“Зина, закрывай Instagram, все идут в Clubhouse”

Мы тоже попробовали в этом разобраться с помощью — нашего PR-Director Катерины Ундаловой, которая зарегистрировалась в новой соцсети.

Эксперты и любители всего новенького наперегонки побежали в новую социальную сеть Clubhouse — проверять. Интересно же: первая полноценная соцсеть, основанная на войсах (голосовых сообщениях). С учетом того, что туда “просто с улицы” не попадешь (регистрация только по инвайту), интересен феномен популярности ClubHouse. Что это — очередная игрушка парней из Кремниевой долины или перспективная digital-реальность?

В комнате такие агентства как: TRIKO, Setters, Slava, Frends Moscow, BBDO и другие Катерина Ундалова
В комнате такие агентства как: TRIKO, Setters, Slava, Frends Moscow, BBDO и другие Катерина Ундалова
В комнате такие агентства как: TRIKO, Setters, Slava, Frends Moscow, BBDO и другие Катерина Ундалова
В комнате такие агентства как: TRIKO, Setters, Slava, Frends Moscow, BBDO и другие Катерина Ундалова

В поиске новой реальности

Человечество в 2020 году по разным причинам начало искать новые формы digital-самовыражения. Во-первых, пандемия сильно вырастила значимость удаленного общения. Во-вторых, существующие соцсети-гиганты накрутили до черта обновлений в своих настройках, политиках безопасности и интерфейсах — так, что многие привычные опции стали дико неудобны пользователям (а от нового дизайна Facebook у многих, по собственному признанию, развилась тяжелая депрессия). В-третьих, американские выборы более чем полностью обнажили проблему цензуры в соцсетях. Все это в итоге простимулировало поиск альтернативных реальностей. Что, в свою очередь, вывело в медиа-пространство уже существовавшие, но ранее не видимые большинством, и абсолютно новые соцсети и платформы.

Многие только недавно выяснили, что существуют децентрализованные соцсети, устроенные по принципу блокчейна — т.е. такие, которые не контролируются гигантами IT-рынка, а значит, потенциально открытые для свободного самовыражения. В 2020 году многие впервые услышали о существовании семейства Fediverse, в которое входит несколько видов соцсетей и платформ, альтернативных Youtube, Instagram, Facebook, Twitter и т.п. Кто-то узнал про соцсеть Parler — туда за свободой рванули сторонники Трампа и QAnon (но затем “гиганты” все-таки снесли сеть из апп-сторов, усложник к ней доступ). Некоторые пошли в Minds, увидев в этой сетке бесцензурный аналог Facebook. Правда, в Minds русскоязычный сегмент пока крайне мал, а Parler вообще пока не работает (ни на Россию, ни на мир).

Сеть Clubhouse была запущена еще в марте 2020 года, но всемирно известна стала только спустя год. На сегодня она оценивается в $1 млрд. и привлекла более 2 млн пользователей, причем число их растет все быстрее. Почему именно Clubhouse прочат большие успехи: неужели дело только в том, что там ведет эфиры сам Илон Маск?

Голосовая соцсеть: суть и тренд

Основа Clubhouse — голосовые чаты, которые называются комнатами. Пользователь может заходить в чат-комнаты по интересам: есть публичные (доступные всем пользователям сети), а есть закрытые (куда можно попасть по отдельному приглашению). Можно слушать спикеров, принимать участие в беседах: для того, чтобы высказаться, нужно “поднять руку”, чтобы получить разрешение от хозяина чата-комнаты.

Некоторые сравнивают новую соцсеть с Zoom, но только без видео, еще среди “аналогов” --- массовая войс-переписка в Telegram или Whatsapp-чате. Некоторые эксперты иронично интересуются: кто из сейчас активно рвущихся в Clubhouse, еще недавно писал гневные посты про ненависть к голосовым сообщениям?

Источник: https://hr-portal.ru/files/mini/e052ee54-2a76-f625-2108-f1d9480439b8.jpg
Источник: https://hr-portal.ru/files/mini/e052ee54-2a76-f625-2108-f1d9480439b8.jpg

Одно дело — просто голосовые сообщения, засоряющие переписку, и совсем другое — голосовой чат по интересным научным или бизнес-вопросам. Clubhouse скорее ближе к такому voice-миксу: голосовой чат + радио-эфир + конференция или вебинар в звуке + подкаст. И просто хорошая тусовка, в которой как на TED’s можно послушать Илона Маска, узнать что-то полезное и любопытное.

Clubhouse напоминает Telegram простой ориентацией: для разных активностей — одно приложение. Еще новая сетка напоминает Tinder — здесь достаточно ввести интересы и увлечения, чтобы получить доступ к общению с живым человеком в аудиоформате.

