Зачем теперь учиться онлайн, если есть ChatGPT? Разбираемся с четырьмя типами студентов

Зачем теперь учиться онлайн, если есть ChatGPT? Разбираемся с четырьмя типами студентов

ИИ ускорил доступ к знаниям, но не отменил потребность в образовании. Объясняю, зачем люди всё ещё идут на курсы — и почему роль методолога важна как никогда.

Онлайн-образование сильно изменилось. Но не сами ученики

С приходом ChatGPT и других нейросетей кажется, что всё обучение теперь можно заменить диалогом с ботом.

Но это иллюзия. За время моего преподавания, я вижу: типология студентов осталась прежней. Изменились лишь их потребности и поведение на курсе.

4 типа учеников, которые по-прежнему с нами

Все студенты так или иначе укладываются в эту матрицу:

Матрица работы с разными типами студентов
Матрица работы с разными типами студентов

Мотивированные легкообучаемые: зачем им вообще курсы?

Эти ученики прекрасно учатся сами. Они умеют пользоваться ИИ, умеют искать, читают блоги, подписаны на нужные каналы.

Но им нужна обратная связь и наставник.

Потому что нейросеть:

  • не знает, насколько «нормально» ты двигаешься,
  • не умеет валидировать твой путь,
  • не предложит альтернативу, если ты идёшь в тупик.

🎯 Эти люди приходят за экспертной валидацией и каркасом обучения. Не за контентом — за смыслом.

Немотивированные, но легкообучаемые: важно «зачем» и «зачем мне»

Их не зажигает теория. Но если включить их в проект или предложить кейс, где можно показать себя — они оживают.

💡 Что помогает:

  • Описание артефактов: что сделаем, зачем, для кого.
  • Артефакты: портфолио, проект, кейс.
  • Фидбек и видимый прогресс.

С ними главное — превратить обучение в повод для гордости.

Мотивированные, но труднообучаемые: всё по шагам

Они стараются, но «не идёт». Теряются, когда сложно. Отваливаются, когда нет понятной структуры.

🔧 Что работает:

  • «Шаг 1 — сделай это, Шаг 2 — проверь вот это».
  • Мини-задания с быстрым результатом.
  • Чек-листы, прогресс-бары, визуализация.

✨ Им не нужен гуру — им нужен «навигатор».

Немотивированные и труднообучаемые: пока не знаем, кто они

Это те, кто пришёл «просто так» — от скуки, по рекомендации или из страха остаться без профессии.

Они не двигаются быстро, но это не значит, что с ними ничего нельзя сделать.

🎯 Что важно:

  • Стандартный маршрут — без перегруза.
  • Качественный фидбек.
  • Наблюдение: может, скоро они «проснутся»?

ИИ отлично помогает:

  • структурировать знания,
  • подсказывать термины,
  • ускорять получение ответов.

Но он не может:

  • дать осмысленную обратную связь,
  • почувствовать контекст жизни,
  • создать среду, в которой хочется учиться.

Будущее — за тандемом: ИИ + методолог = масштаб + смысл.

Данная статья была написана на 40-50% при помощи ИИ.

Как же без него.

Обучение должно быть разным для разных людей

Мы живём в мире, где невозможно делать один курс для всех. Особенно сейчас.

📬 Если вы думаете, как адаптировать свои образовательные продукты под новую реальность — напишите. Подскажу, с чего начать.

1
6 комментариев