящие в чудо, и попадаются на удочку мошенникам. Им кажется, что своим хорошим поведением они заслужили подарок, повода сомневаться в выигрыше нет, так почему бы не оплатить доставку.

Такая разновидность мошенничества называется фишингом.

Мошенники придумывают всё новые уловки для выманивания денег, схемы становятся всё изощрённее, а на фоне пандемии эксперты фиксируют бум активности злоумышленников. Мошенники могут звонить или писать под предлогом выплаты материальной помощи / компенсаций / пособий, возврата средств за путёвки или авиабилеты, а также под предлогом льготного (но не бесплатного) проведения теста на COVID-19.

Помните, что злоумышленники активно используют специальную технику для подмены номеров. В результате, при входящем звонке отображается телефон банка. В разговоре вы должны насторожиться, если вас просят назвать полностью номер карты, код CVV (три цифры на обороте вашей карты), код для подтверждения покупок из SMS, логин и пароль для доступа в онлайн-банк – эти данные нельзя сообщать даже сотруднику банка (в том числе чат-ботам и автоматическим системам при разговоре или переписке).В этом случае, ничего не говоря, не предупреждая мошенника, отключитесь и перезвоните по телефону, указанному на банковской карте, – то есть в контактный центр банка, в котором обслуживаетесь.

Как распознать мошенника?

С психологической точки зрения мошенников распознать крайне сложно. Они сами хорошо разбираются в психологии и знают, как втереться в доверие. Одну и ту же схему они отрабатывают сотни раз, поэтому не волнуются, говорят спокойным, ровным и убедительным голосом.

Косвенно мошенника выдаёт стиль общения. Он специально преподносит информацию частями, задаёт много коротких вопросов, постоянно торопит, не даёт сосредоточиться, подумать. Для него важно поймать собеседника на крючок, а после этого удерживать инициативу и манипулировать во время разговора. Если вы перехватите инициативу в свои руки и сами начнёте задавать вопросы, это выбьет его из колеи. Будьте смелее!

Психологические техники, чтобы успокоиться и подумать

Самое главное – не поддаваться панике и рассуждать логически. Это сложно, особенно если на другом конце провода находится грамотный манипулятор. Если злоумышленнику удалось втянуть вас в разговор, в первую очередь постарайтесь успокоиться. Самый простой способ взять себя в руки – дыхательная гимнастика:

  • сделайте короткий глубокий вдох и длинный выдох, повторите упражнение несколько раз;

  • ещё один способ – «дыхание по квадрату»: вдох – задержка дыхания – выдох – задержка дыхания. Каждый шаг на четыре счета.

    Сделайте несколько дыхательных циклов.

В ситуациях, когда эмоции затмевают разум, хорошо работают техники осознанности «майндфулдесс», помогающие преодолеть стресс и добиться осознания того, что с вами происходит. Отвлекитесь на несколько секунд от разговора и выполните простое упражнение «Пять, четыре, три, два, один» из серии «Быть здесь и сейчас». Сосредоточьтесь на месте, где вы сейчас находитесь, перечислите пять предметов, которые вы видите, четыре цвета, три мысли, пришедшие в голову, два звука и один запах.

С помощью этих простых психологических приёмов вам удастся взять себя в руки и выиграть время. Уровень тревожности снизится, вы сможете рассуждать логически и поймёте, что сделать в данной ситуации, чтобы не навредить себе и своим финансам.

Кстати, описанные выше техники помогут не только в общении с мошенниками, но и в любой другой стрессовой ситуации.

44
7 комментариев

Статья здоровская.
Но за всю свою сознательную жизнь (нет, мне не 16), меня не пытались обмануть по телефону мошенники. Только мобилу раз украли в метро.

1

Мне 19 и уже 2 раза звонили

Вы же понимаете что у всех этих "сами хорошо разбираются в психологии и знают, как втереться в доверие" есть прописанные скрипты, по которым они работают. 
Каждый вопрос должен произвести на вас страх, верно? 

Мое любимое, когда звонят и представляются Службой безопасности моего банка, и мол, с моей карты поступил запрос на перевод какому-то Ф.И. какой-то суммы. 
Или вам сообщают, что с вашей карты УЖЕ были переведены (хотя вам об этой конечно же сообщения не приходило 🤣) деньги на имя какого-то Васи Пупкина.

Потом "сотрудник банка" задает вопрос: Подтверждаете ли вы данную операцию? 

 Логично, что рефлекторно хочется сказать НЕТ, так как естественно я не знаю этого человека, которому якобы сейчас уйдут мои деньги. В этом и есть суть тех скриптов, которыми они обычно пользуются. 

Я вот всегда отвечаю, что да, подтверждаю данную операцию или данный перевод :) 
К сожалению еще ни разу с меня не списали деньги таких "подтвержденных мной операций" 

Ну и что самое смешное у этих "сотрудников" никогда не прописаны скрипты, когда оппонент говорит "да, подтверждаю!" и всегда наше общение заканчивается тем, что "служба безопасности" бросают трубку. 😒😒😒  И даже не прощаются.


Самое главное помните, что даже если что-то не так с вашей картой, вы всегда можете сделать все что нужно непосредственно в самом отделении банка. ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС не надо ничего срочно делать или блокировать. Мошенники тоже очень не любят этот момент. 

1

У некоторых есть ответ на "Да, подтверждаю" - они просят назвать ФИО человека на чье имя перевод )) а если вы им его говорите, они говорят, что у них не совпадает. Хотя, изначально продолжать диалог, если вы ответили "Да", им нет смысла. Тут дело даже не в скриптах, а просто уже понятно, что вы знаете, что это мошенники ))

Я думал буду психологические приёмы чтобы растоптать мошенника морально

чтобы растоптать, нужно быть тоже, своего рода, мошенником) манипулятором так точно, одной статьей не обойдёшься, только практика 

1

мошенники не звонили, но в реале бывали ситуации, когда не сразу соображаешь, что тобой пытаются манипулировать

"постоянно накаляют обстановку, говорят, что решение надо принять быстро" - вот на этом лично я погорел не раз, сейчас уже есть свои приемы борьбы))