Clubhouse: суперценности и перспективы

Что делает Clubhouse такой интересной для потенциальных пользователей:

  • Живое голосовое общение — это то, по чему мы все соскучились за 2020 полу-карантинный год.
  • Попасть в сеть можно только по приглашению от другого пользователя. Число приглашений ограничено (а цена покупки инвайта сейчас доходит до $800) — это создает ощущение “закрытого клуба для избранных”, куда не всем можно попасть. Что-то вроде пелевинского “Солидный господь для солидных господ”.
  • Беседы в чатах не записываются, что, с одной стороны, создает ощущение “неподконтрольности” и общения off the record, а с другой стороны — повышает ценность присутствия в нужном месте в нужный момент.
  • Крутые горизонтальные связи: принять участие можно в абсолютно любой беседе (правда, не везде вам могут разрешить высказаться) — даже с супер-селебрити вроде упомянутого Маска. Причем не надо дополнительно где-то регистрироваться или записываться по смс или e-mail.
  • Можно искать комнаты по интересам, прямо как на обычной оффлайн-вечеринке, перемещаясь в пространстве, в реальном времени.

Некоторые относятся к новой соцсети как к очередной забавной игрушке, которую придумали гики — поиграют несколько месяцев, да и бросят. Однако, Катерина напоминает скептикам:

  • Еще год-полтора назад многие уважаемые эксперты говорили, что TikTok “скоро сам умрет”, потому что это визуальная сеть исключительно для “школоты и не обезображенных интеллектом” людей. По факту TikTok, не стал, конечно, филиалом Нобелевского комитета, но вышел на первое место в мире по числу скачиваний, постоянно расширяет свою аудиторию, туда идут люди старшего поколения, бизнесы — в общем, это никак не похоже на смерть.
  • Любой digital проект или платформу надо рассматривать в динамике: кто туда зайдет, как будут развиваться возможности новой сети, насколько быстро будет меняться (обогащаться полезностями) контент в Clubhouse. Это итерационное развитие, характерное для современной digital-среды — поэтому нелепо сейчас делать прогнозы относительно перспектив Clubhouse. Говорить о результатах можно будет, скорее всего, лишь к концу 2021 года.
  • Общие поведенческие тренды показывают, что людям нужны социальные сети и площадки новых форматов. Для текстов есть Facebook, Twitter и разного рода аналоги LJ. Для картинок есть Instagram, для динамичных видосов — TikTok и его клоны. Для звука есть подкасты, для видео — Youtube. Новая соцсеть не предлагает испытать орган чувств, который у человека ранее отсутствовал: она просто по-новому группирует голосовые возможности коммуникации и предлагает новые форматы их потребления. Что позволяет каждому из нас извлечь для себя пользу: деловую, личную, познавательную и развлекательную.
  • Clubhouse можно назвать формой нетворкинга для специалистов. И это очень хорошая форма, в отличие от подкастов или Youtube-лайвов, где у пользователя нет возможности принять участие в дискуссии или его вопросы и комментарии (например, в YT-чат) могут игнорировать. Именно возможность горизонтальных и открытых в любой момент связей, делает Clubhouse перспективной. И, пожалуй, делает само понятие voice более осмысленным.

За динамикой и развитием новой соцсети надо наблюдать, однако сейчас уже можно сказать, что она вполне подойдет научным, просветительским и деловым проектам, а также b2b-бизнесам. Главное, чтобы эти бизнесы умели объяснять ценность своего продукта через аудиоформат. Если вы относитесь к таким “умелым” специалистам, вам сейчас самое время идти в Clubhouse — к ней высок интерес, и как у любой новой платформы, выше вовлеченность.

77
20 комментариев

Абсолютный стыд начинается со строки, где вы ставите название своего агентства перед Setters, Slava, Frends Moscow, BBDO.

2

Не вижу тут никакого стыда, статья от нашего имени и нашего мнения, поэтому и поставлено первым:) Не надо искать какой-то скрытый смысл там, где его нет.
Мы работаем все в одной индустрии и являемся коллегами и совершенно не важно, кто написан первым, а кто последним - это же не рейтинг какой-то))

1

Мне кажется, что избегать такого помогают два правила:

1) Расположение в алфавитном порядке.
2) Расположение себя в хвосте самолёта: мама, папа и я.

Их так учат :(
"Я, Илон Маск, Билл Гейтс, Абу Ипа (не запомню никак этого Али-Бабаевича из Китая)"
Сначала учат любить и превозносить себя, а потом это выглядит смешно со стороны, но тут они отправляются на второй платный вебинар "Как отсекать негатив" :)
Всего два вебинара - и Вам можно научить делать так же. Подписывайтесь :)

Класс, конкуренты будут меньше заниматься делом. Больше втыкать в соцсети))

1

Исследование новых источников для привлечения аудитории, по вашему залипание в соцсетях? :) Помнится похожее говорили и про Тик-ток, сейчас же там все крупные бренды России и не только.
Конкуренты будут интегрировать крупных игроков отрасли, пока вы будете "заниматься делом".

1