UX Культура: правила и мероприятия для вдохновения, управления и жизни творческой команды

Делимся опытом на примере команды дизайнеров мобильных приложений №1 по версии Рейтинга Рунета 2020 года. Как показывает практика, наши идеи хорошо работают с менеджерами, разработчиками и администрацией.

KODE
KODE

В нашей уютной дизайн группировке 7 человек — мы как в той старой рекламе: очень разные, но все-таки вместе. Многие это объяснили бы общей целью и интересами, но однажды мы четко сформулировали инструмент, который помогает нам эффективно работать — это культура (и мероприятия ее поддерживающие). Звучит, конечно, пафосно, но лучшего слова не нашлось. Вот, смотрите сами, прямо из Википедии:

Культура — это набор правил, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Большую часть времени мы проектируем дизайн мобильных приложений и сайты. KODE когда-то стартовала как аутсорс компания, которая специализируется на мобильных приложениях. Сейчас KODE занимается разработкой больших проектов (не только мобайл, а все начиная от бека), и несколькими своими продуктами. Все это означает, что у нас много проектов, (они все как в сказке: большие и сложные), и много задач на любой вкус, грейд и мотивацию.

Чтобы каждому достались задачи, которые будут интересны, полезны для развития, и никто не погиб в своей рутине — отвечает тимлид. Именно ему приходится колдовать над нашей загрузкой так, чтобы мы не словили выгорание.

И здесь невидимой нитью лежит грань между «ребята с работы» и «мои лучшие друзья».

Важно не свалиться в крайность и создать такую атмосферу, когда человек может прийти к тимлиду и высказать свое мнение о своей загрузке. Например так: «Я хочу развиваться в анимации\проектировании дашбордов\проектировании кастомных переходов, мы можем найти для меня подходящий проект?»

UX Культура: правила и мероприятия для вдохновения, управления и жизни творческой команды

Мы разумно и адекватно «свитчим людей», чтобы у каждого дизайнера была возможность проснуться однажды утром в другом мире с другим проектом без ощущения, что это все с тобой навсегда. Так мы бережем свой творческий потенциал от выгорания — иногда просто необходимо сменить контекст, чтобы оставаться бодрым бойцом, избежать «замыливания взгляда» и не словить как следствие слепоту адекватного восприятия.

Зачем нам культура?

Итак, каждый из нас постоянно занят своим проектом, где свой контекст, команда и проблемы. Но мы все делаем одно дело — проектируем UX и UI. И мы должны держаться вместе. Звучит как чистой воды дартаньянство, но это очень помогает каждому члену команды и компании расти.

Наша идеология получила название UX культуры общения.

UX культура — это совокупность ценностей и правил коммуникации, основанных на совместном использовании профессиональных инсайтов и личного опыта каждого члены команды.

Почему такое название? Потому что UX дизайнеры в своей работе опираются на понимание пользовательского опыта и эмпатию. Для этого они обрабатывают пользовательский опыт и реализуют потребности людей в интерфейсе. Все тоже самое можно делать внутри команды, чтобы интегрировать в процессы каждого члена команды с его опытом.

UX Культура: правила и мероприятия для вдохновения, управления и жизни творческой команды

ПОЧЕМУ ЭТО ХОРОШО РАБОТАЕТ?

Человек передает опыт, почти автоматически, в процессе коммуникации. На этом построен принцип ценности обучения и самообучения. Свой опыт можно анализировать и приходить к определенным инсайтам, но и таким же образом можно понимать опыт членов своей команды.

Однажды на TED Эмили Вапник прочитала очень интересную лекцию о том, почему не у всех нас есть одно «то самое призвание». Она приводила примеры своих знакомых, которые работали в разных, непересекающихся сферах. Они комбинировали приобретенные навыки из разных сфер и приумножили свои результаты. Идея в том, что все самое интересное рождается на стыках. Так и здесь, опыт члена команды, в любом случае и в разной степени, окажет влияние на деятельность компании.

Как известно — придумать культуру не значит воплотить ее в жизнь. Чтобы опыт шерился, а дизайны рисовались мы используем старейший инструмент (не поверите!) — общение.

ПОЭТОМУ В НАШЕЙ КОРП КУЛЬТУРЕ ЕСТЬ ТАКИЕ ДВИЖУХИ:

UX Культура: правила и мероприятия для вдохновения, управления и жизни творческой команды

ЗАВТРАК С КОМАНДОЙ

Еженедельное мероприятие, которое проходит раз в неделю ранним утром. Так мы немного тренируем дисциплину (собираемся раньше начала рабочего дня) и стираем границы общения. На завтраках мы не всегда обсуждаем рабочие темы, иногда просто говорим «за жизнь», иногда зовем интересного нам персонажа в компании. Почему говорим не только про дизайн? Потому что тогда это превратится в обязаловку. А мы ведь совсем не хотим обязаловку.

DESIGN CLUB

UX Культура: правила и мероприятия для вдохновения, управления и жизни творческой команды

Образовательная история, для развития профессиональных компетенций. Мы презентуем работы, учимся критиковать и воспринимать критику. Design club проходит 2 раза в месяц.

