Зачем теперь учиться онлайн, если есть ChatGPT? Разбираемся с четырьмя типами студентов
ИИ ускорил доступ к знаниям, но не отменил потребность в образовании. Объясняю, зачем люди всё ещё идут на курсы — и почему роль методолога важна как никогда.
Онлайн-образование сильно изменилось. Но не сами ученики
С приходом ChatGPT и других нейросетей кажется, что всё обучение теперь можно заменить диалогом с ботом.
Но это иллюзия. За время моего преподавания, я вижу: типология студентов осталась прежней. Изменились лишь их потребности и поведение на курсе.
4 типа учеников, которые по-прежнему с нами
Все студенты так или иначе укладываются в эту матрицу:
Мотивированные легкообучаемые: зачем им вообще курсы?
Эти ученики прекрасно учатся сами. Они умеют пользоваться ИИ, умеют искать, читают блоги, подписаны на нужные каналы.
Но им нужна обратная связь и наставник.
Потому что нейросеть:
- не знает, насколько «нормально» ты двигаешься,
- не умеет валидировать твой путь,
- не предложит альтернативу, если ты идёшь в тупик.
🎯 Эти люди приходят за экспертной валидацией и каркасом обучения. Не за контентом — за смыслом.
Немотивированные, но легкообучаемые: важно «зачем» и «зачем мне»
Их не зажигает теория. Но если включить их в проект или предложить кейс, где можно показать себя — они оживают.
💡 Что помогает:
- Описание артефактов: что сделаем, зачем, для кого.
- Артефакты: портфолио, проект, кейс.
- Фидбек и видимый прогресс.
С ними главное — превратить обучение в повод для гордости.
Мотивированные, но труднообучаемые: всё по шагам
Они стараются, но «не идёт». Теряются, когда сложно. Отваливаются, когда нет понятной структуры.
🔧 Что работает:
- «Шаг 1 — сделай это, Шаг 2 — проверь вот это».
- Мини-задания с быстрым результатом.
- Чек-листы, прогресс-бары, визуализация.
✨ Им не нужен гуру — им нужен «навигатор».
Немотивированные и труднообучаемые: пока не знаем, кто они
Это те, кто пришёл «просто так» — от скуки, по рекомендации или из страха остаться без профессии.
Они не двигаются быстро, но это не значит, что с ними ничего нельзя сделать.
🎯 Что важно:
- Стандартный маршрут — без перегруза.
- Качественный фидбек.
- Наблюдение: может, скоро они «проснутся»?
ИИ отлично помогает:
- структурировать знания,
- подсказывать термины,
- ускорять получение ответов.
Но он не может:
- дать осмысленную обратную связь,
- почувствовать контекст жизни,
- создать среду, в которой хочется учиться.
Будущее — за тандемом: ИИ + методолог = масштаб + смысл.
Данная статья была написана на 40-50% при помощи ИИ.
Обучение должно быть разным для разных людей
Мы живём в мире, где невозможно делать один курс для всех. Особенно сейчас.
📬 Если вы думаете, как адаптировать свои образовательные продукты под новую реальность — напишите. Подскажу, с чего начать.