Раз в месяц разбираем тренды и технологии в дизайне и исследованиях. Вот признайтесь честно, как часто вы в одиночку разбираете что-нибудь подобное, обдумываете презентованное, делаете заметки? Редко, наверное. Поэтому мы и собираемся, потому что коллективно это сделать проще и веселее. В этом же секторе мы знакомимся с трендами, изучаем новые программы и всячески учимся. Иногда один из членов команды готовит лекции на определенную тему, например, про иконкографику. И рассказывает. Как правило, именно на клубах появляются идеи для самых классных наших кейсов.

ВОРКШОПЫ

Это челлендж! Правила такие: у нас есть 2 часа чтобы сделать дизайн мобильного приложения. У каждого человека есть один экран и 10 минут времени на дизайн, затем он уступает свое место другому дизайнеру, а сам берется за другой экран, над которым кто-то уже работал до него.

Воркшопы помогают нам:

— сформировать общий паттерн работы, чтобы она шла по одному алгоритму: вайрфреймы, концепция и ее распространение с правильно созданными ui-kit и дальнейшее его использование.

— совершенствовать скорость работы и скорость мышления.

— сближать сотрудников. На проектах нет пересечения “всех со всеми”, нам не хватает коммуникаций и обсуждений. За один воркшоп работа дизайнера проходит через участников всей команды, и начинаются интересные разговоры за профессию и взаимодействие.

— развивать умение работать с другими дизайнерами на одном проекте

— весело и полезно проводить время.

ONE TO ONE

UX Культура: правила и мероприятия для вдохновения, управления и жизни творческой команды

Это формат встречи тет-а-тет. Каждый дизайнер пару раз в месяц встречается с лидом, чтобы разобраться профессиональных пробелах и личных болях, вместе порадоваться успехам и скорректировать план совершенствования. Так мы держим руку на пульсе, чтобы в случае чего сменить стратегию работы и развития, дабы это не зааффектило его. Но здесь нужна важная ремарка, чтобы этот пункт работал, лид должен быть для команды именно ментором, а не начальником. Тогда встречи будут очень эффективны.

ПРАВИЛА КОММУНИКАЦИИ ВНУТРИ КОМАНДЫ

Для того, чтобы это все работало без когнитивных искажений мы придумали правила, которые смахивают на манифест, но отлично работают. В их основе лежит UX-культура общения.

UX Культура: правила и мероприятия для вдохновения, управления и жизни творческой команды

Правила общения UX культуры

  1. Я слушаю/говорю, понимая, что могу получить или передать опыт.

  2. Я понимаю, что оспаривание моих предложений — это тоже получение опыта.

  3. Я могу задавать вопросы, если в чем-то не уверен. Это поможет сузить мою неопределенность в вопросе.
  4. Я не сравниваю свой опыт с опытом моего напарника. У нас он одинаково уникальный.
  5. Я могу поделиться свои опытом, если понимаю, что его не хватает коллеге.
  6. Мы договариваемся о том, к какой цели идем.
  7. В беседе со мной мои намерения очевидны.
  8. Я могу прекратить коммуникацию, если понимаю, что намерения собеседника непонятны или специально скрываются.
  9. Мы можем не совпадать в ценностях и целях.Я понимаю, что оспаривание моих предложений — это тоже получение опыта.

Сейчас нам это помогает устанавливать внятные и понятные договоренности. Делиться релевантным опытом, не скатываясь в репетиторство и надзирательство. Строить взаимные процессы должным образом.

Все эти форматы легко адаптируются для других, не только дизайнерских команд и помогают держать классную атмосферу на проектах. Надеемся мы были вам полезны.

С удовольствием обсудим в комментах)

За прочтение вас благодарит коллективный разум авторов: арт-директор Саша, старший по менторингу Мартин, идеолог Никита.

3636
16 комментариев

А какие воркшопы еще у вас бывают?

3
Ответить
Автор

Мы выбираем темы, которые актуальны и интересны всем дизайнерам. Мы рисовали иконки приложений в опредленных стилистиках, разбирали проектирование темных тем, работали с исследовательскими фреймворками, собирали одно супер-приложение под наши нужды. В ближайшее время хотим провести воркшоп по типографике.

3
Ответить

Любопытно 👍🏽 почему-то параллельно вспомнились сцены сотрудников у психолога в сериале «Миллиарды» 🤔

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Ребята, я дико извиняюсь, что комментарий вообще не по теме, но прошу не кидаться камнями и просто подсказать. Как зайти в "Закладки" на vc.ru с мобильной версии? Я уже 10 минут рыщу по приложению и не могу найти)

1
Ответить

На главной в мобильном смахни слева направо.


Но зачем тебе твои закладки? Там всё равно ничего интересного нет 🤭

1
Ответить

Можете посоветовать, как сделать так чтобы дизайнеры не соперничали между собой внутри команды?

1
Ответить